Получи документы

Музыкально-творческий проект «Музыкальная гостиная»

Светлана Юрьевна Шашина
Музыкально-творческий проект «Музыкальная гостиная»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13»

Музыкально-творческий

проект

«Музыкальная гостиная»

Выполнила:

музыкальный руководитель

Шашина С. Ю.

2023

г. Иваново

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, родители, старшие дошкольники 5-7 лет.

Срок реализации проекта: долгосрочный (октябрь 2022 г. – апрель 2023 г.)

Дата проведения занятий: еженедельно, во вторник (вторая половина дня).

Вид проекта: культурно – досуговая деятельность.

Публикация «Музыкально-творческий проект „Музыкальная гостиная“» размещена в разделах

Тип проекта: музыкально - творческий.

Форма представления: занятия, музыкальные игры, развлечения, сказки.

База проведения: музыкальный зал МБДОУ «Детский сад № 13»

г. Иваново.

Актуальность

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников – актуальнейшая тема действительности. У родителей современных детей сильно изменились ценности и ритм жизни. Дети занимаются гаджетами родителей, родители не находят времени на музыкальное воспитание детей. Многие родители так заняты, что не замечают, что именно и какого качества прослушивают их малыши.

С приходом в дом современной техники человек все больше становится пассивным потребителем искусства. Утеряны традиции любительского музицирования, не практикуются громкие читки, домашние спектакли. Естественность и непринужденность обстановки, совместное пение, слушание музыки, та особенная атмосфера - все это определяет большие возможности для приобщения ребенка к музыке.

Поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира уже в дошкольном возрасте. Процесс приобщения ребенка к культуре – это, прежде всего, воспитание его чувств, начиная с рождения.

Цель проекта:

- приобщение детей и родителей к музыкальной культуре, воспитание интереса и любви к музыке, гармонизация детско-родительских отношений через участие в совместных творческих мероприятиях.

Задачи проекта:

1. Создать единый детско-родительский коллектив;

2. Обеспечить полноценное музыкальное развитие каждому ребенку c учетом его индивидуальных возможностей;

3. Приобщать к истокам мировой и русской народной культуры;

4. Развивать эмоциональную сферу; способствовать развитию эстетической оценки;

5. Расширять музыкально-эстетический кругозор через знакомство с музыкой разных жанров.

6. Укреплять семейные традиции.

Гипотеза проекта:

Если создать благоприятные условия для приобщения детей и родителей к музыкальной культуре, то можно развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки и создать гармонизацию детско-родительских отношений через участие в совместных творческих мероприятиях.

Новизна проекта: реализация принципа сотрудничества детей и взрослых, путем организации совместной проектной деятельности.

Предмет исследования: музыкальная гостиная.

Объект исследования: процесс приобщения детей и их родителей к музыкальной культуре.

Методы реализации проекта:

- наглядно – зрительный;

- наглядно – слуховой;

- словесный;

- литературный образ сказок;

- поэтическое слово (загадки, стихи, сонеты и т. п.);

- описательные рассказы, беседы, постановки вопросов и заданий;

- практический (метод уподобления характеру музыки) включает в себя следующие приемы:

1). моделирование элементов музыки движения (художественное движение, дирижирование, игры-превращения);

2). вокализация (интонирование мелодии, исполнение песен детьми);

3). выражение образного содержания характера музыки мимикой;

4). оркестровка музыкальных произведений (выбор и использование наиболее выразительных тембров инструментов, соответствующих характеру звучания музыки, различение отдельных ее частей);

5). инсценирование песен, подвижные игры.

Основные направления реализации проекта:

- проведение анкетирования;

- организация конкурсов и викторин;

- привлечение педагогов и родителей.

Формы реализации проекта:

- игровые занятия по слушанию музыки;

- интегрированные занятия;

- слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»;

- утренники, развлечения;

- музыкальные викторины, шоу – талантов;

- релаксационные паузы;

- разработанные рекомендации для педагогов и родителей по ознакомлению детей с музыкой разных жанров.

Материально-техническое обеспечение:

DVD-проигрыватель, музыкальный центр, мультимедийная установка, видео и аудио записи, компьютер, принтер, диски и кассеты с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи; художественная литература, сценарии совместных праздников и развлечений, детские музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, металлофоны и др.).

Другие материалы:

Буклеты для родителей и детей.

Планируемый результат проекта:

Совместная творческая деятельность с помощью музыки объединит детей и взрослых, создаст обстановку общей радости, хорошего настроения;

Духовное сближение детей и родителей на основе любви к музыке; возникновение желания ярко и интересно проводить семейный досуг;

Возникновение потребности посещать культурные площадки города (концерты, музеи) всей семьей;

Разработанные мероприятия предоставят возможность выбора и творческого поиска;

Сочетание разнообразных методических приемов, таких, как: сравнение нескольких произведений с одинаковыми названиями, но с разными характерами, использование поэтического слова, сочетание аудиозаписи и «живого» исполнения, игра в оркестре, танцевальные и игровые импровизации - все это значительно обогатит процесс слушания музыки, сделает его интересным и увлекательным.

Планируемые продукты проектной деятельности участников:

- фотоматериалы;

- видеоматериалы;

- день открытых дверей

План реализации проекта:

I Подготовительный этап. Планирование проекта.

- Провести анкетирование родителей (имеет ли кто-то из членов семьи музыкальное образование, играет ли на музыкальном инструменте, какую музыку слушают дома, о творчестве каких композиторов хотели бы узнать);

- Изучение и анализ музыкально-педагогической литературы; законодательных документов;

- Постановка цели, формулировка задач;

- Определение круга тем и форм взаимодействия, подбор музыкального материала, разработка сценариев;

- Составление плана реализации проекта.

II Основной этап. Реализация проекта.

Пригласить детей и родителей регулярно посещать «Музыкальную гостиную», привлечение их к активному участию в мероприятиях.

Слушание лучших произведений русских и зарубежных композиторов, беседы о них;

Знакомство с оркестром русских народных инструментов. Совместная игра в оркестре детей и родителей;

Выступление детей и родителей на праздниках в детском саду, утренниках, шоу – талантов «Синяя птица», участие в организации театральных постановок.

План реализации проекта:

Месяц/Тема

Октябрь Анкетирование родителей, выяснение заинтересованности проектом; определение форм проведения (концерты, КВН, игровые программы, утренники, музыкальные развлечения).

«Осенние встречи» - совместное мероприятие детей и взрослых.

Задачи:

- развивать умение давать эстетические оценки, высказывать свое мнение, соотносить по настроению образцы живописи, музыки и поэзии;

- развивать ассоциативное и образное мышление;

- совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, передавать его в движении.

«Веселый капустник» - семейный досуг.

Задачи:

- воспитывать в детях любовь к народным традициям через народное творчество и игры;

- формировать у детей представление о календарно- обрядовом празднике «Капустник» и приметах связанных с ним, о пользе капусты для человека;

- доставить радость и удовольствие от совместной деятельности детей и родителей.

Ноябрь «Мы играем и поем, вместе весело живем» – концерт по заявкам детей и взрослых, составленный из любимых песен.

Задачи:

- познакомить с жизнью и творчеством В. Шаинского;

- воспитывать уважение к творчеству композиторов –современников;

- развивать навыки совместного выразительного пения.

Шоу талантов «Синяя птица» - конкурс юных талантов.

Задачи:

-выявление и поддержка юных талантов;

- формирование потенциала подрастающего поколения;

- установление творческих контактов между коллективами и руководителями внутри ДОУ.

Декабрь «Здравствуй, гостья зима» - музыкально – тематическая беседа. Через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) прививать детям любовь к классическому наследию.

Задачи:

- учить детей искусству слушать музыку;

- обогащать словарный запас музыкальными терминами;

- побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой;

- воспитывать в детях чувство красоты природы, музыки.

«Русская печка» - фольклорный праздник русской печки; сказочное путешествие современного ребенка в мир прошлого.

Задачи:

- дать начальное представление о традициях русского народа, о быте;

- обогащать словарный запас детей;

- развивать коммуникабельность, актерские способности.

Январь Путешествие по страницам «Детского альбома» П. И. Чайковского – музыкально – тематическая беседа.

Задачи:

- прослушать ряд миниатюр из «Детского альбома» П. И. Чайковского;

- учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка;

- развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка;

- формировать интерес к русской музыке.

- прививать навыки культуры слушания классической музыки.

«Чарующий мир романса» - знакомство с жанром, исполнение романсов педагогами и родителями.

Задачи:

- познакомить с жанром романса;

- совместное исполнение несложных бытовых романсов.

Рождественские посиделки «Святки – колядки» – музыкальное развлечение.

Задачи:

Образовательная - продолжать знакомить с традициями проведения колядок на

Рождество, продолжать знакомить детей с устным народным творчеством по теме.

Развивающая - развивать зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику,

координацию речи с движением. Развивать диалоговую речь.

Воспитательная - способствовать формированию культуры гостеприимства, умения

проявлять доброжелательность.

Образовательная - продолжать знакомить с традициями проведения колядок на

Рождество, продолжать знакомить детей с устным народным творчеством по теме.

Развивающая - развивать зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику,

координацию речи с движением. Развивать диалоговую речь.

Воспитательная - способствовать формированию культуры гостеприимства, умения

проявлять доброжелательность.

- знакомить с традициями проведения колядок на Рождество;

- продолжать знакомить детей с устным народным творчеством»;

- развивать зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, диалоговую речь;

- способствовать формированию культуры гостеприимства, умения проявлять доброжелательность.

Февраль «Веселимся мы, играем, и нисколько не скучаем» - игровая программа на основе забытых игр.

Задачи:

- углубить представления детей о русских народных играх;

- воспитывать любовь к национальной культуре.

- развивать физические умения и коммуникативные качества;

«По морям, по волнам» - музыкально - интеллектуальное мероприятие, посвященное Дню защитников Отечества.

Задачи:

- воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к Родине;

- воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, целеустремленности;

- воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности;

- воспитывать у детей чувства гордости за родителей, радоваться совместным победам и успехам;

- способствовать развитию взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Март

«Мама, доченька, бабуля» - праздничное мероприятие, посвященное дню 8 Марта.

Задачи:

- развивать артистические способности и гендерную социализацию детей;

- закреплять музыкальный репертуар в новой обстановке весеннего праздника;

- воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам.

«Эх, задорная частушка» - музыкально – литературное мероприятие для родителей и детей.

Задачи:

- познакомить с жанром частушки;

- развивать навыки совместного выразительного пения;

- воспитывать любовь к национальной культуре.

Апрель Музыкальный КВН «Угадай мелодию» - музыкальное развлечение для родителей и детей.

Задачи:

проявлять знания о музыке в играх и занимательных конкурсах;

развивать музыкальные способности;

стимулировать творческие проявления детей через игровые задания;

воспитывать любовь к музыке, уважение к товарищам, здоровый дух соперничества.

«Веселая ярмарка» - фольклорное мероприятие.

Задачи:

- развитие культуры детей средствами традиционной народной культуры;

- развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность;

- создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей;

- формирование и развитие исполнительских и творческих навыков и умений каждого ребенка на фольклорной основе.

III Заключительный этап. Итоги.

- Оформление фотовыставки родителей тематических семейных праздников;

- Организация совместных праздников, конкурсов, развлечений, театральных постановок; тематических мероприятий;

- Создание презентации о работе «Музыкальной гостиной».

Выводы:

Работа над проектом получилась интересной, увлекательной, познавательной.

В реализации проектной деятельности дети и родители научились:

1). С большим интересом слушать музыку разных жанров; сосредотачиваться и улавливать детали исполнения;

2). Высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки стали более развернутыми и содержательными;

3). Словарный запас пополнился новыми словами;

4). Танцевальные композиции стали создавать самостоятельно, а также импровизировать и создавать вымышленный образ;

5). Определять характер музыки;

6). Различать жанры музыкального искусства;

5). Называть музыкальные произведения, авторов музыки;

6). Называть и различать музыкальные инструменты, уметь их описать;

7). Отражать свои впечатления в движении и пластике;

8). Участвовать в инсценировках, спектаклях, музыкальных постановках, танцах.

Ну, и, конечно же, получать удовольствие от совместной деятельности. А также, слушать музыкальные произведения разных жанров дома; посещать спектакли, концерты.

В ходе реализации проекта благодаря совместной деятельности взаимоотношения между детьми, родителями, музыкальным руководителем и воспитателями стали более крепкими, близкими. Дети стали раскрепощенными, более общительными, уверенными в себе.

В лице родителей я нашла поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, музыкальных инструментов, но увидела в них талантливых артистов, воспитателей своих детей.

Приложение №1

Анкета для родителей

Фамилия, имя, отчество родителя воспитанника ___

Имеете ли Вы возможность выезжать в культурные центры города?

«Да» - в какие? ___

___«Нет» - причина? ___

Приветствуете ли Вы проведение в детском саду вечеров культурного отдыха родителей и детей?

___

В чем по-Вашему ценность таких вечеров?

___

___

Какие темы музыкальных вечеров Вас могли бы заинтересовать?

___

___

Пожелания

___

___

___

___

Список литературы:

1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1982. – 271 с.

2. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся пед. училищ., - М., 1983. – 250 с.

3. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1982.- 94 с.

4. Мир праздников для дошкольников: Сценарии мероприятий/авт. сост. Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова. - М. :5 за знания, 2006.

5. Назайкинский Е. В. «О психологии музыкального восприятия»;

6. Радынова О. П. Музыкальное воспитание детей, - М., 1994. - 288 с.

7. Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. Для воспитателя и музыкального руководителя дет. сада. - М. : Просвещение, 1990.

8. Тельчарова Р. А. «Музыка и культура»;

9. Интернет – ресурсы: nsportal.ru; maam.ru; musical-sad.ru.

Публикации по теме:

Презентация «Долгосрочный проект «Музыкальная гостиная» Этот проект хочу презентовать в начале 2018-2019 учебного года. Перед этим хочется, чтобы коллеги познакомились с ним. Название проекта:.

Литературно-музыкальная гостиная «Осеннее настроение»Литературно-музыкальная гостиная «Осеннее настроение» Литературно-музыкальная гостиная «Осеннее настроение» для детей подготовительной к школе группе. Цель: воспитывать в детях чувство прекрасного,.

Литературно-музыкальная гостиная «Сказы из малахитовой шкатулки»Литературно-музыкальная гостиная «Сказы из малахитовой шкатулки» Цель: Расширение кругозор детей через приобщение детей к творчеству П. П. Бажова – уральского сказочника, писателя. Задачи: - Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-творческий проект «Музыкальная гостиная»
Опубликовано: 9 мая 2024 в 14:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД