Юлия Варнакова
Методическое пособие для детей подготовительного возраста «Игры крестьянских детей ХIХ века»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация:
В XIX веке крестьянские дети и дети простых горожан много помогали родителям по хозяйству: работали в огороде, убирали дом, ухаживали за младшими братишками и сестренками, осваивали какое-нибудь ремесло, помогали отцам в работе. Но все-таки ребята находили время для игр и веселья. Они затевали салки – догонялки, лапту, соревновались в меткости, играя в бабки.
Публикация «Методическое пособие для детей подготовительного возраста „Игры крестьянских детей ХIХ века“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Для крестьянских детей игра была активным вхождением в обряд, приобщением к традиции. Она вводила ребенка и в реальную жизнь взрослых людей. Многие игры крестьянских детей поражают сходством с серьезными занятиями: охотой, жатвой, посевом льна и пр. Точное воспроизведение быта и серьезных жизненных дел в их строгой последовательности путем многократного повторения игровых действий с малых лет прививало ребенку уважение к существующему порядку вещей, обычаям, учило его правилам поведения. Игра — это подготовка к настоящей жизни, труду.
«Бука»
Определяют, кому быть «букой» (т. е. водящим). «Бука» отходит в сторону. Дети подходят к нему и, дразня, говорят: «Буки не боюсь». Сначала «бука» сердито поглядывает, затем, в удобный момент, бежит догонять ребят. Тот, кого поймали — выходит из игры. Игра заканчивается, когда бука переловит всех ребят.
«Шатай-валяй»
Дети садятся в ряд друг за другом по росту. Сначала самый большой, к нему подсаживается кто-нибудь поменьше. Все обхватывают друг друга руками и начинают качаться, наклоняясь то в одну, то в другую сторону. При этом они говорят:
Шатай-валяй, каравай, Пришёл к бабе пономарь — Дай, баба, теста. — Нету в печке места. Тесто — пресно, Не выкисло Да не выпресло!
По окончании слов последний игрок (самый маленький) выкатывается из ряда. Он уходит. Каждый раз по окончании слов игроки по очереди выкатываются. Последний, самый большой, оставшись один, говорит и при последних словах валится на бок. Игра окончена.
«Олень»
Дети выбирают «оленя», который становится водящим и садится на камень или на ступени. Ребята подходят к нему и говорят:
Уж ты, батюшка-олень, ты спусти меня на день, с утра до вечера, до сего вечера. Вот тебе хомут, вот тебе дуга, больше я тебе не слуга.
Проговорив это, игроки разбегаются в разные стороны. «Олень» бежит за ними и старается кого-нибудь поймать. Кого он поймает, тот начинает помогать ловить других ребят. Когда «олень» всех поймает, игра начинается снова. «Оленем «становится первый пойманный.
«Петушки»
Мальчишки любят задираться, толкаться, даже драться, - словом, петушиться. Но настоящие мальчишеские бои проводились не как-нибудь, а по правилам. Для игры очерчивали небольшой круг, и двое игроков становились в его центр. Правила были строгие - руки у парней отведены за спину, на двух ногах стоять нельзя, только на одной ноге прыгай. Парням можно было толкаться плечами, грудью, спиной, но не головой и не руками. Если тебе удалось толкнуть соперника так, что он ступил на землю второй ногой или выпрыгнул за границу круга, ты победил.
«Жмурки»
Водящего игрока называют «жмуркой».
Жмурке завязывают глаза (обычно шарфиком или платком). Раскручивают его и после спрашивают:
— Кот, кот, на чем стоишь?
— На квашне.
— Что в квашне?
— Квас.
— Лови мышей, а не нас.
После этого игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Жмурка должен поймать любого другого игрока и опознать. В случае успеха, пойманный становиться жмуркой. Игрокам можно бегать, застывать на одном месте, «дразнить» водящего, чтобы обратить на себя его внимание и, может быть, таким образом спасти того игрока, к которому водящий или «жмурка» подошел слишком близко.
«Бабки»
На Руси «Бабки» были широко распространены уже в VI-VIII вв. и являлись любимой игрой. Для игры берутся бабки - специально обработанные кости суставов ног коров, свиней, овец. У русских в наибольшем почете коровьи бабки: они более крупные и в них можно попасть с большого расстояния. У каждого игрока должна быть своя бита и 3-10 бабок. В качестве биты берется наиболее крупная и увесистая бабка (внутреннюю полость ее часто заливают свинцом или оловом). Сами игры бабки разделяются на бесчисленные виды. Вот пример одного из них. Игроки ставят на ровном месте по гнезду на битку. Потом определяют условное расстояние - коны. Кому прежде начинать игру - бить и кому после, о том мечут жеребьи. Игроки, становясь на черту, бьют битками по старшинству. Если сшибут бабки, на кону стоящие, то их считают своим выигрышем. Когда они все пробьют, тогда каждый переходит за кон к своим биткам и бьет с того места, где лежит его биток; чья далее лежит, тот прежде начинает и бить, а остальные доканчивают игру по расстоянию своих битков.