Екатерина Никулина
Обучение и воспитание две стороны педагогического процесса
▼ Скачать +Заказ
Сегодня я попробую поразмышлять над двумя сторонами педагогического процесса : обучение и воспитание. Как они взаимосвязаны и взаимосвязаны ли? Как личность педагога и качества его характера могут повлиять на обучение или воспитание подрастающего поколения. И кто должен заниматься обучением, а кто воспитанием. Педагоги? Родители? Или все вместе? И, самое главное, как сами дети воспринимают педагогический процесс со стороны обучения и воспитания.
Публикация «Обучение и воспитание две стороны педагогического процесса» размещена в разделах
Для начала, давайте разберёмся что общего и в чё м различия понятий: обучение и воспитание.
Специфику воспитания и обучения в контексте образования можно представить, различив их влияние на процесс развития личности. Воспитание – целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека. Обучение – целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека. Если обучение имеет дело преимущественно с искусственными (знаковыми, символическими, схематизированными, систематизированными, модельными) объектами и системами, то воспитание опирается на реальные социальные (человек, общество) и экологические отношения, на процессы и явления как живые, естественные события окружающей человека действительности, способные вызвать эмоциональные переживания. Если обучение (и в семье, и в школе) ориентировано на усвоение знаний, умений и, что особенно важно, способов интеллектуальной, познавательной, профессиональной, художественной деятельности, способов самопознания, культурного общения, поведения, то воспитание направлено на приобретение позитивного опыта социальных отношений, опыта нравственного, гражданского самоопределения, связано с навыками социального реагирования, с поддержкой индивидуальности в человеке, обеспечением адекватной самооценки. Если основной результат обучения – усвоение человеком культуры значений, т. е. выработанных в данной культуре знаков, образов, действий, норм, понятий, то основной результат воспитания – выработка человеком своей личной культуры смыслов (смысл – это “значение для меня”, мой индивидуальный вариант отношения к значениям. В личностном смысле, в отношении прячутся и ценностная, и мотивационная стороны человеческой активности.
По моему мнению, обучение и воспитание очень тесно взаимосвязаны. Ведь в процессе обучения происходит становление личности ребенка: на примере личности учителя, взаимоотношения с другими учениками, разбора различных конфликтных ситуаций из серии: «Кто прав, кто виноват?». И вот здесь очень важно, что представляет собой педагог, как личность.
Личность учителя в образовании - это личность носителя культуры и её творца, преемника и создателя мирового педагогического опыта. Современный учитель - это творческая индивидуальность, обладающая критическим мышлением, создатель множества вариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения. Однако это можно рассматривать как характеристику профессиональных, но не человеческих, то есть нравственных качеств педагога. Я считаю, что нравственной мерой поведения учителя является педагогический такт. Он базируется прежде всего на нравственных качествах педагога. И это очень важно в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения.
Но недопустимо рассматривать процесс обучения и воспитания только с точки зрения образовательных учреждений, ведь основу этих понятий дети получают в своей семье. Как сказал один известный человек: «Воспитание детей- начинается с воспитания их родителей.» Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества, поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов, что сказывается на эмоциональном самочувствии ребёнка и, как следствие, накладывает определённый отпечаток на личность дошкольника или школьника. И если дома ребёнок чувствует себя хорошо, родители проводят с ним свободное время, вникают в его проблемы, но не отнимают у него самостоятельности, значит и в образовательном учреждении у него будет присутствовать доброжелательность по отношению к окружающим, коллективизм, уважение к старшим, общительность, уверенность в себе.
Таким образом, воспитание – условие обучения. Но и обучение, формируя знания и умения, в частности нравственные знания, – условие возвышающего личность воспитания. Информационно-операционная бедность же личности затрудняет формирование ценностной сферы человека. Я считаю, воспитание и обучение неразрывно связаны между собой в педагогическом процессе.