Получи документы

Конспект занятия в подготовительной группе «Обитатели степей — животные и птицы»

Наталья Кузнецова
Конспект занятия в подготовительной группе «Обитатели степей — животные и птицы»

Цель: формирование представления детей об особенностях животного и растительного мира степной зоны.

Задачи: познакомить детей с понятием «степь», с жизнью степных хомячков, приспособлении растений и животных к степным условиям, о простейших причинно-следственных связях в природе, воспитывать экологическую культуру, понимание того, что в природе все взаимосвязано.

Материал: плоскостная картинка хомячка Хомки, "Степная зона" - на ватмане, сюжетные картины "Семья хомячков", "Хомячки и сова", цветные карандаши, листы белой бумаги для рисования.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Обитатели степей — животные и птицы“» размещена в разделах

Предварительная работа (утром) : Ребята, я вам сейчас покажу сюжетную картину, отгадайте, кто на ней изображен, вам поможет в этом загадка.

За щеками у зверька

Целых два больших мешка.

Носит в них уже давно

Он в свою нору зерно (хомяк)

Рассматривают сюжетную картину «Хомячки - обитатели природного уголка».

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в гости пришел Хомка хомячок. Хомячки могут быть домашними, которые живут у человека, а в дикой природе хомячки живут в степи. Давайте познакомим хомячка с его родственниками. Но для начала, расскажем ему, что такое степь? ( Дети: Это равнина, ни холмов, ни леса, до самого неба простирается гладкая равнина. Куда не глянь, кажется, что ей нет конца и края).

Ребё нок: На все стороны степь

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь,

Неоглядный простор!

Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь - везде раздолье!

Южнее полосы лесов

Лежит ковёр из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь,

А зовется это степь.

Воспитатель: Степь расположена южнее зоны лесов. Это место, где нет деревьев, одна трава. У большинства растений длинные ветвистые корни, которые находятся глубоко в земле. С помощью корней растения впитывают воду. К такими растениям относится мятлик, полынь, ковыль, который цветет летом в самое жаркое время. Эти растения устойчивы к засухе. Как разнообразна растительность степей! Здесь нет деревьев, а значит, нет тени, поэтому растут в степи растения, которые любят солнечный свет. Весной когда влаги достаточно расцветают степные луковичные цветочные растения: тюльпаны, ирисы, гиацинты. Степи бывают разные : чернозёмные, богатые перегноем и травянистой растительностью.

Зацвела наша степь, как волшебный костёр,

Зацвела наша степь словно пёстрый ковёр.

Но бывают места, где степи пустынные, без единой травинки.

Во многих местах степи выпадает мало осадков, бывают сильные, сухие, горячие ветры - суховеи. Дожди в степи редкость, но если они бывают, то проходят в виде ливней. Вода быстро впитывается в землю и также быстро испаряется. В степи много солнца, жаркое продолжительное лето, короткая зима. Зимы в степи холодные и снежные. Растительность - это в основном злаки, трава растущая пучками (мятлик, между которыми голая почва. Летом в степи очень жарко, воды почти нет, поэтому травы высыхают.

Степь становится похожа на море, по которому катятся серебристые волны.

Если в степях много цветов, значит много насекомых, которые их опыляют.

Например: кобылка, жук навозник, божья коровка, жук чернотелка, мрачная моль.

Много различных кузнечиков. В разгар лета воздух звенит от их неумолкаемого стрекотания. Весной, над цветами порхает много бабочек. В степях много пауков : скорпион, фаланга. Один из наиболее опасных - южнорусский тарантул.

Тарантул ядовит, человека кусает редко, но больно. Ещё в степи обитают необычные насекомые : муравьи - жнецы, в отличие от лесных муравьев, степные устраивают муравейники глубоко в земле, питаются только семенами растений. Саранча - самый опасный вредитель для степи. Любит теплый климат и песчаную почву. Питается различными травами, кустарниками, злаками, поедая их листья, стебли, цветы и плоды. В степи много насекомых, ими питаются птицы (розовый скворец, степной жаворонок). Птиц в степи не очень много : жаворонки, трясогузки, дрофа, журавль-красавка, серая куропатка.

Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле или в траве. Маленьким птицам трудно заметить опасность из-за высокой травы, они очень осторожны, время от времени они взлетают над ней. Кроме этого, у степных птиц часто встречается такая окраска, которая делает их незаметными для врагов. Например, птенцы куликов, дроф почти неотличимы от травы, в которой они затаились.

Физминутка

Вверх рука и вниз рука

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок.

(локтем правой руки коснуться колена левой ноги и наоборот)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

В степях есть хищные животные : лиса-корсак, волк, степной орёл. Есть маленькая лисичка-корсак, которая выходит из норы только ночью, питается мышами, зайцами, птицами, ящерицами.

Степной волк несколько мельче лесного, с более редким и грубым волосом. Если потомство слабое, волчица просто уничтожает его. Степной орёл питается в основном сусликами. Он охотится высматривая их с воздуха, паря в небе. Иногда караулит, сидя у норы и выжидая, когда суслик выйдет наружу. После этого вскакивает и догоняет его бегом.

Степные орлы высокие на ногах и бегают лучше других орлов. Они занесены в Красные книги России. Степным животным приходится жить в условиях открытой травянистой местности, поэтому среди них многие животные хорошо бегают : антилопы - сайгаки, тушканчики, полевые мышки, суслики, птица дрофа. Также живут в степи : черепахи, степные зайцы, манул (дикая кошка, пустельги, канюк, ящерицы, змеи - степная гадюка, полоз.

В степи очень много грызунов, среди которых хомячки. Сейчас мы Хомку, познакомим с его сородичами.

Хомячок золотистый - растительноядное животное, грызун. Живет в степи. Это маленький зверек. У него толстенькое туловище, короткая шея, голова с заостренной мордочкой. Ушки небольшие округлые и очень подвижные. Зверек чуткий хорошо слышит, глазки крупные, круглые, выпуклые, черного цвета, они помогают ему видеть в темноте. У хомячка есть защечные мешочки, в них грызун переносит зерна. Мешки сильно растягиваются и вмещают много корма. Ноги короткие и тонкие пальчики заканчиваются крепкими заостренными слегка загнутыми коготками. Хомячки быстро и ловко роют норки. Зверьки бегать быстро не могут их легко можно догнать, поэтому они далеко от норок не уходят. Хвостик очень короткий, малозаметный. Окраска рыжеватая, есть немного темной шерстки по бокам головы, на шее. А брюшко более светлое. Такая окраска малозаметна на фоне растений и почвы степи. Хомячок зимой больше времени проводит в спячке. А когда просыпается то поедает запасы собранные летом. В теплое время года вылезает на поверхность и кормится вечером и ли ночью. Норка у хомячка длинная до двух метров. В глубине ее грызун устраивает гнездо, выстилает его мягкой травкой. В норке есть кладовка. Питается хомяк семенами разных трав, особенно злаками. Любит свежую травку, корешки, насекомых. Кормится сидя на задних лапках, а передними придерживает пищу. Хомячки живут колониями, чтобы совместно наблюдать за опасностью. У золотистого хомячка много врагов: на него охотятся лисы, хорьки, шакалы, совы, змеи. Поэтому он редко выходит на поверхность днем. Ночью или вечером он осторожно высовывает мордочку из норки, принюхивается, прислушивается. При малейшей опасности замирает, если враг рядом, то прячется. Застигнутый врасплох хомяк опрокидывается на спину, громко пищит, скрежещет зубами и кусается. Весной у хомяка рождаются хомячки. Они еще крохотные, голые, слепые и глухие. Мама их кормит молочком, вылизывает и греет. Детеныши растут быстро и в возрасте 2 месяцев хомячки становятся взрослыми. Уходят от мамы и ведут самостоятельную жизнь. Летом каждый год хомячки линяют. Как вы думаете почему?

«Хомка, Хомка хомячок, полосатенький бочок,

Хомка раненько встает, щечки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

1,2,3,4,5 - Хомка хочет сильным стать».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, солнышко стало очень сильно припекать, степные хомячки спрятались от жары в норки. На память Хомке нарисуем степных хомячков, чтобы он чаще вспоминал эту встречу.

Рисование «Хомячки степные жители».

Ребё нок: Природа – наш чудесный дом!

Пусть все уютно будет в нем!

Пусть чистыми будет степь и река!

По синему небу плывут облака!

Сайгаки гуляют,

Лебедь машет крылом:

Берегите природу – это наш дом!

Ребё нок: Берегите степь родную!

Берегите для себя!

От коварства чужестранцев

Браконьеров и огня.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы»Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» во 2 младшей группе.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать.

Конспект занятия «Перелетные птицы» в подготовительной группе Цель: закрепить знания детей о птицах. Задачи: способствовать обобщению представления детей о перелетных птицах, прилет, выведении птенцов,.

Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группе Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии животного мира Краснодарского края. Задачи:.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Дикие животные. Лиса» Конспект занятия в подготовительной группе по НОД «Речевое развитие» : «Дикие животные. Лиса» Цель: Расширять знания о жизни, среде обитания.

Конспект занятия по рисованию «Мир вокруг нас. Домашние животные. Мой любимый котёнок» в подготовительной группеКонспект занятия по рисованию «Мир вокруг нас. Домашние животные. Мой любимый котёнок» в подготовительной группе Интеграция ОО:" Социально - коммуникативное развитие", Познавательное развитие ", Речевое развитие ", " Художественно - эстетическое развитие.

Конспект занятия по экологии «Животные Земли» в подготовительной группе Цель. Углубить и обобщить представления детей о разнообразие животного мира (насекомые, птицы, звери, рыбы). Задачи. Способствовать развитию.

Конспект занятия «Животные моего края» в подготовительной группе Задачи. Дать представление детям о том, что лес, как большой дом, имеет несколько ярусов-этажей, каждый из которых дает кров и пищу разным.

КТП ОП в подготовительной группе по программе «От рождения до школы». Тема: «Животные и птицы Севера и жарких стран» ТЕМА НЕДЕЛИ: «ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ СЕВЕРА И ЖАРКИХ СТРАНПрограммное содержание: Познакомить с климатическими условиями разных материков (самым.

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Зимующие птицы»Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Зимующие птицы» Аппликация (подготовительная группа). «Зимующие птицы». Цель. Развивать умение детей выполнять предметную аппликацию по выбору, путем составления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Обитатели степей — животные и птицы»
Опубликовано: 16 ноября 2020 в 18:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД