Папки-передвижки

Образовательная ситуация «Магнит-волшебник» (старшая группа)

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация «Магнит-волшебник» (старшая группа)

Образовательная область : познавательное развитие

Возрастная группа : старшая группа (5-6 лет)

Тема: «Магнит – волшебник»

Основные цели: формирование познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита

Публикация «Образовательная ситуация „Магнит-волшебник“ (старшая группа)» размещена в разделах

Дидактические материалы: 4 железных подноса, предметы из железа и дерева, 4 дощечки, деревянная палочка, кусок железной трубы, пила, колокольчик, деревянная калатушка, банка с водой, магнит на верёвочке, магниты по количеству детей, скрепки, металлические опилки, стружка, надувной бассейн, пластмассовые рыбки, удочки, ведёрки, проектор, экран, презентация «Горит – не горит», таблица для фиксирования опытов, мольберт, ящик с песком, фартуки, кораблики деревянные и железный, картинки с изображением разных предметов, фартуки по количеству детей.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран

Краткая аннотация к работе:

Структура, технология и содержание образовательной ситуации соответствует дидактической системе технологии деятельностного метода и ФГОС ДО. Образовательная ситуация проведена в игровой форме, дети самостоятельно выполняли задания, делали выводы и простые умозаключения.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Задачи: создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя. Обращаю внимание на банку на с водой, в которой лежит железный ключ:

-Ой-ой-ой, что же я наделала! Ребята, помогите мне. Я случайно уронила в банку с водой ключ, а он мне очень нужен. Как же его достать, не намочив руки? Попробуйте!

- Смогли? (Нет, у нас не получается)

- Почему не смогли? (мы не знаем, как это сделать).

- Что же делать в такой ситуации? (надо спросить взрослых; надо что бы вы нам рассказали, надо нам с вами исследовать предметы или прочитать энциклопедии). Попросите меня рассказать вам об этом! Хорошо, я вам расскажу, а для этого я предлагаю вам стать маленькими исследователями. Наденьте форму и пройдите в лабораторию.

- Я уверена, что у нас с вами всё получится! Напомню некоторые правила: в исследовательской лаборатории должен быть порядок на столах, выполнять только те действия, которые необходимы, проводить исследования не торопясь, аккуратно, продумывать свои действия

2. Актуализация

Задачи: активизировать знания детей о свойствах железа и дерева, уточнить представление о том, какие предметы могут быть сделаны из железа и дерева. Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия материалов, предметов.

- Ребята, для дальнейшей работы необходимо найти себе помощника в работе (дети образуют пары) и занять место у рабочего стола (дети в паре занимают место у своего стола, где разложены предметы из железа и дерева, два подноса из железа и дерева, бассейн с водой, кораблики, сделанные из дерева и железа, деревянные и железные ложки).

-На столе лежат предметы. Разложите предметы, сделанные из железа на железный поднос, а предметы из дерева - на деревянный дощечки (дети выполняют задание). Как настоящие исследователи все эксперименты мы будем фиксировать в таблице (лист ватмана на мольберте)

-Проверим, правильно ли вы выполнили задание. Дети, можно ли по весу определить, где железо, а где дерево? Возьмите железный предмет в одну руку, а деревянный – в другую. Что вы можете сказать? (ответы детей)

–А как ещё можно проверить? (при помощи весов).

- Хорошо. На столе у вас кораблики. Опустите кораблики на воду.

– Почему одни кораблики плавают, а другие утонули? Из чего они сделаны? (лёгкое, плавает). ( зафиксировать в таблице с помощью условных знаков: + и -)

- Предлагаю вам взять деревянную и железную ложки в разные руки и приложить к своим щекам. Что вы чувствуете? ( зафиксировать в таблице с помощью условных знаков: + и -)

- Можно ли определить по звуку: где железо, а где дерево? (ответы детей)

- Я позвоню в железный колокольчик и в деревянную калатушку (ответы детей)

- У железа какой звук? (звонкий) А у дерева? (глухой, негромкий) ( зафиксировать в таблице с помощью условных знаков: + и -)

Обращаю внимание на кусок доски и трубы:

-Дети, как вы думаете, что прочнее и твё рже: дерево или железо? (ответы детей).

