ольга шувайкина
Конспект занятия по лепке «Украшение головного убора мордовским орнаментом»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развите.
Цель: воспитывать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства.
Задачи: знакомить детей с искусством мордовского народа; развивать творческие и эмоционально-эстетические способности детей. воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства мордовских умельцев.
Публикация «Конспект занятия по лепке „Украшение головного убора мордовским орнаментом“» размещена в разделах
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Мордовия
- Одежда, обувь, головные уборы
- Орнамент и узоры
- Орнамент, узоры. Лепка, пластилин
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Темочки
Предварительная работа: беседа «Мордовия – мой край родной», рассматривание иллюстрированной книги «Мордовский народный костюм»,повторение слов, обозначающих предметов одежды по-мокшански.
Оборудование: кукла в мордовской национальной одежде, доска, ИКТ.
Методические приё мы: Словесный: организационный момент, вводная беседа, пояснение, практическая часть. Наглядный: рассматривание предметов национальной одежды мордовского народа.
Практический: самостоятельное выполнение детьми задания.
Ход НОД
Орг. момент
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель: Ребята, у нас в гостях кукла Маруня. Давайте поздороваемся с ней по-мокшански.
Дети: Шумбрат, Алдунья.
Воспитатель: Ребята, в какой республике мы живём (Мордовии).
Воспитатель: Правильно. А как называется наш город? (Саранск).
Воспитатель: У мордовского народа, как и у других народов нашей большой страны, есть свои обычаи. Традиции и свой неповторимый орнамент или узор, который включает в себя сочетание декоративных элементов. А сейчас давайте рассмотрим небольшую выставку куклы Алдуньи.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребята. Что вы видите пред собой? (Перед нами одежда, головные уборы, салфетки).
Воспитатель: Какие цвета больше всего присутствуют в мордовском орнаменте (Красный и чёрный).
Воспитатель: Какие основные элементы узора мордовского орнамента? (Основные элементы узора мордовского орнамента это – квадрат, треугольник, крестики, ромбики).
Воспитатель: На Алдунье мордовская одежда. По-мокшански рубаха Панар. По-мокшански шерстяной пояс, которым обвязывают рубаху называется Пулай. По-мокшански женский головной убор Коняфкс.
А сейчас я вас познакомлю с другими головными уборами. Дети рассматривают головные уборы по ИКТ.
Воспитатель: А теперь немного отдохнем.
Физкультминутка.
Мы платочки постираем,
Крепко-крепко их потрем. Пальцы сжаты в кулаки, тереть кулак о кулак.
А потом их выжимаем,
Очень сильно отожмем. Выжимаем белье.
А теперь мы все платочки.
Так встряхнем, так встряхнем! Встряхивают кистями рук.
А теперь платки погладим
На дощечке утюжком. Водят кулачком по ладони другой руки.
И платочками помашем, С ними весело попляшем.
Воспитатель: Ребята, вам предлагаю пополнить нашу выставку женскими головными уборами с элементами мордовского орнамента. Посмотрите, на доске какой красивый головной убор. Нравится? Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, садитесь за столы. Посмотрите, на столе у вас лежат листы с мордовским арнаментом. Вы должны украсить их в технике пластилинография, но сначала, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Мылом мылю я носки
Крепко трутся кулачки
Сполосну носочки ловко
И повешу на веревку.
Самостоятельная работа детей.
Дети под тихую мордовскую музыку выполняют работу. В ходе её выполнения воспитатель оказывает помощь некоторым детям, подсказывая, направляя, следит за посадкой.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Очень красивые получились арнаменты для украшения мордовских головных уборов. А теперь пополним ими нашу выставку.
Рефлексия.
Воспитатель: Теперь наша выставка пополнилась красивыми мордовскими головными уборами. Скажите, чем мы сегодня занимались?
Дети: Мы украшали головные уборы мордовским орнаментом.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень сегодня старались.