Наталья Полухина
Методы формирования просодических компонентов речи у дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Методы формирования просодических компонентов речи у дошкольников с ОВЗ.
Выполнила учитель – дефектолог Полухина Н. А.
Речевая просодика представляет собой комплекс ритмико – интонационных элементов речи, а именно ритм, темп, тембр, модулированность голоса и интонационная выразительность.
1. Формирование ритмических структур.
Такие игры способствуют развитию зрительного и слухового восприятия, внимания, аудиальной памяти, речи, крупной и мелкой моторики.
Игра «Барабанщик»
Публикация «Методы формирования просодических компонентов речи у дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ты – барабанщик. Отбей палочкой походный марш в следующем ритме:
Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!
Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!
Памм! Памм! Памм!
Игра «Дирижер»
Педагог исполняет роль дирижера, и показывает детям, в каком ритме исполнять стихотворение
Сидит киска на заборе,
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!
«Медленные стихи.»
Цель: развивать чувство ритма. (Большим и указательным пальцем медленно, в ритм текста стучать по столу).
Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,
Чи-та-ет сказ-ку по скла-дам.
Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,
Ко-зел ша-га-ет по цве-там.
«Подбор рифмы.»
Цель: Научить детей подбирать рифму к слову.
Читается стихотворение, не договаривая последнее слово, дети должны подобрать рифмующееся слово из ряда близких по смыслу:
Я залез на коня
И держусь руками,
Посмотрите на меня.
Я поехал к. (Дедушке? Маме? Леше)
Маленький бычок,
Рыженький бочок.
Ножками ступает.
Головой. (Трясет? Вертит? Мотает)
В пыли валялась палка.
Ее мне стало жалко,
Взял я палку, и она
Превратилась в. (Лошадку? Скакуна? Коня)
Педагог дает опорные слова, дети пробуют сами придумать стихотворение:
Шина, машина, прокололась, ехала. (Ехала машина.
Прокололась шина).
Ножки, сапожки, надевай, на, теплые. (Надевай на ножки
Теплые сапожки).
Паровоз, вагончики, загудел, повез, и. (Загудел паровоз
И вагончики повез).
Детям предлагается не просто подобрать рифму, а с определенным условием.
Например, пара подушка – кукла, детям предлагается к первому слову подобрать рифму, которая является обобщением второго слова. (т. е. кукла – это игрушка, следовательно рифмованная пара получается подушка – игрушка); продукт – яблоко – фрукт, стебель – шкаф – мебель, вещица – ворона – птица. Еще одним вариантом игр на развитие рифмы является подбор слова в уменьшительно – ласкательной форме. Например, птичка – вода – водичка, кошка – рыба – рыбешка.
2. Формирование темповой организации
Такие игры способствуют не только умению двигаться в заданном темпе, чередовать движения в различном темпе, но и развитию воображения, инициативы, сообразительности, организованности.
1 упражнение.
Произнесите следующие предложения в нужном темпе:
•Как медленно вертится колесо!
•Помогите, человек тонет!
•Как долго тянется зима!
•Скорей бежим домой!
2 упражнение.
Скороговорки произносятся всегда быстро. Поучимся их говорить. Произнесите скороговорки в разном темпе: сначала медленно, потом быстрее, еще быстрее и очень быстро.
•Усядемся на пригорке
Да расскажем скороговорки.
•Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят
Оборудование: Красные ("медленно", желтые ("умеренно") и зеленые ("быстро") кружки.
«Поезд».
Цель. Учить детей соотносить темп движений и темп речи.
Дети стоят друг за другом, согнув руки в локтях. Слушая стихотворение, делают круговые движения руками и начинают движение вперёд «змейкой» по группе в соответствии с текстом стихотворения.
Тихо едет паровоз,
Он нас далеко повёз.
Слышим мы со всех сторон
Стук колёс и рельсов звон.
Поезд едет побыстрее
Деткам станет веселее!
Поезд едет, поезд мчит,
Он колёсами стучит.
Чух-чух-чух, чух-чух-чух
Мчится поезд во весь дух!
3. Формирование модулированности голоса и речевого дыхания.
Такие упражнения способствуют развитию самоконтроля, сосредоточенности, произвольности.
Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона.
1 упражнение.
Произнеси звук (У, имитируя океанский лайнер (низкое звучание) и маленький пароходик (высокое).
2 упражнение.
Произнеси звук (Ж, с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).
3 упражнение.
Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам и издает пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у». изобрази эти звуки голосом.
4 упражнение.
Вспомните, как говорили в сказке «Три медведя» Михайло Иваныч, Настасья Петровна и Мишутка. Какой по высоте голос был у каждого? Произнеси фразу «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» голосом Михайло Иваныча, Настасьи Петровны и Мишутки.
Упражнения на развитие силы голоса.
1 упражнение «Гудок паровоза».
Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.
2 упражнение «Аукание».
Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау - ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.
3 упражнение «Покричим?»
Как часто мы слышим: «Не кричи, говори потише!» А иногда так хочется покричать, например: Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка!
4 упражнение.
Усиление голоса (беззвучная артикуляция - шепот - тихо - громко):
ОООО
АААА
АУИ АУИ АУИ АУИ
5 упражнение.
Ослабление голоса (громко - тихо - шепот - беззвучная артикуляция):
УУУу
ЖЖЖж
ABA ABA ABA ава
6 упражнение.
Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса: 12345
Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса: 54321
9 упражнение.
Назовем дни недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса:
понедельник, вторник - беззвучная артикуляция;
среда, четверг - шепот;
пятница, суббота - голосом средней силы;
воскресенье - громко;
суббота, пятница - голосом средней силы;
четверг, среда - шепот;
вторник, понедельник - беззвучная артикуляция.
4. Формирование тембральной окраски речи.
Игры способствуют развитию восприятия психологического состояния людей, развитию мышления. Такая работа оптимизирует у детей не только речевую, но и коммуникативную деятельность в целом.
Игра «День и ночь»
По команде «ночь» дети закрывают глаза. По выбору педагога один из детей рассказывает любое стихотворение. По команде «день» все открывают глаза и называют имя читавшего.
Игра «Узнай по голосу»
Дети становятся в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Играющие начинают двигаться по кругу подскоками. С остановкой музыки дети останавливаются, и один из них (по выбору педагога) должен громко сказать: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!»
Водящий с завязанными глазами должен назвать по имени того, кто это сказал. Если он правильно угадывает, его место занимает тот, кого он узнал по голосу.
«Произнеси по-разному».
Произнесите маленькое слово «О»:
•Удивленно.
•Радостно.
•Недовольно.
•Испуганно.
«Настроение»
Произнесите данные слова, выражая голосом разные
чувства и настроения. А ребята попробуют определить эти чувства.
«Молодец!» - восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе. «Пришла!» - с радостью, тревогой, с презрением.
«Скороговорки».
Сказать скороговорку разным тоном.
Проворонили ворона вороненка.
•С сожалением («Жалко вороненка»);
•С осуждением («Вот растяпа эта ворона»);
•С удивлением («Не может быть!»,
На дворе трава, на траве дрова.
•Грустно («Ох, сколько здесь работы!»);
•Радостно («Ура, здесь можно интересно поиграть!»);
•Равнодушно («Ну и что?»).
5. Формирование интонационной выразительности.
Средствами выражения интонации являются - темп, ритм, высота, сила и тон голоса. Следовательно, формирование интонации происходит после специальной работы по развитию этих компонентов.
Такие упражнения активизируют мышление, развивают память, совершенствуют умение отвечать и задавать вопросы, вести диалог.
1 упражнение.
Предлагается интонационно завершенный ряд гласных, при этом один из гласных особо выделяется при помощи ударения, например: «А-о-у-и». Выделение ударных элементов гласного ряда должно сочетаться с интонационным модулированием голоса. Могут быть интонации вопроса, ответа. Например: А о у и? А о_у и!
Аоуи - аоуи? АОУИ - аоуи!
2 упражнение.
Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения:
Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Мне понравилась сказка.
3 упражнение.
Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.
Твой? - твой сок? Стол? - там стол? Нос? - это нос?
4 упражнение.
Отработка интонации восклицательного предложения.
Саша! Смотри! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!
5 упражнение.
Дифференциация различных видов интонации.
Педагог предлагает составить предложение и произнести его с разной интонацией. Пришла весна. Пришла весна? Пришла весна!
Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить.
Использование дидактических игр и упражнений способствует эффективному овладению дошкольниками интонационной выразительности речи, более успешному и качественному обучению детей не только способам оформления интонационно окрашенной речи, но и обогащает их речь, активизирует общение, активизирует мышление и познавательный интерес, помогает раскрывать творческие возможности, и что самое главное помогает адаптироваться ребенку в коллективе.
Используемая литература:
1. Александрова Л. Ю. Спирина Н. П. «Диагностика просодических различий» – Спб – 2000
2. Волкова Л. С. «Логопедия»: Учебное пособие – М. – 1998
3. Глухов В. П. «Особенности формирования просодического компонента речи дошкольников с ОНР» – М. : Издательский дом «ГРААЛЬ», 2001
4. Ефименкова Л,Н. «Наглядное пособие по коррекции устной и письменной речи» М. : Сфера, 2005
5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР» – М. 2005
6. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. «Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет» – М. – 2004
7. Лалаева П. Н. «Нарушение речи у детей с ЗПР» – Спб – 1998
8. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. «Методика развития просодического компонента речи у детей с ЗПР» - М. – 2005
9. Лазаренко О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей» - М. : Сфера, 2009
10. Шевцова Е. Е., Забродина Л. В. «Технологии формирования интонационной стороны речи» : Учебное пособие для студентов педвузов – М. : АСТ: Астрель, Харваст, 2007