Лучший педагог года

Методические рекомендации к проведению образовательной деятельности дошкольника по ФЭМП

Антонина Жукова
Методические рекомендации к проведению образовательной деятельности дошкольника по ФЭМП

Методические рекомендации к проведению образовательной деятельности дошкольника по формированию элементарных математических представлений

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.

Публикация «Методические рекомендации к проведению образовательной деятельности дошкольника по ФЭМП» размещена в разделах

Однако проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.

Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин:

• обилием информации, получаемой ребёнком;

• повышенное внимание к компьютеризации;

• желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Так основные ошибки при выполнении математических заданий допускаются из-за неумения осуществлять самоконтроль, пояснять свои действия, включать математические термины в речевое высказывание.

Известно, что целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие.

Основа трактовки понятия «математическое развитие» дошкольников была заложена и в работах Л. А. Венгера и на сегодня является наиболее распространенной в теории и практике обучения математике дошкольников. «Целью обучения на занятиях в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл широко распространенного понятия «развивающее обучение». Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются».

Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которое им помогает лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствует формированию понятий.

В то же время методическая работа должна носить опережающий характер и отвечать за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке.

Общие требования к проведению образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.

Можно сформулировать основные общие требования к проведению образовательной деятельности по формированию математических представлений:

Каждый вид образовательной деятельности должен иметь четко сформулированную тему, цель и задачи;

Содержание учебного материала должно включать в себя формирование математических представлений и понятий; знакомство с зависимостями и отношениями, а также обучение математическим действиям в разных видах деятельности ребенка.

Объем учебного материала должен обеспечить познавательную активность детей и работу в течение времени, утвержденного СанПиН в доступном темпе.

Методы и приемы работы занятий должны иметь адекватное обоснование (отвечать возрастным особенностям детей, помогать усвоению новых знаний или закреплению поученных, применяться с учетом индивидуального и дифференцированного подхода).

Педагог должен постоянно следить за качеством усвоения знаний, формированием умений и навыков, вносить коррективы в ход организованной и неорганизованной образовательной деятельности ребенка в зависимости от выявленных особенностей формирования математических представлений (упростить или усложнить задание, вынести часть задания на прогулку, закрепить математическое представление в изобразительной деятельности и т. д.).

Подбор адекватных средств под тот или ной вид организованной образовательной деятельности (атрибуты для игр в «Магазин», наглядные математические пособия, дидактический материал и пр.). Следует отметить, что одновременно должно демонстрироваться не более 1-2 наглядных пособий.

Организационная четкость комплексных и интегрированных занятий: ясная цель каждой структурной части образовательной деятельности и подчиненность их главной дидактической цели ООД, четкое планирование ООД и правильное распределение времени между каждой структурной частью. Комплексные занятия должны реализовывать задачи из разных образовательных областей в равной степени. Интегрированные занятия включают в себя другие виды деятельности ребенка, но не предъявляются требования к качеству их овладения, преследуя основную цель математического развития.

Воспитатели должны:

Использовать взаимосвязь между видами образовательной деятельности в течение всего периода обучения (концентрический принцип).

Владеть методикой организации математической деятельности, уметь давать четкие лаконичные инструкции, сохраняя доброжелательное отношение к детям.

Развивать культуру познания, интереса к математическим фактам и явлениям.

Уметь переключать детей с одного вида деятельности на другой, проводить физкультминутки, динамические паузы, целесообразно распределять учебный материал и виды работы.

Разрабатывать и внедрять в практику эффективные дидактические средства, методы и разнообразные формы организации процесса развития элементарных математических представлений у дошкольников.

Реализовывать преемственность в формировании основных математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе.

Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей выделяются главные, а именно:

— приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;

— формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

— формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;

— овладение математической терминологией;

— развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

Эти задачи чаще всего решаются воспитателем одновременно не только в процессе образовательной деятельности по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности.

В связи с этим необходимо обогащать содержание материала, имеющегося в уголке познавательной математики, различными обучающими настольно – печатными играми, головоломками, занимательными книгами с математическими заданиями, творческими и дидактическими играми по математике, которые содержат большой мотивационный потенциал для развития у дошкольников активного познавательного отношения к окружающему миру.

Известно, что основной формой обучения детей математике являются занятия, т. к. на занятии определяются задачи, подбираются методы и приёмы; идёт усвоение детьми определённого объёма знаний, умений, навыков, т. е. осуществляется освоение содержания программы всеми детьми.

При этом необходимо применять и другие разнообразные формы, способствующие обогащению опыта, закреплению и удержанию знаний, полученных на основных занятиях, или выступающих как средство индивидуальной коррекции процесса усвоения знаний и соответственной дифференциации обучения.

При проведении ООД необходимо следовать педагогическим заповедям:

• Поощрять все усилия ребёнка и само стремление узнать новое.

• Избегать отрицательных оценок результатов деятельности.

• Сравнивать результаты работы только с его же собственными достижениями.

• С отстающими детьми начинать усваивать новый материал раньше, чем со всей группой.

На занятиях по математическому развитию необходимо использовать комплекс методов и приёмов : практические, словесные, наглядные, игровые.

Работа по формированию математических знаний и умений должна проводиться в тесном сотрудничестве с другими специалистами ДОУ. Так на музыкальных занятиях могут разучиваться песни о цифрах, задачах. На физкультурных занятиях проводиться работа по совершенствованию координации движений, ориентировке в пространстве.

Важную роль в развитии интеллектуальных способностей дошкольников играет организация совместной и самостоятельной деятельности детей. Для этого в педагогическую деятельность, включается план по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться педагогом в течение всего учебного года).

Знания, полученные во время образовательной деятельности, закреплялись в совместной деятельности воспитателя с детьми – при разгадывании загадок, знакомстве и разучивании пословиц и поговорок, в играх. Так в сюжетно – ролевых играх – «Супермаркет», «Кондитерская фабрика», «Салон мод», «Автозаправочная станция» - возможно применение математических знаний, полученных на занятиях и в совместной с воспитателем деятельности.

Совместную деятельность можно проводить фронтально, по подгруппам, в парах. Использовать состязательный характер игр.

Литература

1. Васильева, Н. Н. Развивающие игры для дошкольников [Текст] / Н. Н. Васильева, Н. В. Новоторцева. - Ярославль: Академия развития, 1996.

2. Волина, В. В. Праздник числа [Текст] / В. В. Волина. - М. : АСТ-ПРЕСС, 1996.

3. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева, Л. К. Павнова, В. П. Новикова. - М. : Просвещение, 1977.

4. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] / 3. А. Михайлова. – М. : Просвещение, 1985.

5. Новикова, В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст [Текст] / В. П. Новикова. - М. : Мозаика-Синтез, 2002.

6. Петерсон, JI. Г. Игралочка: практический курс математики для дошкольного возраста [Текст] / J1. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М. : Баласс, 2000.

7. Сайкина, Е. Г., Фирилева, Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам [Текст] / Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фирилева. - СПб. : Детство- Пресс, 2005.

Публикации по теме:

Методические рекомендации по формированию духовно-нравственного воспитания детей средствами проектной деятельности - Для чего надо воспитывать детей? - Для счастья. Чтобы дети, став взрослыми, были счастливыми людьми. В настоящее время Россия переживает.

Методические рекомендации по организации дизайн-деятельности детей старшего дошкольного возраста Важно, что занимаясь дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами. Г. Н. Пантелеев На сегодняшний день активно обращается.

Методические рекомендации по организации игровой деятельности. Словесные дидактические игры для детей от 5 до 6 лет Игра - обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни. В игре развиваются психические процессы (воображение, образное.

Методические рекомендации по подготовке руки ребёнка-дошкольника к письму МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ-САД) № 13 «СКАЗКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК.

Методические рекомендации по проведению краеведческого исследования «Как избежать ошибок в исследовательских работах» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детский оздоровительно образовательный центр туризма, краеведения и экскурсии.

Методические рекомендации по проведению недели «Игра и игрушки» для педагогов ДОУМетодические рекомендации по проведению недели «Игра и игрушки» для педагогов ДОУ Среди различных мероприятий нашего ДОУ широко любима и интересна неделя "Игра и игрушки". Неделя "Игра и игрушки" проводится Департаментом.

Методические рекомендации по проведению шахматных (шашечных) турниров среди детей дошкольного возраста. Как организовать и провести шахматный (шашечный) турнир в условиях ДОУ. 1. Основные требования. Организация турнира начинается с подбора.

Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики для дошкольников Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики для дошкольников. Выполнил: учитель-дефектолог МБДОУ № 9 «Детский сад компенсирующего.

Методические рекомендации по составлению конспектов организованной образовательной деятельности в ДОУ в соответствие с ФГОС Образовательная область: • социально-коммуникативное развитие; • познавательное развитие; • речевое развитие; • художественно-эстетическое.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком. Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий: • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации к проведению образовательной деятельности дошкольника по ФЭМП
Опубликовано: 26 марта 2017 в 16:17
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД