Папки-передвижки

Конспект НОД «Поможем Оскус-оолу найти шапку»

Айсуу Чавырык
Конспект НОД «Поможем Оскус-оолу найти шапку»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Тема: «Поможем Оскус-оолу найти шапку»

Виды детской деятельности: игровая, социально-коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Публикация «Конспект НОД „Поможем Оскус-оолу найти шапку“» размещена в разделах

Цель: Знакомство детей с разнообразием головных уборов.

Образовательные задачи:

Расширять представление детей о разнообразных головных уборах, познакомить с историей национальной шапки.

Учить образовывать относительные прилагательные (шерстяная, учить образовывать притяжательные прилагательные (полицейского, повара); учить образовывать существительные с помощью суффиксов (панамка).

Воспитательные задачи:

Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть; формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми.

Оборудование: ноутбук, презентация по теме, головные уборы, карточки для игры «Времена года и головные уборы»; простые карандаши, мяч, изображения головных уборов разных профессий; изображения сказочных героев и их головных уборов, цветная бумага в виде полукруга, клей, салфетки.

Словарная работа: бескозырка, фуражка, колпак.

Планируемые результаты: поддерживать беседу о головных уборах, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; проявляет активность и любознательность при выполнении заданий, интересуется изобразительной детской деятельностью (конструирование шапочки, активно и дружелюбно сотрудничает со сверстниками и педагогом.

Предварительная работа с детьми:

1. Чтение сказок (обогащение словаря детей)

2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.

3. Рассматривание и раскрашивание картинок на тему «Одежда», «Обувь», «Головные уборы»

4. Обыгрывание сказки «Красная шапочка» с помощью настольного театра.

5. Проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Чей головной убор?», «Из какой сказки герой» и т. д.

Структура проведения НОД:

I. Вводная часть

Приветствие.

II. Основная часть:

Путешествие в страну Борт-Хаана.

Беседа о разновидностях головных уборов.

Артикуляционная гимнастика.

Показ презентации об истории национальной шапки.

Игра с мячом «Большой – маленький»

Физминутка «Шапочки разные»

Работа с карточками «Времена года и головные уборы»

Дидактическая игра «Подбери головной убор»

Дидактическая игра «Подбери шапочку сказочному герою»

Конструирование из бумаги «Шапочка»

III. Заключительная часть. Рефлексия

Ход НОД:

I. Вводная часть

- Здравствуйте, дети!

Встанем мы в кружочек дружно

Поздороваться нам нужно!

Дети:

Здравствуй, друг! Здравствуй, друг!

Здравствуй весь наш дружный круг!

В этой группе все друзья! Я, ты, он, она!

II. Основная часть:

- Ребята, к нам в группу пришло письмо от героя тувинских народных сказок Оскус-оола. У него что-то случилось. Он хочет нам об этом рассказать. Давайте, прочитаем это письмо.

Воспитатель читает письмо Оскус-оола : «Дорогие ребята, у меня случилась беда. Я пас своих овец, вдруг налетел ветер и унес мою шапку в далекую страну Борт-Хаана. Теперь я хожу без шапки, и мне холодно. Помогите, пожалуйста».

- Ребята, ну что будем делать? Давайте отправимся в страну Борт-Хаана и найдем шапку Оскус-оола. А как мы попадем в страну Борт-Хаана?

Дети берутся за руки и идут друг за другом «змейкой».

Тропиночка, тропиночка, беги в волшебную страну, (Обычная ходьба.)

Тропиночка, тропиночка, открой нам мир чудес. (Топающий шаг.)

Тропиночка, тропиночка, ведет нас не спеша,

Тропиночка, тропиночка, дорога в чудеса. (Постепенное замедление

шага.)

Вот стоят юрты, это страна Борт-Хаана. Давайте зайдем в первую юрту.

- Давайте посмотрим вот на эту выставку, может быть тут, шапку Оскус-оола найдем.

Подходит к столу и показывает детям шапку.

- Что же это такое?

Дети: Шапка.

- А из чего она сшита?

Дети: Из меха.

- Если шапка из меха, то она какая?

Дети: Меховая

- В какое время года ее носят?

Дети: Зимой.

- Почему?

Дети: Потому что, этот материал хорошо удерживает тепло.

- Что же это такое?

Дети: Кепка.

- Из чего она сшита?

Дети: Из кожи.

- Если кепка из кожи, то она какая?

Дети: Кожаная.

- Что же это такое?

Дети: Шляпа.

- Из чего она сшита?

Дети: Из фетра.

- Если шляпа из фетра, то она какая?

Дети: Фетровая.

- Что же это такое?

Дети: Шапка.

- Из чего она связана?

Дети: Из шерсти.

- Если шапка связана из шерстяных ниток, то она какая?

Дети: Шерстяная.

- Что же это такое?

Дети: Панама.

- Из чего она сшита?

Дети: Из ситца.

- Если панама из ситца, то она какая?

Дети: Ситцевая.

- Как можно назвать двумя словами то, что находится на столе?

Дети: Головные уборы.

- Почему их так называют?

Дети: Потому что их носят на голове.

- Для чего нужны головные уборы?

Дети: Для того чтобы защищать голову от холода, ветра, дождя, солнечных лучей, от несчастных случаев во время работы, и ещё их носят просто для красоты.

- А как вы думаете, почему одни головные уборы мы носим зимой, а другие летом?

Дети: Они из разного материала.

- Молодцы, как много вы знаете о головных уборах.

- Ребята, это ведь необычная волшебная страна, а там где волшебство, там должна быть сказка. Давайте, разыграем сказку, чтобы нам сопутствовала удача в пути.

Артикуляционная гимнастика. Жил-был в красивом домике Язычок. (домик). Как-то раз в один прекрасный день, когда солнышко всем улыбалось (улыбка, Язычок решил погулять. Он надел свою любимую шляпу и вышел на улицу (иголочка). Язычок посмотрел на право, посмотрел налево (маятник, нет ли где его друзей. Потом посмотрел вверх, вниз (качели) и пошел по тропинке. Вдруг он увидел красивую лошадку (лошадка, она стояла и любовалась большим грибочком (грибочек). Язычок подошел к грибочку и тоже залюбовался им. Вдруг налетел ветер и сдул шляпку грибочка (грибок). Язычок испугался, что его шляпка тоже улетит и убежал домой.

- Ну вот, сказку разыграли, и можно отправляться на поиски шапки. А как вы думаете. Кто живет в стране Борт-Хаана? Конечно, здесь живут как раз все головные уборы. А как вы думаете, они все одинаковые? Правильно, они все разные и живут в разных частях этой страны.

- Какие бывают головные уборы? Как вы думаете, в юрту каких головных уборов мы попали?

Показ презентации:

Головной убор тувинцев делилась на повседневную и праздничную, а также на одеяние простолюдинов и высоких особ.

Особенно нарядными были мужские шапки, поскольку они отражали статус хозяина, главным образом, княжеский ранг. Общий вид шапки был конусообразным, является символом священной горы — Сумбер-Уула — царя гор. В просторечии его называли ноян боргу— «нойонская шапка». Этот тип шапки в упрощенном варианте носили и простые люди. В отличие от богатых людей, которые носили привозные шапки, головные уборы они изготовляли сами, чем собственно и объясняется простота их пошива. На верхушке шапки вместо драгоценных камней пришивался олчей удазыны — «узел счастья».

Летний головной убор у тувинцев довурзак борт — «округлая шапка». Зимнюю шапку калбак борт, шили из овчины, покрывая ее верхнюю часть материей. Можно пришить на ее верхушке «узел счастья», а также две красные ленты маак. «Узел счастья» и ленты обязательно должны были быть из красной материи.

Взрослые мужчины калбак борт носили также из рысьей или лисьей шкуры. Детям же носить шапки из шкур хищников запрещалось, обычно их изготовляли из ягнячьих или заячьих шкурок.

С шапкой надо было обращаться осмотрительно. Мальчиков уже с детских лет приучали аккуратно обращаться со своей шапкой, а шапкой отца или старших мужчин в семье — почтительно и бережно. В юрте хозяина шапка всегда находилась в почетной части. В других местах, прежде чем снять головной убор, тувинский мужчина присматривал для него достаточно высокое и чистое, в крайнем случае безопасное место. Если таковые, на его взгляд, отсутствовали, и шапку непременно надо было снять (снималась она в бытовых случаях, в торжественных, наоборот, мужчина обязательно должен был быть в шапке, то он клал ее к себе на колени.

Основные виды головных уборов у тувинцев - ноян боргу, калбак борт; довурзак борт;

Игра с мячом «Большой - маленький» : шляпа - шляпка, панама - панамочка, платок - платочек, косынка - косыночка, кепка - кепочка, шапка-шапочка.

Гимнастика:

В шапочках желтых мы стали цыплята /машут руками, как цыпленок крыльями/

В шапочках белых мы стали зайчата /показывают заячьи ушки/

В шапочках красных мы стали грибочки /соединяют руки над головой/

В шапочках черных – черника на кочках /присаживаются на корточки/

В шапочках синих дождинками стали /встают, руки на поясе/

И по дорожкам легко поскакали /прыгают на двух ногах/.

-Ребята, скажите, в разное время года, мы носим одинаковые головные уборы? А давайте посмотрим, хорошо ли вы знаете, какие головные уборы нужно носить в разное время.

Работа с карточками: дети соединяют головные уборы с изображением времени года, к которому они относятся. Для девочек: времена года и женские головные уборы, для мальчиков: времена года и мужские головные уборы.

- Молодцы, справились с заданием. А как вы думаете, почему одни головные уборы мы носим зимой, а другие летом? Они из разного материала.

Ребята, еще в две юрты мы не заходили, на одной изображены люди разных профессий, на другой, сказочные герои. Давайте войдем вторую юрту.

Игра «Подбери головной убор». Дети подбирают головные уборы для людей разных профессий: повар, врач, полицейский, моряк, пожарный, летчик.

- Как вы думаете, среди этих головных уборов может найтись шапка Оскус-оола?

Давайте пойдем в третью юрту.

III. Заключительная часть.

Игра «Подбери шляпу сказочному герою» - «Кот в сапогах», «Буратино», «Красная шапочка», «Дед мороз», «Звездочет». Среди 3 разновидностей национальных шапок дети находят шапку Оскус-оола.

- Ребята, смотрите, здесь несколько шапок, какая из них Оскус-оола? Давайте порассуждаем.

Дети находят шапку Оскус-оола.

- Вот мы и нашли ее, молодцы, нам пора возвращаться.

Дети садятся на стулья. Ребята, вам понравилось путешествие? С какими головными уборами мы повстречались? Я думаю, Оскус-оол будет рад, что мы нашли ему шляпу. Мы помогли Оскус-оолу найти шапку, а сами остались без шапок, давайте себе сделаем шапки (конструирование из бумаги шапочки).

Публикации по теме:

«Поможем цыплёнку найти маму». Занятие с детьми раннего возраста«Поможем цыплёнку найти маму». Занятие с детьми раннего возраста Цель: Выявить уровень усвоения детьми образовательной программы, создать радостное настроение от занятия. Задачи: Образовательные:.

«Поможем Зайке дом найти» (конспект ООД с детьми младшей группы, физическое развитие) Программное содержание: Образовательные задачи: -развивать слуховое и зрительное восприятие; -формировать умение сохранять устойчивое положение.

Игровая ситуация «Поможем Незнайке найти себе интересное занятие»Игровая ситуация «Поможем Незнайке найти себе интересное занятие» Старший дошкольный возраст Образовательная область: Социально – коммуникативное развитие. Цель: Создание условий для выявления наклонностей.

«Как мы играли с улиткой Катей». «Поможем гномам найти свой дом», «Звуковая улитка», «Помоги животным найти свой дом»«Как мы играли с улиткой Катей». «Поможем гномам найти свой дом», «Звуковая улитка», «Помоги животным найти свой дом» Уважаемые коллеги,ну вот моя улиточка сегодня порадовала деток, детвора была просто в восторге от пособия. Играли дети с большим удовольствием,.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Помогаем Чиполлино найти друзей» Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Помогаем Чиполлино найти друзей» Цель: приобщение.

Конспект НОД по математике «Поможем Золушке найти ее туфельку» средняя группа В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимые ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, к тому же не.

Конспект занятия по сенсорике в младшей группе «Найти вазу для цветочка»Конспект занятия по сенсорике в младшей группе «Найти вазу для цветочка» Конспект занятия по познавательному развитию детей (сенсорика) в младшей группе «Найти вазу для цветочка» Цель: 1. Воспитывать внимание,.

Математическое развлечение «Поможем Машеньке найти братца Иванушку» (по сказке «Гуси-лебеди») Цель: Доставить детям радость от игр развивающей направленности; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности; проявлять находчивость,.

Конспект ОД «Поможем солнышку найти планеты»Конспект ОД «Поможем солнышку найти планеты» Конспект ОД «Изготовление стенгазеты к Дню космонавтики»Цель: формирование представление детей о планете Земля, космосе, активизировать.

Сценарий летнего развлечения «Поможем солнышку найти лучики» Методическая разработка может быть полезной для педагогов, инструкторов по физической культуре и музыкальных руководителей. Материал разработки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Поможем Оскус-оолу найти шапку»
Опубликовано: 13 февраля 2020 в 06:01
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД