Наталья Муравьёва
Конспект НОД по математике «Путешествие в звёздную страну. Счет в пределах 10. Соседи числа» в старшей группе по ФГОС
Конспект занятия по математике в старшей группе по фгос
Воспитатель Муравьева Наталья Николаевна
Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений.
Задачи:
-закрепление знаний прямого счета в пределах 10
-умение находить последующее и предыдущее число от названного и обозначенного
-продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов
Публикация «Конспект НОД по математике „Путешествие в звёздную страну, Счет в пределах 10, Соседи числа“ в старшей группе по ФГОС» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Числа соседи
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
- различать количественный и порядковый счет в пределах
- продолжать учить составлять фигуру из геометрических фигур
- закрепление знаний в названии времен года, времени суток, названия геометрических фигур
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
Ход занятия
1слайд
Собрать детей.
В. Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень :
Всем «Привет» и «Добрый день»;
Если каждый улыбнётся утро доброе начнётся.
Доброе утро.
Воспитатель в руках держит волшебную палочку.
В. Сегодня наша комната – сказочная, и мы откроем дверь в другой, необыкновенный, удивительный мир, в котором полно чудес. Войти в этот сказочный мир могут только те дети, которые любят путешествовать, фантазировать и мечтать. А помогу вам в этом я – я буду сегодня помощником мудрого Звездочета с Планеты чудес.
2слайд
Когда то очень давно Звездочет подарил старинную, волшебную книгу, куда он записывает необыкновенные истории и сказки. И вот одну из сказок я вам хочу сейчас рассказать.
3-9слайд
Послушайте сказку. В одной звездной стране жил-был царь со своей звездной царицей и дочкой – принцессой Звездочкой. Решил он как-то все в своей стране пересчитать. Летал, летал по небу, считал, считал… Вернулся домой, царица спрашивает – «Ну что? Все пересчитал?» Не помнит царь. Рассердилась царица, а царь расстроился… Тогда мудрый Звездочет говорит ему… Как вы думаете, что посоветовал Звездочет? (ответы и догадки детей)
А Звездочет ему говорит: «Чтобы не забыть, сколько всего звезд, облачков, птиц и др., надо было записать полученные при счете числа с помощью цифр. Пересчитал и обозначить цифрой количество. Ведь цифра – это знак числа».
Видно царь и цифр не знает! Ребята, поможем царю из Звездной страны? Сейчас я взмахну волшебной палочкой и превращу вас в помощников Звездочета и мы отправляемся в волшебную Звездную страну.
10 слайд
«Крибле – крабле - бумс…»
Заходите тихонько в нашу волшебную комнату и садитесь за звездные столы. Ведь вы теперь юные звездочеты.
1) ИГРА «ЗАЙМИ СВОЕ МЕСТО»
Но чтобы правильно найти своё место Звездочёт приготовил для вас волшебные номерки, и они должны совпасть с номерками на столах.
А звездная страна встречает нас цветными огоньками.
11 слайд
2) ИГРА «ПЕРЕСЧИТАЙ ПРЕДМЕТЫ»
В звёздной стране жил злой колдун, он был очень обижен на Царя поэтому заколдовал
всё в звёздном царстве. И превратил всё в волшебные карточки.
Смотрите: царь оставил свои карточки, видно не смог сосчитать и расколдовать. Но вот случилось чудо все космические предметы превратились в геометрические фигуры Пересчитайте предметы на карточке и обозначьте количество предметов цифрой (дети пересчитывают предметы и кладут рядом нужную цифру).
Как надо правильно считать?
( Дети вместе с воспитателем проговаривают алгоритм: при пересчете надо не пропустить ни один предмет и ни один предмет не посчитать дважды)
Сколько получилось треугольников и сколько квадратов?
12слайд
Вос-ль : Давайте посмотрим на экран (8 квадратов и 7 звездочек)
Самооценка детей при помощи светофорчика.
Мы с вами задание выполнили правильно, давайте же посмотрим что заколдовал злой во
13 слайд
(Облака в голубые квадраты, звёздочки в жёлтые треугольники – подружки принцессы)
ИГРА «ЗВЕЗДОЧКИ И ОБЛАЧКА» Воспитатель на доску выкладывает 9 звездочек
Ребята, смотрите сколько здесь красивых звезд. Мы же звездочеты. Давайте сосчитаем, сколько звезд? (здесь 9 звезд).
А сколько облачков? (8 облаков) Чего больше? На сколько больше?
Положим каждую звезду спать на облачко.
Всем звездам хватит облаков? Почему? Что нужно сделать?
(добавить еще одно облачко).
Звезды отдыхают каждый на своем облачке. Наверно, им снятся очень красивые цветные сны.
Все правильно пересчитали?
Я слышу голос царя – он очень доволен вами. Молодцы.
14 слайд
3) ИГРА «ЦИФРЫ ПЕРЕПУТАЛИСЬ»
(В. В этой стране видно прошел звездный ураган. Все цифры перепутались. И нам нужно составить цифровой ряд заново.
(воспитатель предлагает детям на доске и на столах выложить числовой ряд)
Вы тоже на своих столах расставьте цифры по порядку. Расставили?
- Какая цифра стоит перед цифрой 3?
- Какая цифра стоит после цифры 1?
- Какая цифра стоит между цифрами 3 и 5?
Правильно. (светофорчики)
15,16,17 слайды
3) ИГРА «ПРЯТКИ»
В. Поиграем с цифрами в прятки. Закройте глаза. Откройте. Какое число спряталось? (3, потому что после числа 2 идет число 3) (еще прячутся 2-3 цифры).
Очень хорошо играли. Было весело и интересно.
18 слайд
6) ФИЗМИНУТКА «КТО НА МЕСЯЦЕ ЖИВЕТ?»
В. Звенит будильник – пора вставать. И к нам пришел вот такой симпатичный серебристый лис и зовет сделать зарядку-разминку.
Месяц по небу плывет.
Кто на месяце живет? (ходьба)
Там гуляет хитрый лис,
Он на землю смотрит вниз.
(наклониться вперед)
Машет лис своим хвостом,
Серебрится мех густой.
(машут руками за спиной)
А вокруг летают звезды,
Залетают к лису в гости.
(машут руками перед собой)
19 слайд
9) ИГРА «ГОЛОВОЛОМКА- «ДОМИКИ ДЛЯ ЗВЕЗДОЧЕК»
В. Звездный ураган не только цифры перепутал, он еще разбросал повсюду части геометрических фигур. А ведь это были звёздные домики и в них жили звёздочки ( На столах лежат треугольники разного цвета : из жёлтых треугольников надо собрать крышу а, из оранжевых основание дома –стены). Как их теперь собрать? Вот так головоломка.
Дети собирают. Давайте посмотрим на экран правильно ли мы собрали домики нам строители прислали чертёж.
20 слайд
Но у каждого домика должен быть номер иначе как звёздочки попадут именно в свой домик
Давайте поможем звездочкам расселиться правильно.
Давайте посчитаем домики и рядом разместим цифру это будет номер дома
Это какой домик? Сосчитаем по порядку ( дети называют порядковые номера домиков: первый, второй, третий, четвертый, пятый).
Номерки мы прикрепили, теперь наши звездочки будут размещать в своих домах. Спасибо. Все звездочки теперь довольны.
7) ИГРА «НАЗОВИ ЧАСТИ СУТОК»
В. В звездной стране время тоже не стоит на месте, части суток сменяют друг друга
1. Назовите части суток (утро, день, вечер, ночь)
2. Сколько частей в сутках? (четыре)
21 слайд
3. Как называются сутки, которые прошли? (вчера)
4. Как называются сутки, которые скоро наступят? (завтра)
5. как называются сутки, в которые мы живем сейчас, в настоящий момент? (сегодня)
В. У нас в группе есть режим дня (показывает слайд)
-Что раньше – обед или ужин?
-Что позже: прогулка или завтрак?
-Что раньше полдник или сон в тихий час?
Да, все правильно, все идет правильно, друг за другом,
также как части суток сменяют друг друга. Проходят одни сутки, наступают другие.
- А куда убегают сутки?
(ребенок рассказывает стихотворение) Даша Турсунова
Утро, день, вечер, ночь,
Убежали сутки прочь.
Чтоб о сутках не жалеть,
Надо каждый день беречь,
Чтоб успеть потанцевать, почитать.
Порисовать, поиграть с друзьями
И помочь маме.
В. Молодец. Да, время надо проводить с пользой и по режиму. И стараться успеть сделать все вовремя, пока не наступило время ночного сна.
8) ИГРА «В СТРАНЕ НЕРАЗГАДАННЫХ ЗАГАДОК»
В. В этой звездной стране так много тайн. Вот еще одна тайна. (стук в дверь – приносят волшебный сундучок).
Странный сундучок – с замком. Наверно, опять царь что-то придумал (открывает сундучок).
Царь прислал нам письмо: «Помогите, моя принцесса Звездочка заблудилась во времени, отгадайте загадки о временах года и она снова попадет в свою страну. Царь Звездной страны».
Ребята, поможем царю? Отгадаете загадки?
(В. читает загадки о временах года)
1) Дел у меня немало: я белым одеялом
Всю землю укрываю, белю поля, дома,
Зовут меня… (зима).
22 слайд
2) Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна. Зовут меня (весна).
23 слайд
3) Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, купайтесь – приглашаю!
И любите за это вы все меня. Я (лето)
24 слайд
4) Несу я урожаи, поля я засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касалась елочек и сосен. Я (осень)
25 слайд
- Сколько всего времен года? -Назовите их.
(ребенок читает стихотворение о временах года) Женя Мингазов.
Первой к нам зима идет – новый год она ведет,
За зимой второй – весна, говорят – весна красна,
Третьим – лето, все в цветах, и с малиной на кустах,
А четвертой – осень, лес наряд свой сбросил.
11) ИГРА «ПОКРЫВАЛО ПРИНЦЕССЫ»
В. А вот здесь принцесса оставила своё покрывало, с помощью которого она путешествовала Но ураган смел весь рисунок с покрывала, и она теперь не сможет путешествовать. Давайте заново составим очень красивый узор на маленьком кусочке звездной ткани.
- В правый верхней угл положите красный круг.
- В правый нижней угл положите зелёный круг.
- В левый верхний угл положите желтый круг.
- Что в левом нижнем углу должен лежать голубой круг.
Правильно. Молодцы.
26 слайд
И на волшебном покрывале принцесса вернулась к своим родителям
27 слайд
В. Царь и его дочь Звёздочка сказал ребятам большое спасибо. И подарили нам волшебную коробочку. Давайте посмотрим что там. (Сюрприз сердечки)
28 слайд
Звездный царь с царицей ждет вас опять к нам в гости. До свидания.
Спасибо, наше путешествие закончено.
29 слайд
Сейчас я взмахну палочкой: «Крибле, крабле, бумс…» и мы окажимся в своей группе.
30 слайд
-Ребята, где мы сегодня были? (в звездной стране)
-Что делали? (считали, называли цифры, составили волшебную фигуру, играли, отгадывали загадки, называли части суток)
- Что вам понравилось?
Вы сегодня были все молодцы, за это я вам дарю солнышки, Но кто выполнил все задания возьмите себе большое солнышко, а кто испытывал трудности тот возьмёт солнышко поменьше.