Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Призма и пирамида»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)
Возрастная группа: 4-5 лет, средняя группа Тема: "Призма и пирамида" Основные цели: 1)сформировать представления о призме и пирамиде на основе их сравнения с цилиндром и конусом. Исследовать, из каких фигур состоят их поверхности;
2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Призма и пирамида“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление;
4)воспитывать интерес к математике. Дидактические материалы: Демонстрационный:
1) набор геометрических тел;
2)развивающий мультик «Учим объемные геометрические фигуры с паровозиком чух-чухом».
Раздаточный: 1)коробки разной конфигурации к заданию 2.1;
2)карточки с предметными картинками к заданию 2. 1:
3)набор простых карандашей;
4)набор геометрических тел;
Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска.
Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети получают представление о призме и пирамиде, об их строении.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Воспитатель собирает детей около себя.
- Отмечаете ли вы дома праздники?
- Какие праздники вы отмечаете?
- С кем отмечаете праздники?
- Какой праздник самый любимый?
- Сколько раз в год вы отмечаете день рождение?
- Что вам дарят на день рождение?
- Даша отметила свое день рождение и ей принесли много подарков. Даше нужно распределить все подарки по коробкам. - Хотите помочь Даше?
- Сможете?
2. Актуализация.
2.1. Игра: «Угадай?» (начало)
Дидактические задачи:
1)актуализировать знания детей об изученных объемных телах; 1)тренировать внимание, логическое мышление, коммуникативные способности.
Дети подходят к столу, на котором находятся коробки разной формы (цилиндра, конуса, призмы и пирамиды). Предложены карточки с предметными картинками.
- Ребята, вам нужно подарки распределить по коробкам. Посмотрите внимательно, на какую объемную фигуру напоминают коробки и найти карточки с предметными картинками, похожие на них и сложить в коробку.
- Какие коробки вам знакомы?
- Что положили в коробку, похожую на цилиндр?
- Что положили в коробку, похожую на конус?
- Куда нужно распределить оставшееся подарки?
3. Затруднение в игровой ситуации.
3.1. Игра: «Угадай?» (продолжение).
Дидактические задачи:
1)создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о призме и пирамиде;
2)сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3)тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.
- Смогли вы все подарки распределить по коробкам?
- Почему не смогли?
4. Открытие нового знания (способа действия)
4.1. Игра «Угадай?» (продолжение).
Дидактические задачи: 1)сформировать представление о призме и пирамиде на основе сравнения с цилиндром и конусом;
2)сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия; 2)тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение и обобщение, развивать память речь, логическое мышление, творческие способности.
- Я вам предлагаю внимательно рассмотреть оставшееся пустые коробки.
- На что вам напоминает эта коробка? (на крышу дома, чайный пакетик и т. д.)
- Попробуйте найти картинки, похожие на эту коробку? – Что есть у этой коробки? (Вершина и основание). Дети находят предметы, похожие на эту коробку). - Найдите, теперь среди геометрических тел, похожую на коробку. - Какого цвета? – Покажите мне вершину этой фигуры, основание. - Ребята, эта фигура - называется пирамида. - Пирамида имеет ребра. - Попробуйте провести пальцем по бокам. – Проверьте, еще раз картинки, которые вы положили в эту коробку?
- Покажите коробку, которая осталась пустая?
- Какого она цвета? - Если у этой коробки вершина, основание? - Есть ли у нас среди геометрических тел, похожие на эту коробку? - Чем они похожи?
- Теперь, попробуйте найти картинки, похожие на эту фигуру? - Ребята, у этой фигуры два основания. - Фигура называется призма.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.
5.1. Игра «Фотографы».
Дидактические задачи: закрепить умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами, развивать воображение, мелкие мышцы рук.
- Ребята, вы молодцы! Вы, помогли Даше разместить подарки по коробкам. И Даша вас приглашает поиграть в игру «Фотографы». - Вам нужно положить на бумагу пирамиду и обвести вокруг. - Что получилось? (Квадрат)
- Такая пирамида называется квадратная.
- Теперь сфотографируйте призму.
- Что получилось?
- Такая призма называется треугольная.
- Я вам предлагаю разместить фотографии на выставку.
5.2. Игра: «Путешествие паровоза».
Дидактические задачи: 1)тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать память, речь, логическое мышление.
Перед детьми набор геометрических тел.
- Любите играть в компьютерные игры. Даша тоже любит играть в компьютерные игры и хочет вместе с вами поиграть.
- Садитесь все удобно на стульчики. Посмотрите, Даша машинист. Она сейчас поедет по станциям и на каждой станции будет грузит в вагон какое-то геометрическое тело. Вам нужно угадать какое геометрическое тело погрузила Даша.
- Какое геометрическое тело погрузило Даша? (конус)
- Как узнали? ( аналогично с другими геометрическими телами: пирамида, призма, цилиндр)
6. Осмысление. Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
- Кому вы сегодня помогли?
-С кем знакомились?
-Что вам понравилось больше всего?
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др) Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка» (практический курс математики для дошкольников); Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Мир открытий» (программа, Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка» (демонстрационный материал, Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка» (раздаточный материал).