МААМ-картинки

Методика «Кубик Рубика» в формировании готовности старшего дошкольника к школе

Светлана Дворник
Методика «Кубик Рубика» в формировании готовности старшего дошкольника к школе

Методика «Кубик Рубика» (по Т. Г. Макеевой, модификация О. И. Ворониной). Методика позволяет выявить особенности самостоятельности ребенка (мотив, инициатива, элементарное планирование, действия, результат, необходимые для полноценной социально-личностной готовности старшего дошкольника к школе.

Публикация «Методика „Кубик Рубика“ в формировании готовности старшего дошкольника к школе» размещена в разделах

Серия наблюдений за старшими дошкольниками на занятиях по продуктивной деятельности - рисования, аппликации, конструированию (по С. А. Марутян). Цель – выявить уровень самостоятельности, оценить степень самостоятельности детей по проявлениям активности, инициативы, ответственности, степень прилагаемых усилий.

Метод вербальных выборов (Е. О. Смирнова). Цель – выявить какое положение занимает старший дошкольник в системе межличностных отношений в группе, удовлетворена ли его потребность в общении, каково отношение сверстников к нему.

Ситуация «Сапожки в подарок» (Т. И. Бабаева, модификация методики Г. А. Урунтаевой «Рукавички»). Цель – выявить особенности взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками в совместной деятельности.

Методика межличностных взаимоотношений (автор Рене Жиль, упрощенный вариант). Цель методики - исследование социальной приспособленности ребенка старшего дошкольного возраста, сферы его межличностных отношений и их особенностей.

Регуляторный компонент (самоконтроль, самооценка) :

Методика «Учебная деятельность» (Л. И. Цеханская, 2005). Цель – выявить умения, служащие предпосылками учебной деятельности (подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого). Методика проводится фронтально со всей группой детей. По окончании диктантов дети оценивают свою работу и отмечают допущенные ошибки.

Методика Дембо-Рубинштейна (автор Г. С. Никифоров, 2007, цель которой изучить самооценку детей старшего дошкольного возраста.

Кроме диагностики ребенка мы диагностируем родителей:

Анкета для родителей «Насколько вы готовы быть родителем школьника» (А. Колеченко).

Цель – выяснить, готовы ли родители к принятию новой социальной роли их ребенка.

Родителям предлагается ответить на 15 утверждений «Да» или «Нет». Если родители дают более 10 положительных ответов на вопросы, то им необходима помощь педагога по проблеме готовности детей к школе. Меньшее количество утверждений говорит о готовности родителей к новой социальной роли их ребенка.

Полученные результаты данной методики дают возможность определить, нужна ли педагогическая помощь родителям в том, чтобы научиться предвидеть и избегать проблемы школьной дезадаптации детей.

Анкета для родителей «Мое мнение о школьной жизни ребенка»

(по Е. П. Арнаутовой).

Цель - проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка, выявить наличие «школьной тревожности» у родителей. Родителям предлагается ответить на 5 вопросов, касающихся их понимания значимых и связанных с семейной жизнью ребенка факторов по готовности к школьной жизни.

Анализируется, в чем родители видят роль семьи в подготовке ребенка к школе, склонны ли дублировать функции общественного воспитания, в чем видят свою особую роль, каких методов воздействия придерживаются.

Родительское сочинение «Как я представляю своего ребенка в школе»

(О. И. Воронина, модификация методики В. В. Столина и А. И. Тащевой).

Цели - изучение переживания взрослыми встречи со школой; видение родителями будущих первоклассников школьной действительности своих детей.

Родителям предлагается дома написать сочинение на тему «Как я представляю своего ребенка в школе».

Критерии к анализу сочинений: представления родителей о школе, об ученике, школьнике; что делают родители сегодня, чтобы образ ребенка-школьника становился таким, каким они его желают видеть; права и ответственность, которыми наделили родители ребенка, как будущего школьника; что ребенку позволено и что запрещено в роли ученика; ожидания или опасения родителей в предстоящем школьном обучении ребенка.

На основе критериев составляются вопросы для родителей, чтобы они могли без затруднений написать сочинение.

Результаты диагностики родителей старших дошкольников :

Позволяют выяснить, необходима ли помощь родителям по вопросу готовности детей к школе,

готовы ли родители к новой социальной роли их ребенка,

определить особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка,

изучить переживания родителями о встрече со школой;

как родители видят школьную действительность своих детей.

ПРОБЛЕМА

По нашим данным Ведущие мотивы старших дошкольников :

Социальные мотивы (44%)

Учебно-познавательные мотивы (82%)

Оценочные мотивы (11%)

Позиционные мотивы (11%)

Внешние по отношению к школе и учению мотивы (94%)

Игровые мотивы (17%)

Преобладание социальных, познавательных, оценочных и позиционных мотивов учения наблюдается у детей, которым на момент их обследования исполнилось 6 лет;

Преобладание игровоого мотива в большей степени определяется у детей младше 6 лет;

Преобладание внешнего мотива присуще практически всем детям.

Результаты диагностики детей и родителей показали, что преобладание внешнего и познавательного мотивов учения у детей над другими мотивами находится в прямой зависимости от заинтересованности и степени готовности родителей к школьному обучению их детей.

Родители считают, что дети, став школьниками должны быть ответственными: выполнять задания, которые от них будет требовать учитель в школе, учить уроки, заданные на дом, самостоятельно; после того, как дети справятся с «важными» делами, они смогут поиграть в свои любимые игры, погулять на улице.

Большинство взрослых (83%) ожидают, что их дети, обучаясь в школе, станут намного умнее, любознательнее, активнее в познавательной деятельности. Но есть и такие (17%) родители, которые опасаются того, что «учеба» может стать источником излишних переживаний и детско-родительских конфликтов.

Влияние семьи с точки зрения развития мотивов учения у старших дошкольников :

Наше исследование показало, что Все родители считают, что их дети должны обязательно идти в школу и постоянно говорят дошкольникам об этом.

Из них половина (56%) взрослых утверждают, что их дети достаточно зрелы для школьного обучения, которое позволит им получить много знаний и хорошие оценки. Такая позиция родителей влияет на развитие позиционных, познавательных и оценочных мотивов учения у дошкольников.

38% родителей понимают и хотят, чтобы их дети проявляли желание учиться, выполнять необходимые правила поведения в школе, стремились и умели общаться со взрослыми и сверстниками на школьные темы. Эти взрослые влияют на развитие социальных мотивов учения у старших дошкольников.

Несколько взрослых (6% - родители 5-летних дошкольников) считают, что их дети не достаточно готовы к школьному обучению, они еще маленькие. Такая позиция родителей в большей степени развивает у старших дошкольников игровые мотивы.

Уровни готовности старшего дошкольника к школьному обучению :

Высокий уровень школьной зрелости предполагает

хорошее или удовлетворительное физическое развитие;

готовность руки к письму, умение очень хорошо копировать печатный и письменный текст, работать с ножницами;

хороший фонематический слух;

широкий кругозор, хорошую общую осведомленность;

поставленную речь, большой словарный запас;

хорошую память, знание стихов, сказок, умение пересказывать и отвечать на вопросы по услышанному тексту;

умение устанавливать сходства и различия между понятиями, классифицировать и обобщать, понимать переносный смысл пословиц и поговорок;

знание цифр и букв, умение читать по слогам, прибавлять и отнимать единицу;

произвольность поведения;

способность самостоятельно решать поставленные задачи;

устойчивое желание учиться.

Средний уровень школьной зрелости включает в себя:

хорошее или удовлетворительное физическое развитие;

готовность руки к письму, умение хорошо или удовлетворительно копировать печатный и письменный текст, работать с ножницами;

хороший фонематический слух;

достаточный кругозор, хорошую или удовлетворительную общую осведомленность;

развитую речь, хороший словарный запас;

хорошую память, знание стихов, сказок, умение пересказать и ответить на простые вопросы по услышанному тексту;

умение устанавливать сходства и различия между понятиями, классифицировать и обобщать, понимать переносный смысл несложных пословиц и поговорок;

знание цифр и букв, счет в пределах 10;

произвольность поведения;

способность самостоятельно или при незначительной помощи взрослого решать поставленные задачи;

устойчивое желание учиться.

Уровень ниже среднего характеризуется

хорошим или удовлетворительным физическим развитием;

относительной готовностью руки к письму, умением удовлетворительно копировать печатный и письменный текст;

достаточным кругозором, удовлетворительной общей осведомленностью;

развитой или слабо развитой речью, достаточным словарным запасом;

удовлетворительной памятью, знанием несложных стихов, сказок, умением вкратце пересказать и ответить на простые вопросы по услышанному тексту;

умением устанавливать явные сходства и различия между понятиями, осуществлять несложную классификацию и обобщение;

знанием некоторых цифр и букв;

способностью решать поставленные задачи с помощью и под контролем взрослого;

устойчивым или неустойчивым желанием учиться.

Низкий уровень школьной зрелости определяется у детей, которые имеют

хорошее или удовлетворительное физическое развитие;

слабую готовность руки к письму;

узкий кругозор, недостаточную общую осведомленность;

неразвитую речь, маленький словарный запас;

слабую память;

умение пересказывать и отвечать на вопросы только с помощью взрослого;

сравнивать, классифицировать и обобщать понятия только с подсказками;

слабо сформированные навыки произвольной деятельности;

слабую учебную мотивацию.

Старшего дошкольника можно считать неготовым к школе, если он:

настроен исключительно на игру;

недостаточно самостоятелен;

чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;

не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;

мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др. ;

имеет серьезные нарушения речевого развития;

не умеет общаться со сверстниками;

не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан.

Развитие интереса старших дошкольников к школе (направления) :

развитие интереса у старших дошкольников к школьному обучению.

повышение педагогической компетентности родителей в период подготовки детей к школе;

способствовать осознанию родителями собственного опыта, взглядов и стереотипов в воспитании, которые помогают или препятствуют благоприятному проживанию предшкольного периода жизни;

научить родителей игровым способам познавательного общения с ребенком в семье для укрепления его желания учиться.

повышение эмоциональной чувствительности взрослых к значимым переживаниям ребенка, психолого-педагогической грамотности родителей, гармонизация межличностных отношений в семье.

Методы и формы развития интереса детей к школе :

Работа с детьми 5-6 лет:

Развлечение «День знаний». Развлечь детей, пробудить интерес к школе

Прогулка к школе. Вызвать интерес и положительное отношение к школе

Аппликация из пластилина «Радужные школы». развивать творческие способности детей, фантазирование, положительное отношение к школе

Экскурсия в класс. дать представление о том, что такое класс. Познакомить с учителем, правилами поведения в школе. Вызвать интерес к труду учителя, эмоционально положительное отношение и к труду учителя, и к нему самому.

Рисование «Чем я буду заниматься в школе». продолжать формировать положительное отношение к школе; дать возможность выразить его в рисунке

Игра-путешествие в прошлое ручки научить детей понимать назначение и функции ручки, ее необходимость в жизни человека; научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления; развить интерес и желание знать прошлое предмета

Игра-путешествие в прошлое карандаша. проследить вместе с детьми историю возникновения карандаша; вызвать интерес к деятельности людей в прошлом и будущем

Игра «Собери портфель в школу». развитие положительного отношения детей к школьному обучению и закрепление знаний об школьных принадлежностях

Мастерская «Подставка для учебных принадлежностей». развивать творческие способности дошкольников, вызывать интерес к предметам школьной необходимости

Сюжетно-ролевая игра «Школа». Вариант 1. закреплять знания, полученные при посещении школы. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Углублять интерес и положительное отношение к ней. Обучение детей справедливо распределять роли в играх. Побуждение детей воспроизводить в играх бытовой и общественно полезный труд взрослых.

Комплексы пальчиковой гимнастики. развитие мелкой моторики

Игровой тренинг «Учимся правильно общаться». развитие коммуникативных способностей детей; формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе; воспитывать умение и желание сотрудничать, учитывать и уважать интересы других

Составление портфолио «Книжка обо мне». мотивировать к успешной продуктивной деятельности дошкольников, формировать планирующую функцию, развивать умение оценивать свою деятельность адекватно

Работа с детьми 6-7 лет:

Развлечение «Первый раз в первый класс». Развлечь детей, пробудить интерес к школе

Экскурсия в школу. познакомить дошкольников с трудом учителя, директора, вахтера, уборщицы, буфетчицы; раскрыть основные правила поведения детей в школе; ознакомить со школьным режимом

Сюжетно-ролевая игра «Школа». Вариант 2. обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Знакомство и приучение дошкольников к режиму школьной жизни

Игра-путешествие в прошлое ручки. познакомить детей с историей ручки, с процессом ее преобразования человеком; активизировать мыслительную деятельность

Игра «Собери портфель в школу». развитие положительного отношения детей к школьному обучению и закрепление знаний об школьных принадлежностях

Мастер-класс «Веселые человечки с помощью линейки и карандаша». стимулировать дошкольников к взаимодействию с первоклассниками, формировать умение принимать учебную задачу

Экскурсия в школьную библиотеку. познакомить с трудом библиотекаря, показать значимость его труда. Формировать любовь к книгам и бережное отношение к ним. Углублять интерес к школе

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека». обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Создание интереса к работе в библиотеке. Знакомство с правилами пользования книгой. Пробуждение у детей интереса и любви к книгам, воспитание бережного к ним отношения

Игра-путешествие в прошлое книги. Вариант 1.

познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги; показать, как она преобразовалась под влиянием творчества человека; возбудить интерес к творческой деятельности человека; воспитать бережное отношение к книгам.

Вариант 2. познакомить детей с историей создания книги, с ее развитием; активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к миру книги.

Игра «Собери компьютер». научить детей находить недостающие детали, собирать предмет из основных частей и понимать, что отсутствие какой-либо части делает невозможным использование предмета

Загадки про книгу и школу, занимательные задачки. развивать у дошкольников познавательный интерес к школе

Комплексы пальчиковой гимнастики. развитие мелкой моторики

Составление портфолио «Книжка обо мне». мотивировать к успешной продуктивной деятельности дошкольников, формировать планирующую функцию, развивать умение оценивать свою деятельность адекватно.

Работа с родителями:

Родительское собрание «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?». Выяснить проблемы и уровень оценки родителями своих детей

Семинар – «Готовность к школе, что это такое?». Дать родителям представление о том, что скрыто за понятием «готовность к школе»

Встреча «Роль семьи в подготовке детей к школе». Оказание родителям консультативной и практической помощи в подготовке детей к школе, подготовка к практикумам

Практикум – «Помогаем ребенку осваивать новую социальную роль школьника». Обсуждение точек зрения родителей, педагогов и учителей на роль семьи в период ожидания школы; вклад семьи в личностно-мотивационную подготовленность ребенка к школьной жизни

Родительский комитет «С кем и как дружит мой ребенок?». Обмен родительским опытом по оказанию ребенку помощи в поиске друзей и поддержании дружеских отношений со сверстниками

Практикум «О методах воздействия на ребенка в семье». Предоставить родителям реальный опыт игрового партнерства, дать возможность изучить границы собственной непосредственности и открытости.

Родительский комитет «Когда родитель краснеет за своего ребенка». Обмен родительским опытом, организация межличностного общения на основе сходного подхода участников к видению целей и задач воспитания

Групповая консультация «Как выбрать школу. Помочь родителям составить собственное представление о близлежащих школах

Журнал для родителей «Скоро в школу». Распространение информации о необходимости подготовки детей и родителей к школьному обучению в семье

Рекомендации, памятки родителям будущих школьников.

Работа с детьми и родителями (совместные мероприятия) :

Игровой тренинг. создание доброжелательной атмосферы в детско-родительской группе, развитие коммуникативных способностей, развитие доверительных отношений

Детско-родительские вечера ( темы: «Школа вчера, сегодня, завтра», «Первый раз – в первый класс», «Первый букварь ребенка. Какой он?», «Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?», «Друзья моего ребенка», «Праздники нашей семьи», «Можно» и «нельзя» в нашей семье», «Что дает школа, «Игра старшего дошкольника»). Дать возможность родителям понять необходимость тесного контакта с детьми в период подготовки к школьному обучению. Развитие у детей интереса к школе, посредством заинтересованности родителей.

Игровой тренинг – 2. повысить уровень мотивационной готовности детей к школе, снятие тревожности детей и родителей в процессе общения, развитие партнерских отношений между ними

Совместный детско-родительский проект «Создание семейного фотоальбома «Всей семьей в школу». демонстрация и сохранение детьми и родителями семейных традиций через совместную проектную деятельность детей и родителей; обратить внимание ребенка на особенности подготовки к школе в прошлом и настоящем семьи

Создание портфолио «Моя семья». Совершенствование детско-родительских взаимоотношений

Участие детей и родителей в городском празднике, посвященном Дню семьи. Активизация уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям; формирование культурных традиций в общении взрослых и детей

Детско-родительский поход на школьную ярмарку. активизировать партнерские детско-родительские отношения

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа)Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа) Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность.

Конспект НОД по аппликации «Кубик на кубик» в группе раннего развитияКонспект НОД по аппликации «Кубик на кубик» в группе раннего развития Цель: Учить детей составлять композицию из деталей аппликации. Задачи: Образовательные: учить детей выкладывать кубики в определенной.

Конспект НОД по аппликации «Кубик — раз, кубик — два, вот и башенка» во второй младшей группеКонспект НОД по аппликации «Кубик — раз, кубик — два, вот и башенка» во второй младшей группе конспект НОД по аппликации во 2 младшей группе. Тема: «Кубик -раз, кубик-два, вот и башенка!» Цель: Познакомить детей с формой -квадрат,.

Конспект занятия по аппликации «Кубик на кубик»Конспект занятия по аппликации «Кубик на кубик» Программные задачи: Учить детей раскладывать кубики и квадраты в определенной последовательности (по размеру). Познакомить со способом.

Проект «Кураторская методика» как средство саморазвития учителя в школеПроект «Кураторская методика» как средство саморазвития учителя в школе Проект «Кураторская методика» стала для нас новой неизведанной страницей работы в школе. Благодаря этому проекту мы получили возможность.

Методика Рене Жиля в работе с детьми в школе Каждый педагог - психолог выбирает себе необходимый инструментарий в работе. Для определения внутрисемейных отношений хорошо подходит тест.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Развитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школеРазвитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» Эстер Селсдон Одной из основных.

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание Тема: «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика «Кубик Рубика» в формировании готовности старшего дошкольника к школе
Опубликовано: 26 января 2022 в 11:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика «Кубик Рубика» в формировании готовности старшего дошкольника к школе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Дворник на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД