Получи документы

Обогащение словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города

алена челядинова
Обогащение словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Публикация «Обогащение словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города» размещена в разделах

Проводя словарную работу, мы одновременно решали задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируя нравственность, навыки поведения. Целенаправленное развитие словарного запаса старших дошкольников потребовало от нас углублённого исследования различных сторон словарной работы в ДОУ, проводимой среди детей старшего дошкольного возраста.

Проблемой нашего исследования являлось обогащение словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города. Гипотеза нашего исследования было утверждение, что процесс развития и обогащение словаря старших дошкольников будет успешным если :

- организуя НОД детей педагог заранее намечает новые лексические единицы для обогащения словарного запаса;

- педагог в рассказах о родном городе использует наряду с известной лексикой новые понятия и обсуждает с детьми их значение.

В теоретической части мы рассматривали проблему развития и обогащения словаря старших дошкольников. Мы дали характеристику понятиям: «слово», «словарь», «активный словарь», «пассивный словарь», «обогащение словаря», «словарная работа». Проанализировав психолого-педагогические исследования по развитию и обогащению словаря старших дошкольников, раскрыли проблему развития и обогащения словаря в процессе ознакомления дошкольников с историей родного города. Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию и обогащению словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города.

Первым этапом работы было выявление уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста группы «Муравьи». На основе проделанной работы дети были распределены по трё м уровням: высокий, средний, низкий. На данном этапе преобладал низкий уровень развития словаря у детей экспериментальной группы.

В связи с этим, вторым этапом нашей работы была организация непосредственно образовательной деятельности, направленной на развитие и обогащение словаря старших дошкольников в процессе реализации на практике регионального компонента программы «Город - сказка, город - быль». Мы провели работу с сентября по январь текущего учебного года, проводя интерактивные «Встречи с Санкт-Петербургом» раз в неделю по 10-15 минут, в течении 12 недель. Кроме этой работы проводилась и вся остальная работа, которая в обязательном порядке проводится в течении учебного года в любой старшей группе детского сада.

На третьем этапе мы провели сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов, который показал нам положительную динамику развития и обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей родного города.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.

Таким образом, для выяснения сущности словарной работы в детском саду очень важно подчеркнуть, что значение слова можно определить на основе установления трех сторон:

1) соотнесенности слова с предметом,

2) связи слова с определенным понятием,

3) соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка (В. А. Звегинцев).

Усвоить значение слова – значит овладеть всеми его сторонами.

Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.

Проделанная нами работа дала свой положительный результат, мы пришли к выводу, что заниматься подобными экспериментами полезно и нужно, поэтому работа будет продолжена в экспериментальной группе в течение этого учебного года. Мы планируем провести все 30 встреч, чтобы в дальнейшем использовать полученный опыт и расширить применение полученных результатов, также мы будем планировать перенести наш опыт на все старшие и подготовительные группы детского сада, которых будет в следующем учебном году четырнадцать. Так как мы смогли заинтересовать и родителей и детей, получили их положительную оценку, давая детям новые знания о городе, в котором они родились и живут.

Публикации по теме:

«Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края» Патриотизм – явление естественное и необходимое для полноценного существования, как отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм.

Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края Патриотизм - явление естественное и необходимое для полноценного существования, как Отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города
Опубликовано: 25 мая 2015 в 00:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД