Лучший педагог года

Межличностные отношения в дошкольном возрасте

АНАСТАСИЯ АБРАМОВА
Межличностные отношения в дошкольном возрасте

Формирование межличностных отношений у дошкольников

Почему в психологии говорят не только об общении, но и о межличностных отношениях. По сути, подразумевается один и тот же процесс взаимодействия двух или больше человек. Употребляя термин «межличностные отношения», акцентируют внимание на том, как в общении раскрывается (или, наоборот, закрывается, отгораживается) и развивается личность, индивидуальное Я.

Публикация «Межличностные отношения в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Взаимодействие дошкольников переходит на уровень межличностных отношений в тот момент, когда на первом плане в общении проявляется личностный мотив.

Ребенок уже не просто желает с кем-либо проводить время, а конкретно хочет играть с «девочкой из соседней квартиры», «с мальчишками, а не девчонками», пойти в зоопарк с братом, а не с группой и т. д. То есть, для дошкольника приобретают значимость конкретные личности с их качествами и характером.

Межличностные отношения для дошкольников — это возможность проводить время с вызывающими симпатию людьми, а также возможность научиться оценивать другого человека и составлять представления о себе на основе сравнивания. А для этого партнер по общению должен вызывать интерес, определенные чувства, обладать неким опытом.

Большинство дошкольников ориентировано на положительные межличностные отношения. Поэтому они чаще согласятся на второстепенную роль в игре, чем откажутся играть вообще. Если нужно дать свою игрушку, дошкольник, хотя и с сожалением в душе, все-таки протянет ее сверстнику. Хотя нередко наблюдаются исключения, особенно в младшем дошкольном возрасте.

Формы межличностного взаимодействия дошколят

В межличностных отношениях детей дошкольного возраста наблюдаются следующие позиции (формы):

• гуманная

• эгоистическая

• конкурентная

Дети с гуманной позицией помогают сверстникам, делятся игрушками, приглашают в игру, положительно высказываются о результатах деятельности других детей. Такие дошкольники замечают настроение сверстника, поддерживают при неудачах. Себя и свои достижения не выпячивают. Гуманная позиция ребенка выражается в проявлении нравственных качеств и доброжелательного поведения по отношению к другим.

Если ребенок руководствуется эгоистической позицией, он даже не запомнит имена детей, с которыми он только что играл. Зато будет знать, какие чудные игрушки имеют сверстники. Такой ребенок ни за что не даст свою любимую игрушку другому, но может без разрешения взять чужую. К чувствам и настроению партнеров по общению эгоистичный ребенок остается равнодушным.

Конкурентную позицию выбирают дошкольники, которые стремятся быть лучше всех. Они болезненно реагируют на успехи других детей. Ради того, чтобы заявить о себе лучше, могут быть щедрыми, сочувствующими.

Каждая из перечисленных позиций уместна на определенном возрастном этапе. Эгоистичная позиция часто встречается у 3-4-летних малышей, у которых еще не сформированы нравственные критерии.

Конкурентной позицией отличаются дети 4-5 лет. Дошкольники этого возраста забавно нахваливают себя и выпячивают свои достижения. В старшем дошкольном возрасте нормой уже выступает гуманная позиция.

Если ребенок отличается эгоизмом и выраженным стремлением к конкуренции, очень важно терпеливо прививать ему гуманные ориентиры в отношениях.

Особенности межличностных отношений детей

Как видим, отношения детей на протяжении дошкольного детства развиваются в зависимости от становления личности ребенка и прививания нравственных норм. От года к году происходят изменения, и ко времени поступления в школу моральные нормы для многих детей становятся регулятором отношений между людьми. Особенно этим отличаются дети с высоким уровнем социального интеллекта.

Что характерно во взаимоотношениях младших дошкольников

Отношения 3-4 летних детей отличаются эгоистичностью. Ребенок хочет играть именно с той игрушкой, которая нравится ему. Если мальчик нагружает свою машину песком, то с подачи взрослого он еще согласится, чтобы его друг в песочнице помогал грузить, но никак не согласится уступить ему машину.

Для младшего дошкольника практически не имеет значения, как его действия оценивают сверстники. «Ты жадина!», «Плохой мальчик» — подобные детские возгласы пролетают если не мимо ушей, то мимо чувственного восприятия. В ответ ребенок может заявить, что он не будет играть с тем, кто его обзывает. А через несколько минут дети об этом инциденте благополучно забудут и возобновят свои игры.

По-настоящему дети обращают внимание на высказывания в свой адрес в среднем дошкольном возрасте. Около 5 лет ребенок чувствительно относится к тому, как его оценивает сверстник. От этого в большой степени зависит, захотят ли дошкольники общаться, вместе играть.

В 5-6 лет дошкольники очень тянутся к детям, проявляющим себя лидерами. Они стремятся получить признание лидера, хотят быть на него похожим, интересуются его мнением.

Межличностные отношения в старшем дошкольном возрасте

Старшие дошкольники многое видят и замечают, как и что высказывают им сверстники. Но в этом возрасте дети уже достаточно критично воспринимают оценку своих поступков и результатов деятельности от таких же дошкольников. Мнение взрослого – совсем другое дело. Взрослый для старшего дошкольника является большим авторитетом.

Дети в этом возрасте значительно больше проводят времени в кругу сверстников, чем малыши, благодаря чему развиваются коммуникативные способности.

В постоянной группе у них складываются устойчивые взаимоотношения. К одним детям старший дошкольник привязывается, зарождается дружба. Общение с другими может нисколько не интересовать.

На этом этапе можно выделить виды межличностных отношений дошкольников, наблюдая за общением в группе сверстников:

• непосредственно личные

• оценочные

• деловые

Крайне редко они встречаются в чистом виде. Практически не бывает такого, чтобы дошкольник с одними детьми хотел только дружить, с другими – только играть в определенные игры, а у третьих – интересоваться их мнением и искать одобрения. Все виды отношений переплетаются.

Публикации по теме:

Фотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрастеФотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрасте Зима - очень красивое время года. Сколько всего интересного зимой – и снеговики, и деревья в инее, и снегопад и т. д. Как же это все запечатлеть?.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Мастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрастеМастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вам мастер – класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрастеНетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Межличностные отношения в дошкольном возрасте
Опубликовано: 24 февраля 2020 в 22:06
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД