Лучший педагог года

Обеспечение психологической безопасности личности дошкольника

Оксана Гудзиева
Обеспечение психологической безопасности личности дошкольника

Обеспечение психологической безопасности личности дошкольника.

Современный мир таит в себе много угроз для маленького человека. Безопасный мир детства это основополагающая комфортного взросления. Многие опасности угрожают не только жизни ребенка, но и его психологическому здоровью. Наверняка вы много раз слышали, что все взрослые проблемы родом из детства, поэтому одним из важных направлений в работе является обеспечение психологической безопасности личности дошкольника.

Публикация «Обеспечение психологической безопасности личности дошкольника» размещена в разделах

Психологическая безопасность – состояние при котором обеспечивается успешное психологическое развитие ребенка, адекватно оцениваются и выявляются угрозы его психическому здоровью. Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

К ВНЕШНИМ  ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести: 1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений. 2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми.   3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов. 4. Враждебность окружающей ребенка среды, ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдо заботой о безопасности ребенка. 5. Интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней. 6.   Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе. 7. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. д.

ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологической безопасности ребенка могут быть : 1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения.  В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми. 2. Осознание ребенком на фоне других детей своей не успешности.  Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть. 3. Отсутствие автономности.  Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно. 4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания. 5. Патология физического развития, например, нарушение зрения, слуха и т. п.

         ОБЩИМИ же источниками угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий.   Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться :

*  в трудностях засыпания и беспокойном сне;

*  в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

*  в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

*  в рассеянности, невнимательности;

*  в беспокойстве и непоседливости;

*  в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

* в проявлении упрямства;

* в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

* в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

* в игре с половыми органами;

* в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

* в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

*  в повышенной тревожности;

* в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Как мы можем убедиться источников угроз психологической безопасности личности дошкольника очень много и последствия от них очень болезненные, поэтому психолого-педагогическая работа ведется не только с воспитанниками, но и их родителями, а также педагогическим составом.

Эмоциональное состояние педагогов напрямую связано с психологической безопасностью детей. Раз в неделю проводятся занятия, направленные на просвещение, обучение и снятие психологической разгрузки педагогического состава.

Для родителей была собрана папка с рекомендациями и советами, ответами на актуальные вопросы связанные с психологической безопасности личности ребенка. Так же проводятся собрания родительского клуба, для полного взаимодействия детско-родительских отношений.

Но основная работа – работа с детьми. Применяются способы сказкотерапии, библиотерапии, арттерапии, работа с метафорическими картами, упражнения на снятие эмоциональной разгрузки. Проводятся беседы с использованием наглядного материала, для разбора конкретных проблемных ситуаций (например, что делать, если ты потерялся, как вести себя с незнакомцами). После теоретической части, полученные знания закрепляются в проигрывание с детьми ситуаций и выполнению упражнений. Сейчас я хочу вас познакомить с парой таких упражнений.

Сказка ложь, да в ней намек

Задача: обучение распознаванию типичных признаков манипулирования.

Предлагаю вам вспомнить сказки, в которых встречаются попытки манипулирования, когда кто-то из героев делает того, что нельзя или на героя кто-то плохо влияет и подвергает опасности.

“Снежная королева”, “Колобок”, “Красная Шапочка”, “Волшебное кольцо”, “Летучий корабль”, “Карлсон”, “Винни-Пух”, «Лиса и заяц».

Красная Шапочка и Серый Волк

Задача: развитие умений использования конкретных приемов психологической защиты от манипулирования.

Все мы помним сказку про красную шапочку, а давайте мы с вами вспомним, что же опасного было в ней для маленькой девочки, кто подвергал её опасности и как можно было этих опасностей не допускать. – найти как можно больше ситуаций, содержащих попытки манипулирования;

Когда Серый Волк поздоровался с Красной Шапочкой, ей нужно было сразу же убегать от него (прием – уход от общения) или звать на помощь охотников (прием – использование помощи других людей).

мама отправляет девочку в лес, Волк завязывает беседу с Красной Шапочкой, просит Бабушку впустить его в дом и т. д.

Вот такая огромная работа проводится для обеспечения психологической безопасности детей и сохранения их физического и психологического здоровья. Только мы с вами можем обеспечить безопасный мир детства, все в наших руках.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Роль игровых технологий в формировании личности дошкольника АНО ДПО «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА» РЕФЕРАТ по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки.

Консультация для воспитателей «Обеспечение безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОУ» Детство – маленькая удивительная страна. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное.

Консультация «Обеспечение безопасности ребенка дома» Консультация Обеспечение безопасности ребенка дома В современном мире многие родители больше времени проводят на своей работе. На детей.

Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника Основными методами, которые позволяют оценить эмоциональное состояние и выявить особенности эмоционального развития, являются: наблюдение,.

Обеспечение безопасности ребенка: дома и в общественных местах КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ (как воспитывать безопасное поведение у дошкольников) Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами.

Проект «Обеспечение дорожной безопасности» Ключевые слова: Правила дорожного движения; безопасность; сотрудничество с семьями детей; предметно- развивающая среда. Аннотация: В материале.

Обеспечение психологической безопасности детей во время прибывания в ДОУ. Признаки стресса у дошкольников РЕФЕРАТ на тему: Обеспечение психологической безопасности детей во время прибывания в ДОУ. Признаки стресса у дошкольников. Безопасность.

Памятка для родителей «Обеспечение безопасности детей в весенний период» Родители! Не допускайте детей к реке без надзора взрослых, особенно во время ледохода, предупредите их об опасности нахождения на льду при.

Развитие нравственной сферы личности дошкольника Личность – это понятие, которое отображает устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного.

Статья «Роль воспитателя в Формировании личности дошкольника» Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская обл. На земле много профессий,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обеспечение психологической безопасности личности дошкольника
Опубликовано: 20 февраля 2019 в 12:52
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД