Получи документы

Народные игры и праздники как средство патриотического воспитания старших дошкольников

Анна Яковлева
Народные игры и праздники как средство патриотического воспитания старших дошкольников

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается и отношения к событиям нашей истории, к Родине. К сожалению, у детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. В период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к воспитанию детей в рамках лучших традиций нашего народа, вернуться к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Одним из важнейших направлений развития патриотизма среди детей старшего дошкольного возраста является использование в воспитании и обучении элементов народной культуры в целом, а именно народных игр и праздников. В народной культуре заложены самые искренние, базовые основы патриотичного отношения к Родине, ее природе, народу. В связи с этим в условиях современных дошкольных учреждений крайне важно внедрять элементы народной культуры для развития патриотических чувств дошкольников.

Публикация «Народные игры и праздники как средство патриотического воспитания старших дошкольников» размещена в разделах

Патриотическое  чувство  не возникает  у  детей дошкольного  возраста само по себе.  Это результат длительного целенаправленного воспитательного

воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется

под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и  дошкольном

учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети продолжают знакомиться с историей и культурой региона, России, узнают о музеях, о ремеслах, об одежде, о предметах быта и т. п. Накопление знаний о культуре, быте народов нашей родины идет в процессе проведения сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, музыкально-художественной деятельности, подвижных игр, хороводов с речевым содержанием, способствующих речевому развитию, вырабатывающих ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать умение соотносить движения с текстом, умение начинать движение по сигналу; театрализованных представлений на основе познавательного материала, усвоенного детьми; настольно-печатных игр с историческим содержанием, способствующих дальнейшему развитию речевого мышления.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

Народные игры – это неотъемлемая часть воспитания. В игре дети проживают, проигрывают различные роли, развиваются физически и нравственно. Народные игры имеют многовековую историю: из глубокой старины дошли они до наших дней, хранимые и передаваемые из поколения в поколение, вбиравшие в себя все самое лучшее из национальных традиций.

Народные игры – это любовь русского человека к удальству и веселью. Народное прикладное искусство доступно пониманию детей дошкольного возраста и воспитывает в детях чувство прекрасного.

Важное место в воспитании дошкольников занимают народные праздники, связанные с традициями народа, так как они объединяют в себе почти все элементы духовно-нравственного воспитания.

Дошкольникам приносят огромную радость не только сами народные праздники, но и подготовка к ним. При этом без всякого напряжения решаются педагогические задачи: дети знакомятся с музыкальным материалом, с историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным. Особой любовью у детей пользуются праздники : Рождество Христово, Крещение, Пасха, Веселая Масленица, День Ангела. На Масленицу дети с удовольствием наряжаются в костюмы скоморохов, водят хоровод, поют веселые песни, участвуют в веселых играх. На Пасху им нравится обмениваться раскрашенными яйцами. Вниманию детей предлагаются дидактические упражнения «Катание по столу», «Чье яичко дольше не разобьется». При подготовке к празднику «День синичек» дети вместе с родителями делают кормушки, учат стихи, песни, рисуют, лепят – свое творчество посвящают птицам. Важное место среди праздников занимает «Осенняя ярмарка». На это мероприятие воспитанники могут приходить вместе с мамами и бабушками, которые готовят сладкую выпечку, которую затем предлагают посетителям ярмарки. Шутки, смех, веселье, задорные заклички, песни, народные игры, зажигательные пляски сопровождают данное событие. С большим удовольствием дети принимают участие в различных конкурсах.

Народная игра — отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа. Ведь заложив фундамент нравственности с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Ведь народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Применение в воспитании дошкольников народных игр и праздников в сотрудничестве с родителями и на основе коллективного планирования и коллективной рефлексии, в процессе которых обсуждаются ценностные основы народной культуры, способствует повышению эффективности патриотического воспитания детей.

Народные игры и праздники будут способствовать патриотическому воспитанию детей, если будут сопровождаться обсуждением их значения в жизни и влиянии на становление характера людей.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные игры и праздники как средство патриотического воспитания старших дошкольников
Опубликовано: 28 января 2024 в 21:31
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД