Папки-передвижки

НОД «Познавательное развитие» с региональным компонентом «Мой край — Башкортостан»

Ирина Криони
НОД «Познавательное развитие» с региональным компонентом «Мой край — Башкортостан»

Образовательная область «Познавательное развитие» (региональный компонент) Тема: «Мой край - Башкортостан»

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально - коммуникативное развитие».

Цель: закрепить и уточнить знания детей о родном крае – Республике Башкортостан.

Задачи:

Публикация «НОД „Познавательное развитие“ с региональным компонентом „Мой край — Башкортостан“» размещена в разделах

Образовательные: Расширять представление детей о Республике Башкортостан, как о родном крае. Закрепить знания о символах Республики, животном мире. Формировать умение работать с картой. Совершенствовать навыки коллективной работы, в которой каждый член группы выполняет свою часть работы для реализации общего замысла.

Развивающие : Развивать речь детей, мышление, память, словарный запас, внимание.

Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свою Республику, желание узнавать новое о своей Родине.

Активизация словаря: краеведческая экспедиция, терме, айран.

Предварительная работа: рассказы и беседы о родном крае, символике; чтение башкирских народных сказок; повторение стихов о родном крае; рассматривание иллюстраций.

Средства: проектор, ноутбук, презентация: «Мой Башкортостан», рюкзак, топор, фонарь, лупа, бутылка с водой, аптечка, компас, маршрутный лист, мяч, кукла, курай, аудиозапись звучания курая, дидактические игры (разрезные картинки флага и герба Республики, карта Республики и картинки животных, платок, коврики, «пламя костра», башкирская посуда, продукты для приготовления напитка, фартуки, головные уборы и перчатки.

Методические приемы: игровая ситуация, разгадывание загадок, чтение стихов, словесные игры, выступления детей, работа с демонстрационным материалом, просмотр слайдов, физкультминутка – башкирская народная игра, работа в парах, анализ занятия.

Ход деятельности.

Дети заходят в группу и встают в круг, где в центре круга на стульчики лежит рюкзак.

Воспитатель. - Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с гостями.

Дети: доброе утро!

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Я хочу вам предложить отправиться в краеведческую экспедицию. Как вы думаете, что же такое краеведческая экспедиция? (ответы детей) Это научная работа по изучению родного края. И так, согласны отправится в краеведческую экспедицию? (Да) Мне кажется, что отправляясь в экспедицию нам необходимо с собой взять определенный набор предметов, который может нам понадобиться. Как вы думаете? И так, предлагаю собрать рюкзак.

На столе стоят разложены предметы. Каждый ребенок выбирает один предмет, называет что это за предмет? Объясняет, зачем он нам необходим (топор, фонарь, лупа, бутылка с водой, аптечка, компас, маршрутный лист, мяч, кукла)

- Вот и собран наш рюкзак, берем его и в путь.

Дети проходят к стульям и садятся. Находим 2 конверта.

Воспитатель: Это первая наша находка. Давайте пригласим группу специалистов. Они изучат нашу находку и расскажут нам о ней. Вызываю 4 детей.

Воспитатель: А пока наши эксперты занимаются вспомним в какой стране мы с вами живем (в России) слайд 1- карта России В России много областей и республик. Знаете ли вы, ребята, в какой республике мы живем? (Мы живем в республики Башкортостан)

Она находится почти в центре нашей большой России. (показываю на карте)

Я у карты Родины стою,

Узнаю Башкирию свою.

Мне она напоминает руку,

А вернее крепкую ладонь,

Искренне протянутую другу,

За друзей готовую в огонь.

Так писал о нашей республики башкирский писатель Мустай Карим. Слайд 2 Карта Республики Башкортостан.

На этой земле издавна проживает замечательный народ. Раньше всех на этой земле появились башкиры, поэтому они являются коренным населением нашей республики, и республику называют Башкортостан.

Башкортостан – республика национального согласия. Какие национальности проживают в республике? Слайд 3 Дружба народов

Ребё нок: Здесь и русский, и мариец, и татарин, и башкир

Мы для счастья родились, дружно вместе всем нам жить!

Ведущий: Чтобы сохранить мир, нужно, чтобы все народы жили в согласии.

Дети, нужно дружно жить на свете? (нужно)

Это знать большим и детям нужно? (нужно) А потом?

Ребё нок: А потом, когда мы старше станем сами,

Подрастет и дружба вместе с нами.

Наши эксперты уже справились с заданием. Расскажите нам, что у вас получилось. (Флаг

Республики Башкортостан) Слайд 4 Флаг Республики Башкортостан.

1 ребенок. Расскажу тебе в стихах про родной башкирский флаг.

Ты внимательно смотри, есть на флаге цвета три!

Низ – зеленая трава, сверху – неба синева.

Середина – белый цвет. Чище цвета в мире нет!

2 ребенок. А еще цветок курая золотистым слева, с краю.

Лепесточков семь на нем означают семь племен.

Флаг Башкирии моей для меня всего родней.

Пусть под флагом процветает жизнь в моем любимом крае!

Молодцы! Спасибо большое. Соберите все в конверт и присаживайтесь.

Воспитатель: А у вас что получилось? Расскажите нам. (Герб Республики Башкортостан)

Слайд 5 Герб Республики Башкортостан.

1. ребенок. Герб Башкортостана в группе на стене

Салават Юлаев на лихом коне

Храброго батыра солнце освещает

И герой народный к миру призывает.

Будущее счастье, вечная свобода

Вот мечты сэсэна и его народа!

2. ребенок: Изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю “Башкортостан.

Спасибо ребята. Соберите все в конверт и присаживайтесь.

Флаг и герб – это символы нашей республики. Какой ещё символ Башкортостана вы знаете? (Гимн). Что такое гимн? (Гимн это торжественная песнь). Когда исполняется государственный гимн? (Гимн исполняется в торжественных случаях). Как слушают гимн? (Гимн слушают стоя).

Слайд 6 портрет главы Республики Башкортостан. Этот человек известен всем в нашей республике. Кто он? (Глава республики Башкортостан - Радий Фаритович Хабиров). Молодцы!

Слайд 7Географическая карта Республики Башкортостан

Воспитатель: Продолжим работу с картой. Какие вы видите цвета на карте? (Мы видим на карте зеленый и коричневый цвета). Что значит на карте зеленый цвет? (Зеленый цвет на карте означает леса, поля) А коричневый цвет? (А коричневый цвет – означает горы)

Наш край очень богат и красив. Здесь можно увидеть леса, поля, горы, озера и реки.

Слайды 8 – 16 Как красив наш край. Вы со мной согласны? (Дети рассказывают стихи)

1 ребенок: С чем тебя сравнить, мой Урал родной.

Звезды- янтари светят над тобой.

2 ребенок: Горы высоки, зелены леса,

Звонки родники и светла роса.

Хлебная волна, как морской прибой,

Синь голубизна плещет над тобой.

Воспитатель: В лесах водится много животных. Я вам хочу предложить составить карту животного мира Башкортостана. Согласны? (Да) Вот карта, здесь карточки с изображением животных. Я вам буду загадывать загадки, а вы, отгадав, должны будете найти картинку с соответствующим животным и прикрепить на карту. И так слушайте внимательно.

1. В стае я живу в лесу, 2. В чаще он лесной живет,

Всем зверушкам страх несу. Сладкоежкою слывет.

Грозно вдруг зубами щелк! Летом ест малину, мёд,

Я свирепый серый (Волк) Лапу зиму всю сосёт. (Медведь)

3. Я люблю орешки, 4. Этот зверь с двумя клыками,

А наряд мой прост: С очень мощными ногами

Меховая шубка И с лепешкой на носу.

Да пушистый хвост. (Белка) Роет землю он в лесу. (Кабан)

5. Бегает быстро и прыгает ловко, 6. Всех зверей она хитрей,

Очень он любит покушать морковку. Шубка рыжая на ней.

То в белом, то в сером Пышный хвост — ее краса.

И хвост—коротышка. Этот зверь лесной — ….(Лиса)

Кто это? Бедный, пугливый ( Ответ: Зайчик)

7. Угадай-ка, кто такая: кошка рыжая, большая,

С кисточками на ушах – водится она в лесах.

Только ей не скажешь «брысь», потому что это –… (Рысь)

8. Похож на лошадь и быка 9. На спинке иголки

И есть ветвистые рога, Длинные и колкие.

В лесу увидеть довелось – А свернётся в клубок -

Вы догадались кто он? (Лось) Ни головы нет, ни ног. (Ёжик)

Воспитатель: Молодцы. А сейчас предлагаю разбить лагерь, собрать башкирское жилище, как наши древние предки. Как называлось жилище у башкир? (Юрта) А по - башкирски терме. Слайд 8 Юрта.

Проводится башкирская народная игра «Юрта».

«Мы веселые ребята, соберемся все в кружок.

Поиграем и попляшем и помчимся на лужок»

(Дети идут по кругу по подгруппам. Затем делают общий круг и выполняют танцевальные движения под музыку. С окончанием подбирают концы платка и поднимают его над головой)

Воспитатель: Ой, ребята, какие красивые юрты вы построили! Молодцы!

А какой здесь зеленый лужок! Я вас приглашаю расположиться поудобнее у костра. Мы здесь отдохнем и поговорим.

Ребята, а вы знаете о происхождении башкир? А хотите я вам расскажу одну легенду. (Да) Слушайте.

ЛЕГЕНДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ БАШКИР

В давние времена предки современных башкир кочевали из одной местности в другую. У них были большие табуны лошадей. Кроме того, они занимались охотой.

Однажды откочевали они в поисках лучших пастбищ далеко. Долго шли, прошли великий путь и наткнулись на волчью стаю. Волчий вожак отделился от стаи, встал впереди кочующего каравана и повёл его дальше. Ещё долго следовали наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, обильной тучными лугами, пастбищами и лесами, кишащими зверьём. А ослепительно сверкающие дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до них, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы решили: «Нам не найти земли прекраснее этой. Подобной нет на всем белом свете. Остановимся же здесь и сделаем её своим становищем». И стали жить на этой земле, по красоте и богатству которой нет равных. Поставили юрты, стали заниматься охотой, разводить скот. С тех пор народ стали называть «башкорттар», т. е. людьми, пришедшими за главным волком. Раньше волка звали «корт». Баш корт – значит «головной волк». Вот откуда произошло слово «башкорт»«башкир».

Воспитатель: Ну а теперь не пора ли нам подкрепиться? Какие национальные блюда вы знаете? (Кыстыбый, Чак-чак, Вак-белиш, Бешбармак, Суп-салма)

Я хочу вам предложить приготовить башкирский национальный напиток «Айран». Он придает силу и еще его называют напитком долголетия. А хотите я вас научу его готовить? (Да) (Вызываю 2 детей. Надеваем фартуки, головные уборы, перчатки). Нам понадобится катык, минеральная вода, соль, приправа и зелень. (Даю рекомендации, дети их выполняют. Разливаем по пиалам и раздаем детям.)

Слайд9 Кураист. Звучит мелодия курая.

- Что это за дивная песнь? (Выходит ребенок с кураем, звук убавляется, и рассказывает стихотворение)

Ребенок: Когда я слушаю курай,

То радость льется через край.

Неприхотлив и невелик

Курая песенный родник.

Тростинку срежу я в лесу,

Домой с собою унесу.

И только дуну в свежий срез -

Как зашумит уральский лес.

И зажурчит, наверняка,

В ней мелодичная река.

Воспитатель: Дети, курай нас приведет назад в наш детский сад. Звук прибавляется и под мелодию курая дети встают и проходят к стульяс, садятся).

Анализ занятия. Ребята, вот мы и вернулись с нашей краеведческой экспедиции. Вы молодцы, вспомнили символику нашего края, научились работать по карте, составили карту животного мира, познакомились с легендой у костра, приготовили национальный напиток, играли и рассказывали стихи. Мне очень понравилась наша экспедиция. А вам что больше всего запомнилось, понравилось, что нового вы узнали? (Ответы детей).

И на последок, я предлагаю угостить наших гостей напитком долголетия «Айраном».

Публикации по теме:

Познавательное развитие. Иллюстрированная большая книга классификаций. Часть 1Познавательное развитие. Иллюстрированная большая книга классификаций. Часть 1 Уважаемые коллеги, продолжаю знакомить Вас с пособием (содержащим в себе две части) «Иллюстрированная большая книга классификаций»..

Фотоотчёт «Познавательное развитие. Наши объекты для наблюдений»Фотоотчёт «Познавательное развитие. Наши объекты для наблюдений» Окружающая нас природа всё настойчивее требует внимательного и бережного отношения. Поэтому очень важно привлекать детей дошкольного.

Фотоотчёт «Познавательное развитие. Наши объекты для наблюдений»Фотоотчёт «Познавательное развитие. Наши объекты для наблюдений» Ребятам очень правятся экскурсии по территории детского сада. Сколько всего нового находим и узнаём, а в конце прогулки обобщаем. Общение.

«В гости к Солнышку». Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» Цель: дать детям понятие о значении Солнца для жизни на земле, показать зависимость всех живых организмов от солнечного тепла. Задачи: 1.

«Лучики для солнышка». Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие»«Лучики для солнышка». Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» Программное содержание: учить детей узнавать и правильно называть геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат); учить детей соотносить.

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Основные цели и задачи Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие.

Познавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работыПознавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста. (Из опыта работы). «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Познавательное развитие в подготовительной группе. Беседа «Светлая Пасха»Познавательное развитие в подготовительной группе. Беседа «Светлая Пасха» Интеграция ОО:" Социально-коммуникативное развитие ", Познавательное развитие ", " Речевое развитие ", " Художественно-эстетическое развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Познавательное развитие» с региональным компонентом «Мой край — Башкортостан»
Опубликовано: 11 октября 2023 в 19:51
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД