Юлия Дмитриевна Фрайтик
Методы и формы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в свете федерального государственного образовательного стандарта. Поэтому ее решением начинают заниматься с самого раннего возраста.
Методы – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанника, направленные на достижение целей обучения.
Главными методами обучения и развития дошкольников являются практические, наглядные, словесные, игровые методы.
Публикация «Методы и формы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Наблюдение – это явление всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению следует учить ребенка с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредотачиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным.
В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, сравнение, сопоставление.
В обучении дошкольников наблюдение развивается в двух направлениях. В первую очередь, постепенно расширяется круг наблюдаемых объектов: наблюдения в групповой комнате, затем в другой комнате, на участке детского сада.
В обучении дошкольников используют разные виды наблюдений: кратковременные и длительные, повторные и сравнительные наблюдения. Длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта. Сравнительные наблюдения представляют собой особую ценность для развития мыслительной деятельности детей. Старшие дошкольники могут сравнивать наблюдаемый объект с другим, непосредственно не воспринимаемым в данный момент (сравнение по представлению) : автобус и трамвай, река и пруд.
Обучение, недостаточно опирающееся на наблюдение, ведет к образованию у ребенка формальных знаний, не имеющих под собой прочной основы.
Рассматривание картин, репродукций, слайдов, презентаций и других наглядных средств – важный метод обучения дошкольников позволяющих решать ряд дидактических задач.
Наглядные методы обучения направлены на формирование у детей отчетливых представлений о предметах и явлениях окружающего мира, на развитие мышления, познавательных процессов.
Практические методы – это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практических характер. Это значит, что деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого ребенок познает такие их свойства, связи, которые недоступны непосредственному восприятию.
Одним из ведущих методов развития дошкольников являются игровые методы. А игра является ведущим способом творческого развития дошкольников с самого раннего возраста.
Достоинство игровых методов заключаются в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на поставленных задачах, которые становятся не навязанными извне, а желанными, личной целью.
Е. А. Флерина обратила внимание на то, что игровые методы позволяют четко и полно осуществлять поставленные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. Данные методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно.
К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. И что источником игры являются инстинкты, то есть биологические механизмы. З. Фрейд считал, что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценности. Не имея возможности в действительности быть шофером, доктором, ребенок замещает эту реальную роль игрой. В этой вымышленной жизни он «изживает» присущие ему влечения и желания.
В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде : с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. Эмоциональный подъем у детей вызывают инсценировки коротких рассказов, стихотворений, которые воспитатель включает в различные виды деятельности.
Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец рассматривают игру как деятельность творческую, а значит в ней развивается креативность как способность к творчеству.
Наглядные, игровые, практические методы сочетаются со словесными методами, делая первые более результативными. При использовании в развитии дошкольников лишь словесные методы результативность будет низкой. В дошкольном возрасте формируются представления об окружающем мире, недостаточно только почитать, рассказать – необходимо обеспечить детей наглядными примерами.
Одним из важнейших словесных методов есть рассказ педагога, который позволяет развивать детей в доступной для них форме. В рассказе содержание передается в образной форме. Рассказ является наиболее эмоциональным из всех словесных методов. В большинстве случаев он оказывает сильное воздействие на детей, так как воспитатель вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых говорит. Рассказ побуждает детей к обмену впечатлениями по поводу содержания, развивает творческое мышление, а именно образное, развивает воображение.
В современном мире широкое распространение получила методика итальянского педагога-гуманиста Марии Монтессори. Педагогика М. Монтессори - пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания. Основным отличием метода М. Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира. Основная идея метода М. Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Задачей же воспитателя или учителя является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.
Педагогическая наука, которая рассматривает образование как воспроизведение духовного потенциала человека, обладает различными сферами образовательного влияния на детей. Сфера искусства рассматривается как пространство, которое способствует формированию социально-эстетической активности личности.
ФГОС ДО одной из содержательных линий жизнедеятельности детей признает музыкальное искусство, которое должно быть направлено на формирование творческого портрета будущей личности. Музыкальная деятельность, как эмоционально насыщенный, интересный и доступный дошкольнику процесс, имеет наиболее продуктивное значение для развития творчества.
Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие.
Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей, средней групп выявляем эти склонности и содействуем их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более качественном уровне. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания.
Песенное творчество является важнейшим условием развития не только музыкальной, но и общей культуры ребенка. Оно формирует у детей эстетическое мировосприятие, обогащает эмоциональный опыт, побуждает осознавать окружающий мир в его звуковых проявлениях.
Важным показателем музыкального развития детей являются творческие проявления в ритмике, танцах. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.
Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях – сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей. Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.
Таким образом, музыкальная деятельность имеет огромное значение для нравственно-эстетического воспитания дошкольников, содействует развитию творческих способностей, которое возможно лишь в процессе усвоения детьми и практического применения ими знаний, умений и навыков.
Следующей формой развития творчества детей является театрализованная деятельность. Этот вид деятельности требует от детей : внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Это можно объяснить тем, что драма, которая основывается на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко связывает художественное творчество с личными переживаниями. Драматизация наиболее тесно связана с игрой, которая является основой детского творчества. Именно поэтому драматизация содержит в себе элементы различных видов творчества.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний, открытий детей. Она является конкретным, зримым результатом. Театрализованные занятия развивают у детей эмоциональную сферу, заставляют сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, – как отмечал Б. М. Теплов, – создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Наибольшей ценностью театрализованной деятельности является то, что она дает возможность проявляться другим видам детского творчества. В этом виде деятельности дети сами имеют возможности сочинять, импровизировать, либо инсцеривать знакомые им с детства сказки, рассказы. Это их словесное творчество, которое нужно, понятно самим детям. А изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для того, чтобы дети могли проявить изобразительное и техническое творчество.
А. В. Запорожец утверждает, что «детское творчество существует, он обращает внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в творческом развитии ребенка. Также А. В. Запорожец считает, что изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако более важно то, что по мере овладения изобразительной деятельностью у него создается внутренний идеальный план, который в раннем детстве отсутствует. В дошкольном возрасте план деятельности еще не полностью сформирован, он нуждается в материальных опорах, а рисунок – одна из таких опор.
Для того, чтобы понять детский рисунок необходимо изучить не только результат рисования, но и сам процесс создания рисунка. Н. М. Рыбников отмечал, что для ребенка продукт изобразительной деятельности играет второстепенную роль. На первый план для него выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому дети рисуют с большим увлечением.
При рассматривании рисунка ребенка мы видим, что он изображает не конкретный предмет, а то, что он знает об этом предмете, что он чувствует о предмете. Поэтому очень часто рисунки детей не всегда понятны взрослым людям.
На сегодняшний день активно развивается новое направление в художественной деятельности, которое играет немаловажную роль в развитии творческих способностей детей – это детский дизайн. Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности. Позволяет развивать творческий потенциал детей, который основан на свободном самовыражении, саморазвитии, без запретов.
«Благоустраивая свое кукольно-игровое хозяйство, а позднее, по мере взросления, и пространство вокруг себя, дети старшего дошкольного возраста подчас неосознанно выполняют функции дизайнера…».
Автор единственной книги о детском дизайне Г. Н. Пантелеев выделяет типы и виды детского дизайна. Типов детского дизайна он выделяет три – плоскостной (аппликатино-графический, объемный (предметно-декоративный, пространственный (архитектурно-художественный). По каждому автор выделяет три направления деятельности (виды детского дизайна).
Первое направление – «аранжировки» – предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.
Второе направление – «дизайн одежды» – предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя – одежды повседневной и праздничной.
Третье направление – декоративно-пространственный дизайн – ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.
Обращая внимание на окружающие объекты среды, которые нравятся или не нравятся детям, они обращают внимание на разнообразие их окраски, формы, величины. Для украшениясвоего быта дети могут использовать ратения, бумагу, различные синтетические материалы, создавая из них аранжировки и образные композиции. Игры, которые наполнены художественным содержанием, сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки). Старшие дошкольники оценивают костюмы героев, одежду и внешний вид сверстников и взрослых, подражают опрятно и нарядно одетым.
В ходе творческой деятельности ребенок делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя ребенок не создает ничего нового, а результат его труда носит субъективный характер, но именно в этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. Полученный результат – это первая и очень важная ступенька детского творчества. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, которое способно уравновесить интеллектуальную деятельность детей.
Занятия дизайн-деятельностью призваны воздействовать на ум, волю, чувства, побуждать детей к творческому самовыражению, состоянию эмоционального комфорта, ощущения радости детсва в различных видах художетсвенно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник: конструирование, декупаж, пескография и т. д.
К старшему дошкольному возрасту дети, имея опыт изобразительной деятельности, могут стать неплохими дизайнерами. «В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе с педагогам они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что занимаясь дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами».
С внедрением ФГОС проблема развития творческой личности становится все более актуальной. Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности воспитанников.
Творчество детей – естественный компонент их развития. В дошкольном возрасте, когда наступает период самоутверждения через преодоление отдельных культурных стереотипов, возникновение вариативного мышления, ребёнок обнаруживает и раскрывает много возможностей для творчества, легко создаёт один вариант творческого продукта за другим.
Способность к творчеству является важным психологическим свойством личности, во многом определяющем готовность человека к развитию в сложных условиях жизнедеятельности.
Детей старшего дошкольного возраста отличают большие психические и физические возможности. Их отношения с окружающим миром, со взрослыми и сверстниками более сложные и содержательные. Умственные способности детей совершенствуются, формируется способность обобщать и анализировать. Деятельность старших дошкольников характеризуется большей творческой активностью и самостоятельностью. Это проявляется и в осознании проблемы, и в формулировке задачи, прогнозировании результата и т. д.