-Проверим! Попробуем распилить деревянную дощечку и железную трубу (надеваю перчатки и пилю деревянную палочку, а затем кусок железной трубы).

- Какой можно сделать вывод? (железо прочнее и твёрже, чем дерево).

( зафиксировать в таблице с помощью условных знаков: + и -)

Предлагаю сесть на стульчики перед экраном:

- Дети, как вы думаете, железо горит? (ответы детей). Проверим! Посмотрите на экран. (показ слайда)

-Горит железо? (нет)

- Оно только нагревается и может плавиться в специальных печах при очень высокой температуре. (показ слайда)

- Попробуем подержать деревянную палочку над пламенем (показ слайда)

- Что произошло? (ответы детей).

- Что показал нам этот опыт? (дерево горит, железо нагревается).

-Дети, посмотрите: какие разные по своим свойствам железо и дерево. Но может вы знаете что-то такое, что делает их похожими? ( ответы детей: и дерево и железо боятся сырости, воды. Если деревянные предметы долго находятся в воде - они пропитываются водой и разрушаются, гниют, а железные покрываются ржавчиной и теряют свою прочность (показать ржавый кусок железа и кусок старой древесины)

3. Затруднение в ситуации

Задачи: под руководством воспитателя сформировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

- У меня в руках предмет, который притягивает к себе гвозди, булавки, иголки, скрепки. Это магнит!

Магнит часто называют геркулесовым камнем. А знаете почему, можете ответить? (нет, не знаем) – А хотите узнать? Значит, что нам нужно узнать, чему научиться? (Нам надо узнать свойства магнита. А ещё узнать, как магнит действует, как притягивает предметы)

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Задачи: познакомить со свойствами магнита. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, делать выводы; тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение.

- Геркулесовым камнем магнит называют в честь древнеримского, самого сильного и мужественного человека по имени Геркулес (Слайд). В наше время так называется каша – геркулесовая. Есть поверье, кто будет кушать её на завтрак, то вырастит таким же сильным, как этот герой. Магнит обладает большой силой притяжения, но притягивает он не все предметы. Проверим!

Опыт №1 «Цепочка из скрепок». Описание: на столе рассыпаны скрепки. Поднести магнит к одной из скрепок – она притягивается к нему; затем к остальным скрепкам по очереди. Получается длинная цепочка из скрепок. Но стоит оторвать от магнита первую скрепку, как вся цепочка сразу рассыпается.

Опыт№2 «Забавный волчок». Описание: картонный кружок насадить на тонкую палочку, нижний конец которой заострён, а в верхний воткнуть булавку, чтобы была видна только её головка. Закружить волчок на столе и аккуратно сверху поднести к нему магнит. Притягиваясь булавочной головкой, волчок подпрыгнет и пристанет к магниту, но по - прежнему будет вращаться.

Опыт №3. Описание: железные опилки аккуратно высыпать на лист бумаги, к его нижней стороне поднести магнит. Сразу же опилки притягиваются магнитом, образуя различные узоры. Переместить магнит и опилки начинают движение за ним, изменяя узор на бумаге.

Опыт №4. «Дерево, бумага, пластик» Описание: магнит поднести к предметам, сделанным из дерева, бумаги, пластика.

- Ребята, узнав свойства магнита, мы сможем достать ключ? (да, при помощи магнита). (Ребёнок с помощью магнита достаёт ключ из банки и через стекло)

- Какой вывод можно сделать? (Магнитная сила действует даже сквозь воду и стекло; магнит притягивает только предметы, сделанные из железа).

5. - Да, вот какие чудеса может делать магнит!

6. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Задачи: закрепить знания детей о свойствах магнита.

1. Игра «Что притягивает магнит (дети выбирают картинки с изображением предметов, сделанных из железа)

2. Игра «Найди клад в пустыни» (с помощью магнита дети находят железные предметы в песке)

3. Игра «Хитрая рыбалка» (дети подходят к резиновому бассейну с рыбками, удочки и ведёрки стоят рядом.) (дети ловят рыбу).

Дети, почему выловили не всю рыбу? (ответы детей) Поэтому рыбалка и называется «хитрая» - в некоторых рыбках нет магнитов.

Осмысление

Задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха; формировать умение свободно общаться со взрослыми и детьми, выражать своё отношение к окружающему, находить для этого различные речевые средства. Способствовать воспитанию самостоятельности.

Ребята встают полукругом.

- Кем вы были сегодня? (были исследователями и помогли вам Елена Александровна)

- А что вам помогло достать ключ? (мы узнали о силе магнита; магнит притягивает железные предметы; магнитные силы проходят через воду, стекло и песок)

- Молодцы, ребята! Вы сегодня были настоящими исследователями – научными сотрудниками, и вместе сделали новые открытия, потому что работали слаженно, дружно, помогали друг другу. Предлагаю вам дома показать мамам и папам опыты с магнитами, найти интересную информацию о магните в различных книгах, видеофильмах и поделиться с нами.

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) :

Использованная литература:

1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года).

2. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М. : АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.

3. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие / Под. ред. Л. Г. Петерсон. – М. : Институт СДП, 2011.

4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.

5. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л. Г. / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.

6. Материалы Федеральной инновационной площадки: Рекомендации по разработке сценариев занятий "Открытия" нового знания в технологии "Ситуация", 2017.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Волшебник магнит» Этот конспект организации непрерывной образовательной деятельности детей в подготовительной группе был разработан мною совместно с воспитателем.

Магнит-волшебник экспериментально-познавательное занятие для детей 5–6 лет Магнит-волшебник [b]экспериментально-познавательное занятие для детей 5-6 лет[/b][/i] Воспитатель: Москаленко Елена Анатольевна ГККП «Детский.

Непосредственно образовательная деятельность: «Хакасия мой край родной» — старшая группа Цель: Создание условия для формирование элементарных представлений о родном крае Хакасии Задачи: Познакомить детей с особенностями хакасской.

Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет)Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет) Задачи: формировать представления о природном явлении: дождь; учить детей от целого куска пластилина отщипывать маленькие кусочки, прижать.

Образовательная ситуация «Петрушка, покажи игрушку» (первая младшая группа)Образовательная ситуация «Петрушка, покажи игрушку» (первая младшая группа) 1. Чтение песенки-потешки «Баю-бай». 2. Математическая игра «Что выбрал Петрушка?». Задачи: Познакомить детей с фольклорным произведением,.

Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка»Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка» Задачи: учить узнавать диких животных, называть их. Формировать представления детей о питании диких животных. Развивать зрительное восприятие,.

Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю»Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Художественно – эстетическое развитие. Форма организации детей: фронтальная.

Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда»Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда» Цели 1. Продолжать ознакомление детей с историческим прошлым нашей страны. 2. Познакомить с историей возникновения некоторых государственных.

Участие в городском проекте «Длительная образовательная игра по сказке Волкова «Волшебник Изумрудного города»Участие в городском проекте «Длительная образовательная игра по сказке Волкова «Волшебник Изумрудного города» В сентябре – октябре 2016 г. для дошкольников и младших школьников города школой № 5 был организован проект – «Длительная образовательная.

Участие в городском проекте «Длительная образовательная игра по сказке Волкова «Волшебник Изумрудного города»Участие в городском проекте «Длительная образовательная игра по сказке Волкова «Волшебник Изумрудного города» Завершил работу городской проект по читательской грамотности «Длительная образовательная игра по сказке Волкова «Волшебник Изумрудного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация «Магнит-волшебник» (старшая группа)
Опубликовано: 14 апреля 2021 в 20:34
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД