МААМ-картинки

Народная кукла-оберег как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре

Наталья Аничкина
Народная кукла-оберег как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре

Актуальность

В современном мире, во время развития информационных технологий, люди все реже вспоминают культуру своего народа, практически не посещают музеи, не проявляют должного внимания к истории своего края, не умеют различить народные промыслы.

На научно-теоретическом уровне актуальность опыта обусловлена важностью аспектов патриотического воспитания на основе народной педагогики. Ведь сила народной педагогики состоит в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Публикация «Народная кукла-оберег как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре» размещена в разделах

В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.

Куклы любого народа имеют свои педагогические, художественные и

технологические традиции — простые и ясные, определенные своеобразием национальной культуры, быта народа, его педагогикой.

Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.

Также актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников средствами народных игрушек на социально– педагогическом уровне продиктована социальным заказом государства на формирование общей культуры личности ребенка, в том числе представления о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Приобщение детей играть с тряпичной народной куклой-оберегом.

Задачи:

• знакомить детей дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол-оберегов, их смыслового значения для людей;

• формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;

• обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле-обереге, о способах ее изготовления и использования в современном мире;

• развивать познавательный интерес к рукотворной тряпичной кукле;

• развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т. д.);

• развивать эстетический вкус и творчество детей;

• воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы;

• воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа, чувство патриотизма;

• воспитывать гуманные чувства, формировать положительные взаимоотношения в коллективе.

• использовать труд в природе для формирования у детей начал материалистического мировоззрения.

• воспитывать бережное отношение к результатам труда, приучать детей экономно расходовать материалы.

• обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, выявлять и максимально учитывать их интересы и склонности, развивать творческую активность.

Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Работа по самообразованию была начата с изучения и анализа мною методической литературы: «Традиционная тряпичная кукла» Шайдуровой Н. В. СПб., «Детство –ПРЕСС», 2012 г. и «Кукольный сундучок» Берстневой Е. В., Догаевой Н. В. М. 2012 г.

Эти книги доступны для широкого круга читателей, содержание пронизано любовью к русскому промыслу, иллюстрированы удивительными произведениями живописи, устным народным творчеством. Эти книги ценнейший познавательный материал для читающего.

Результаты работы с детьми по теме самообразования:

• сформированность у детей общих представлений о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;

• обобщение и систематизация представлений детей о народной тряпичной кукле-обереге, о способах ее изготовления и использования в современном мире.

Результаты для педагога и родителей воспитанников:

повышение педагогической компетенции по теме самообразования;

пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;

повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Работая с детьми моей группы, мною была поставлена цель: познакомить детей с народной тряпичной куклой-оберегом.

В силу детского возраста и своего недостаточного опыта, начинала с простого. Использовала игровую мотивацию, вместе с детьми.

В рамках специально организованной деятельности мои воспитанники :

Узнали что такое русская изба: ее предметы быта, особенности интерьера;

Получили первые знания о тряпичной старинной кукле;

Познакомились с традициями: гостеприимства, уважения к старшим, отношения к игрушке;

Научились исполнять новые колыбельные песенки для кукол;

Узнали мудрые сказки про тряпичных кукол;

Дети любят играть в сюжетно ролевые игры, особенно в «Дочки- матери». Внесение тряпичных кукол в игровую зону способствовало тому, что дети, особенно девочки, старались постоянно находиться в зоне «Семьи». Им очень нравились большие пеленашки, которые мы сделали: они их катали в коляске, пеленами, лечили.

Перспективный план по теме самообразования составлен и реализован успешно.

Личный теоретический и практический уровень повысился и уже сама, изготовив более десяти видов кукол, могла обучать не только детей, но давать мастер – классы для взрослых.

В настоящее время есть немало оценочных инструментариев, помогающих оценить результат работы по приобщению к русской народной культуре. Некоторые из них я использовала. Это методики «Что сначала, что потом?» «Разложи правильно» (с использованием картинок, беседы и тесты «Расскажи, как жили люди в старину и другие. Интервьюировали детей и по выбранной проблеме. Дети без труда отвечали на вопросы:

Как превратить разноцветные лоскутки в куклу?

Какой материал можно использовать для волос, для набивки?

Какие ткани используют для изготовления куклы-оберега?

Каким способом выполняется кукла-оберег?

Какую куклу называют народной?

Кто выполняет народную куклу?

Кроме этого, в процессе работы по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой, заметила у детей :

Активизацию внимания к народной игрушке – кукле и другим старинным промыслам,

Устойчивость и широту знаний о культуре России и родного края, проявление интереса и желания больше узнать о православной культуре,

Возросший интерес к нравственным вопросам и, как следствие, возросшее понимание моральных норм и правил поведения,

Проявления отношения к прекрасному, умение жить и понимать по законам красоты (в искусстве, в быту, в отношениях,

Дети овладели устным народным творчеством, демонстрировали знание пословиц, поговорок. Высказывания стали образными и эмоциональными.

В перспективе планирую продолжать эту работу т. к. считаю, что эта работа может быть организована на более качественном уровне.

В течение года активно сотрудничала с педагогами ДОУ, обмениваясь опытом и идеями.

Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.

В результате изучения темы сделала следующие выводы, что данное направление работы по теме самообразования должно осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей. Я думаю, что полученный мною опыт буду углублять и совершенствовать.

Все запланированные виды деятельности с детьми и родителями воспитанников в течение учебного года проведены.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

НОД «Народная кукла — оберег» НОД «Народная кукла — оберег» Задачи: -Формирование знаний о неоднозначности куклы в народных традициях (кукла-игрушка, кукла-оберег).

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группаПлан саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Мастер-класс «Русская народная кукла — оберег Веснянка»Мастер-класс «Русская народная кукла — оберег Веснянка» Доброе время суток, уважаемые коллеги и гости моей странички! Совсем не много осталось до окончания холодного периода года - зимы. Не.

Фотоотчет о проведении мастер класса «Народная кукла-оберег» в старшей группеФотоотчет о проведении мастер класса «Народная кукла-оберег» в старшей группе Татьяна Ошнурова Этот мастер класс помогла провести Ярославцева Александра Валерьевна- библиотекарь Белоярской сельской библиотеки. Цель:создать.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная кукла-оберег как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре
Опубликовано: 7 ноября 2022 в 20:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД