Папки-передвижки

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Доронкина Татьяна Николаевна
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире и в дошкольном воспитании весьма актуальна. Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе (селе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах

О необходимости патриотического воспитания говорится в Законе Российской Федерации «Об образовании», где одной из приоритетных задач системы образования ставится: «воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине – России, уважение к государственным символам, почитание народных традиций. Нравственно - патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности.

В нравственно - патриотическом воспитании огромное значение играет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «Любовь к Отечеству», «Трудовой подвиг».

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот, что важно для воспитания нравственно - патриотических чувств. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем страной, ее столицей и символами. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции, общественные события. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности, края.

Родное село! Надо показать ребенку, что родное село славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Целью патриотического воспитания у детей дошкольного возраста является воспитание у ребенка чувства любви и привязанности к Родине; формирование у воспитанников потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость и любознательность.

Задачи:

Расширение представления о России, как о родной стране.

Привитие детям чувства любви к своей мало родине, к своему краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Поэтапная работа по нравственно – патриотическому воспитанию реализуется по следующим направлениям:

1. Методическое сопровождение.

2. Работа с детьми.

3. Работа с родителями.

Каждое направление связано между собой и включает в себя:

1. Знакомство с родным селом, его историей

2. Знакомство с родным краем и Россией

3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа

4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.

5. Знакомство с государственной символикой города, страны.

6. Знакомство с символами России (береза, матрешка и т. п.)

Методическое сопровождение:

Создание предметно – развивающей среды патриотической направленности:

- уголки по патриотическому воспитанию;

- дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг

России», «Космос», «Памятные места родного города» и др. ;

- дидактические папки: «Мой город», «Моя семья», «Государственная

символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе»,

-сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Космос», «На флоте» и др. ;

- методическая, художественная литература, фотографии, иллюстрации через которые дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.

Работа с детьми. Основной формой нравственно - патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность.

При работе с детьми можно использовать следующие методы:

Наглядные методы

• наблюдения;

• экскурсии, целевые прогулки;

• показ сказок, видеофильмов;

• демонстрация иллюстраций картинок, альбомов по теме;

Словесные методы

• рассказ, объяснения воспитателя;

• чтения произведений устного народного творчества, детских художественных произведений воспитателем;

• чтения стихотворений детьми, воспитателем;

• беседы, занятия с элементами диалога;

• ответы на вопросы педагога, детей;

• загадывание загадок;

• рассказов детей по схемам, иллюстрациям;

• разбор игровых ситуаций;

• дидактические игры;

• проведение викторин, конкурсов;

Практический метод

• продуктивная деятельность;

• разнообразные игры;

• оформление альбомов, тематических папок;

• постановка сказок, музыкальных спектаклей, выступления для воспитанников младших групп, для родителей;

• участие в конкурсах, смотрах, фестивалях;

• встречи с интересными людьми;

• праздники, развлечения;

• изготовление с детьми наглядных пособий для занятий

При знакомстве детей с трудом взрослых автор старается выбрать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей села и города.

Рассказы, беседы на тему, чем прославились в детском саду родители детей. Мамы помогли помыть и заклеить окна, принесли рассаду для цветов и

саженцы, а потом все вместе посадили на территории детского сада. Чья-то

мама помогла сшить костюмы, дедушка привез песок, а все вместе папы сделали машину, домик. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они

начинают уважать труд своих родителей – стараются беречь то, что сделано

близкими людьми.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Оптимальным для нравственно - патриотического воспитания является проведение музыкально-игровых праздников таких как, «Золотая осень», «Новый год», «Рождество», «Защитники Отечества», «Масленица», «Наши любимые мамы», «Пасха Красная», «День Победы», «День России». Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Важно приобщать ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Большую роль при этом играют экскурсионные маршруты: в библиотеку, к школе, к памятнику погибшим солдатам. Существует у нас традиция: накануне великого праздника Дня Победы с детьми старшей и подготовительной групп возлагать цветы к мемориалу «Погибшим воинам». Дети читают стихи, поют песни, слушают наставления старшего поколения.

Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы должны знакомить не только с историей, но и не должны забывать о современных событиях. Дети делают поздравительные открытки для участников СВО, поздравляют с Днем защитника Отечества.

Проведение мероприятий способствует нравственному - патриотическому формированию личности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми.

Важно отметить, что, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, необходимо как можно чаще использовать игровые приемы, которые важны, как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. В игре моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки. Занятия проводятся во всех возрастных группах в течение всего учебного года, как в первой половине дня, так и во второй, с использованием различных педагогических технологий.

Работа с родителями.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является создание партнерских взаимоотношений с родителями, семьей. В настоящее

время эта работа актуальна и особенно трудна. Требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.

Походы, экскурсии, прогулки.

Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий, мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий и т. д. Коллективные походы, прогулки, экскурсии являются наиболее подходящим средством для формирования у детей правильного мировоззрения, глубокого понимания моральных ценностей и принципов социального образа жизни.

Экскурсия к памятнику «Истории великие страницы»

Цель: познакомить с историей родного края в годы ВОВ; изучить памятник, посвященные ВОВ; способствовать формированию гражданской идентичности, воспитания патриотизма и любви к своей стране, уважения к Родине;

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Сквозь тяжкие испытания и лишения, выпавшие на долю народа в ту пору, пережили и жители нашего села. Наши воины – ломовцы сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны от первого до последнего дня. Они участвовали во всех оборонительных и наступательных боевых операциях.

В результате летнего наступления 1942 года территория нашего района была оккупирована. Начались чёрные дни оккупации, продолжавшиеся семь месяцев. Более 800 мужчин призывного возраста, жителей Ломовского сельского совета, ушли на фронт, около 400 из них отдали жизнь за Родину. Это рядовые солдаты, труженики-хлеборобы, оторванные войной от своих настоящих дел и забот. Трое из них удостоены самого высокого отличия высшей доблести-звания Героя Советского Союза.

В июле 1943 года в ходе оборонительной операции в Курской битве немецкие соединения оперативной группы, потеснив части 93-й гвардейской стрелковой девизии из состава 6-й гвардейской армии, продвинулись до реки Разумная, где были остановлены подошедшими резервными частями 69-й армии, а затем отброшены на исходные позиции. Эти бои протекали на территории села Ломово. Погибшие в ходе этих боёв воины 92-й гвардейской и 270-й стрелковой дивизии 69-й армии похоронены были в братской могиле в центре села Ломово. Всего 55 человек, имена 51 установлены.

7 февраля - день освобождения села Ломово от немецко-фашистских захватчиков. 2 ноября 1967 года был открыт памятник по заказу Ломовского сельского совета на средства колхоза имени Карла Маркса. Останки воинов перенесли и захоронили у памятника.

Наши воспитанники по традиции в накануне праздника 9Мая возлагают цветы к памятник, поют песни, читают стихи.

Прогулка по окрестностям «Я познаю мир».

Цели и задачи: познакомить с местностью, научить ориентироваться на местности по карте при помощи взрослых; учить составлять план местности в радиусе 1 км, наносить ориентиры; учить составлять маршрут и отмечать его на карте; развивать воображение, придумывая название каждому участку на карте.

Несколько добрых советов ребятам:

Учись понимать природу, стань её другом и защитником. Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением. Охраняй чистоту вод, заботься о колодцах и родниках. Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней. Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и несознательных туристов.

Рекомендации воспитателям: составить план прогулки и обдумать её организацию; перед прогулкой познакомить детей с историей села, рассмотреть иллюстрации, фотографии.

Подвижные игры

Прогулки, экскурсии, походы станут действительно эффективным средством воспитания лишь в том случае, если будут содержать игры, различные конкурсы и соревнования, способствующие развитию речи детей, умению действовать активно и самостоятельно, требующие определенной физической подготовки.

Приобщение к русским народным традициям у современных детей невозможно без знакомства с народными играми. Эти игры созданы народом также как и сказки, как и песни. В играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка. Воспитанники детского сада вместе с героями сказок, с радостью знакомятся и играют в народные игры: салки,

жмурки, гори-гори ясно, ручеек и многие другие.

Экскурсия в библиотеку

Цель: ознакомление с различными объектами социума, знакомство с работой библиотекаря.

Воспитанники группы "Семицветик" побывали в Ломовской библиотеке, где поучаствовали в литературных посиделках «Чудесное путешествие по волшебной стране книг». Дети вспомнили о книгах, которые читали им мамы (сказки, стихи, рассказы). Ребята дружно ответили на вопросы сказочной викторины, разгадали загадки о растениях и посмотрели мультфильм по сказке Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».

Сельский Дом культуры

Ломовский модельный Дом культуры пригласил дошколят в гости! Потому что для ребят юные артисты ДК подготовили интереснейший спектакль про Домовенка, у которого даже есть собственный праздник "Кудесы"!

Встретила воспитанников детского сада руководитель театра Веревская Зоя Архиповна. Ребята уселись на мягкие удобные кресла и. сказка началась! Баба Яга со своим котом напроказничали в доме у Машеньки и её Домовенка. Но не тут-то было! Машенька и Домовёнок во всём разобрались, а Бабу Ягу и кота пожурили. А потом Домовёнок всем показал сказку. Детям очень понравился и Дом культуры, и спектакль. И когда Зоя Архиповна предложила посетить театр

ещё, дети с удовольствием согласились. Спасибо большое, юные артисты! Мы придём к вам ещё.

Публикации по теме:

Брейн-ринг «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Брейн-ринг «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Задачи: - повысить компетентность родителей в вопросах нравственно - патриотического воспитания; - способствовать приобретению опыта коллективной.

Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты»Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты» Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного возраста. Под патриотическим воспитанием.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы). «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 февраля 2024 в 19:09
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД