Получи документы

Конспект ООД «На Кубани мы живём» для детей 5–6 лет

Светлана Диденко
Конспект ООД «На Кубани мы живём» для детей 5–6 лет

Пояснительная записка

к занятию на тему: «На Кубани мы живём»

«Кубановедение» в детском саду – это развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре.

Занятия по «кубановедению» способствуют воспитанию чувства патриотизма, ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия своего края.

Публикация «Конспект ООД „На Кубани мы живём“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

Приобщение дошкольников к народной культуре является важной частью нравственного воспитания, поскольку развитие личности в ребёнке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.

Занятия по Кубановедению проводятся в подготовительной к школе группе.

Форма проведения: в доступной, занимательной, игровой форме рассказать воспитанникам о красоте родного края, познакомить с народными традициями и обрядами, дать представление об истории развития края, его заселении казаками, с казачьей одеждой, о предметах быта и народных ремёслах.

Организация деятельности с детьми по кубановедению предполагает : -формирование нравственно-патриотических чувств путём знакомства с особенностями истории и культуры родного края;

-ознакомление дошкольников с народными традициями и обрядами. Фольклор;

-знакомство дошкольников с элементами народно-прикладного искусства.

Цель совместной работы семьи и детского сада - воспитание патриотизма у дошкольников, любви к своей «малой Родине». Ребёнок в дошкольном возрасте впитывает в себя, как губка, много информации. И то, что с малых лет он впитает (любовь к Родине, своему народу, краю) пронесёт в своей душе по жизни.

Место проведения занятия: мини- музей «Кубанская горница»

Материально – техническое обеспечение: ноутбук, иллюстрации, презентация «Жизнь и быт казаков»

Тема занятия : «На Кубани мы живём».

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к культурным традициям Кубани.

Задачи :

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональное отношение к тому месту, где мы родились.

Прививать любовь к кубанским народным традициям.

Воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа.

Развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству, обычаям гостеприимства.

Вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.

Развивающие:

Развивать интерес детей к духовному наследию и народному творчеству Кубани.

Развивать любознательность, познавательный интерес к предметам рукотворного мира.

Образовательные:

Познакомить детей с образом жизни людей на

Кубани в старину.

Познакомить детей с понятием музей

Познакомить детей с предметами старинного быта и их названием: печь, ухват, макитра, глэчик, чугунок, рубель, скалка.

Обогащать словарь старинными словами.

Возрастная категория: дети подготовительной к школе группа 5- 6 лет

Место проведения занятия: мини – музей «Кубанская горница»

Опорные понятия: печь, ухват, чугунок, макитра, глэчик. рубель, скалка.

Вещный ряд: объекты нематериального наследия. Предметы быта мини- музея, элементы кубанских костюмов, народные инструменты: ложки, трещётки, гармонь, балалайки, колокольчики.

Технология: презентации, беседа, чтение стихотворений, загадки.

Научно- методические пособия: иллюстрации, мультимедийное оборудование. книги о Кубани.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение кубанского поэта В. Непогода

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по-особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать.

Где ко всему в прекрасном этом мире

По-детски чисто тянется душа…

Воспитатель: Любили казаки свой край

И превратили его в рай

Пахали, строили, служили.

Обычаи и веру сохранили.

Сегодня в прошлое мы с вами попадем,

Дом казаков увидим и в него войдем.

О том, как жили, многое узнаем

И так, готовы? Мы начинаем.

С детьми оказались в мини- музее, который находится в Доме Культуры станицы Воронежской.

Объяснила детям, что такое музей. Музей,это место, где хранятся старинные предметы.

Показала иллюстрации кубанской хаты. Раньше дом назывался хатой,а комнату, где встречали гостей – кубанская горница.

Воспитатель. :Жилище строилось из местных строительных материалов - глины, камыша, соломы, хвороста, дерева. Турлучный дом представлял собой деревянный каркас, обмазанный с двух сторон глиной. Каркас сооружался из вертикальных столбов (сох, пространство между которыми заполнялось хворостом или камышом. Каркас стен и потолка с двух сторон обмазывался толстым слоем глины смешанной с соломой. Забивали глиной полы, возвышавшиеся над поверхностью земли на( 20-30 см.)Для покрытия крыши использовали камыш, солому.

Воспитатель: Как вы думаете для чего хаты белились?

Белый цвет-символ чистоты и опрятности.

Убранство хаты.

«Красный угол», в котором находится икона, обрамленная рушником, лампада, подсвечники. В комнате стоит стол, покрытый кружевной скатертью, связанной крючком. На нем самовар. На стенах развешаны семейные фотографии в рамках. Земляной пол застелен домоткаными половиками. На полу прялка, рядом люлька для ребенка.

Воспитатель рассказала, что хату отапливала печь, в ней готовили пищу, выпекали хлеб. Тесто замешивали вот в таком горшке, который называется «макитра». На печке можно было сушить одежду и даже спать. Топили печь дровами. У хозяйки раньше много было дел по дому: надо печь растопить, обед сварить, пряжу спрясть, ребёнка укачать. Раньше еду готовили не в кастрюлях, а вот в таких чугунках (показывает).

Давайте рассмотрим посуду, из которой раньше ели. Посуду делали из дерева: миски, ложки, а из глины: кувшины, горшки.

Для приготовления еды хозяйка использует чугунок. В них варили кубанский борщ,да кашу Он тяжелый, отлит из чугуна. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь.

У печи жарко и чугунок руками взять нельзя. А брали ухватом.

Молоко хранит казачка в глиняном сосуде, который называется глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Но, а чаем угощает конечно из самовара.

В каждой хате стоял самовар, из которого пили чай с плюшками и пряниками.

А теперь послушайте загадку:

Стоит толстячок, подбочинивши бочок

Шипит и кипит, всем пить чай велит

Ответы детей : Самовар.

В углу напротив печки стояли большой стол и лавки. За столом собиралась вся семья. Семьи были большие и дружные. Дочери помогали матери по хозяйству, а сыновья отцу.

Предложила рассмотреть домотканый половик, скатерть.

Воспитатель рассказала, что долгими зимними вечерами девушки занимались рукоделием; шили, вязали, пряли пряжу на вот такой прялке. (показывает.)

Прялка была в каждом доме. Вы видите узор на ткани в виде цветов. Мастерица скручивала нить из кудели и накручивала её на веретено.

Лён- это растение, которое выращивают в поле.

А из ниток ткали ткань, сшили одежду.

А ещё из холста шили полотенца и вышивали разными узорами. Их вешали на иконы и зеркала (показывает полотенце). Раньше такое полотенце назывался- рушник.

Воспитатель предложила альбом «Одежда и традиции кубанского народа».

Дети узнали,что казачки очень любили наряжаться на праздники. Рубашка сшита из тонкой ткани, украшена вышивкой. Казачки надевали рубашку, платок, юбку, бусы и были очень красивыми (рассматривают иллюстрацию казачки и казака).

Одевались казаки нарядно и красиво: их повседневной одеждой были штаны-шаровары, рубахи и кафтаны из толстого сукна. Праздничная одежда шилась из шелка и бархата.

Казачки сами расшивали свою одежду вечерами. Электричества раньше не было, а горела вот такая лампа (достаю и показываю детям).Лампа сделана из металла. В нее наливают керосин. Зажигают фитиль и надевают стеклянную колбу.

Воспитатель спросила у детей, а как ваши мамы ухаживают за одеждой?

Ответы детей : Наши мамы стирают и гладят.

Воспитатель: А помогают вашим мамам в этом стиральная машина и утюг. А раньше электричества не было. Но люди всё равно ухаживали за своей одеждой. Хотите посмотреть, как они это делали?

Дети: Да.

Воспитатель: Как называют хозяйку в хате?

Ответы детей : Казачка.

Жена казака, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу или речке, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать одежду и приготовить обед. Стирали в корыте для стирки. А белье она гладила вот таким утюгом,а назывался он рубель, а потом появился угольный утюг, раскаленные в огне угли кладет внутрь утюга, а затем гладит белье.

Воспитатель достаёт рубель, скалку, салфетку и проговаривает: по скалке катается одежда выпрямляется. (показывает).

Воспитатель: Главой семьи в казачьих семьях был - казак. Он работает в поле, выращивает пшеницу, добывает пищу для семьи, а самое главное охраняет границу. А у казака был верный друг это его конь.

Казаки помимо того, что несли военную службу, владели разными ремеслами.

Воспитатель: Были среди них сапожники, которые шили сапоги, ремонтировали обувь.

Были среди них кузнецы, которые ковали предметы из железа- сабли, лопаты, подковы для коней.

Воспитатель: Были среди них бондари, которые делали деревянные бочки для зерна, воды, муки.

Воспитатель: Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте, запоминайте слова, которые мало произносят в настоящее время.

Культура малой родины богата

Перед тобой жилище предков - хата,

Турлучная, а крыша- камышом,

Ее жильцам метели нипочем.

В ней лавки, стол, комод и сундуки,

Глэчики, ложки и рушники.

Как правило, плетнем окружена,

Запрятана в тени садов она.

Красив язык казачий. Эту речь

Завещано нам предками беречь.

И на «пидворье» надо нам «робыть»

Чтобы в достатке «щиро», «гарно» жить.

Казак на службе, у жены - работа,

На бабушке о детушках забота.

И молится хозяйка день, и ночь старается родным своим помочь.

По вечерам «кучкуются бывает»,

«балакают», и песни «заспивают».

Из прошлого, от прадедов, отцов

Дошло до нас потомков много слов.

А ещё показывала детям старый альбом «Жизнь кубанского народа»

Умели на Кубани работать, умели и отдыхать и веселиться. Хороводы водить, да и песни петь.

С детьми рассмотрели инструменты: ложки, трещётки, колокольчики и гармонь, балалайки.

Детям предложила поиграть на инструментах.

Рефлексия:

Воспитатель: А что такое музей?

Ответы детей : Музей -место, где находится старинные вещи.

Воспитатель: А как называется жилище казаков?

Ответы детей : Хата.

Воспитатель: А, как называли хозяйку хаты:

Ответы детей : Хозяйку хаты называли казачкой.

Воспитатель: Чем занималась казачка?

Ответы детей : Казачка печь топила и хлеб пекла в печи, борщ и кашу готовила в глиняных горшках.

Воду носила на коромысле, ткала на прялке пряжу, вышивала одежду.

Воспитатель: А в чем хозяйка месила печь?

Ответы детей : Хозяйка месила тесто в большом горшке, который называется макитра.

Воспитатель: А вместо машины стиральной, что было? Чем гладили белье?

Ответы детей : Обычное деревяное корыто.

А белье гладили вместо утюга вначале был рубель, а потом утюг с углем.

Воспитатель: Электричества раньше не было, а что было?

Ответы детей : Была керосиновая лампа.

Вот и закончилось наше занятие по мини- музею «Кубанской горнице» .Вы узнали, как жили наши предки, какие предметы их окружали. И услышали много старинных слов.

Библиография по теме и использования литературы:

Альбомы: «Одежда и традиции кубанского народа», «Жизнь кубанского народа»

Программа «Наш край» /руководители авторского коллектива Л. И. Шинкаренко, Т. А. Нещеретова. - Усть-Лабинск, 2014г.

Программа «Мы живем на Кубани»/ руководители авторского коллектива Ю. В. Катаева, О. В. Лобанова,2017г.

Приложение

Занятие было проведено 21 сентября 2022года.

Провела предварительную работу, показала презентацию на тему:

«Жизнь и быт казаков»

Чтение стихотворения В. Непогода

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по-особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать.

Где ко всему в прекрасном этом мире

По-детски чисто тянется душа…

Загадывание загадки:

Стоит толстячок, подбочинивши бочок

Шипит и кипит, всем пить чай велит (Самовар).

Основные понятия, термины в описании занятия.

ГЛОССАРИЙ.

Горница – Центральная комната, гостевая.

Глэчик – глиняный кувшин для молока.

Кинжал – холодное оружие с коротким клинком.

Кочерга – приспособление для разравнивания горящих дров в печи.

Рубель и качалка – приспособление для глажки белья. На качалку наматывалось белье и рубелем каталось по столу.

Макитра – глиняный сосуд с широким краем для замеса теста.

Красный угол – угол в комнате где висят иконы.

Ухват – приспособления для вытаскивания горячего чугунка из печи.

Черевички – женские туфли на каблуке без задников.

Чугунок – чугунный сосуд для приготовления пищи,

который выставляются ритуальные блюда, для хранения важных документов, наград.

Шашка – колюще-рубящее оружие с прямым клинком. Символ всей полноты прав казака. Вручалась стариками казаку в возрасте 17 лет за особые заслуги.

Самоанализ занятия на тему «На Кубани мы живем

Данное занятие проводилось с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет в количестве 13 человек.

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к культурным традициям Кубани.

Задачи :

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональное отношение к тому месту, где мы родились.

Прививать любовь к кубанским народным традициям.

Воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа.

Развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству, обычаям гостеприимства.

Вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.

Развивающие:

Развивать интерес детей к духовному наследию и народному творчеству Кубани.

Развивать любознательность, познавательный интерес к предметам рукотворного мира.

Образовательные:

Познакомить детей с образом жизни людей на

Кубани в старину.

Познакомить детей с понятием музей

Познакомить детей с предметами старинного быта и их названием: печь, ухват, макитра, глэчик, чугунок, рубель, скалка.

Обогащать словарь старинными словами.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом.

Конспект составлен в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей.

Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия,предметы быта достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

Организационный прием начинался со стихотворения кубанского поэта В. Непогода.

Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - стоя в полукруге, перемещение по мини- музею «Кубанская горница».

Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

Дидактическая деятельность воспитателя:

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие моменты из образовательных областей «Познание» - закрепление названия кубанских слов.

Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали, не перебивая своего сверстника и воспитателя. Развивали диалогическую речь, память, мышление.

Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Итог занятия был организован в виде вопрос- ответ.

Я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

Публикации по теме:

Цикл стихотворений для детей 4–12 лет «Мы на Шарике Земном не одни друзья живём — 10» Читая на МААМ Ваши публикации, я увидел, что воспитательный процесс должен много внимания уделять темам, так или иначе, затрагивающим экологические.

Цикл стихотворений «Мы на шарике земном не одни друзья живём» для детей 4–12 лет Читая на МААМ Ваши публикации, я увидел, что воспитательный процесс должен много внимания уделять темам, так или иначе, затрагивающим экологические.

Цикл стихотворений для детей 4–12 лет «Мы на шарике земном не одни друзья живём-4» Читая на МААМ Ваши публикации, я увидел, что воспитательный процесс должен много внимания уделять темам, так или иначе, затрагивающим экологические.

Автор публикации:
Конспект ООД «На Кубани мы живём» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 14 мая 2024 в 20:07
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД