МААМ-картинки

Методические разработки по планированию работы по ОБЖ с дошкольниками. Краткое описание форм, методов работы с педагогами, де

Елена Мякшина
Методические разработки по планированию работы по ОБЖ с дошкольниками. Краткое описание форм, методов работы с педагогами, де

планирование работы

с детьми старшего дошкольного возраста

"Основы безопасности жизнедеятельности"

Мякшина Е. Д.

воспитатель д/с «Василёк»

СП МОУ «ОУСШ»

2009г

Подвижные как ртуть,

Неугомонные, живые,

Растут они, не ведая забот,

Родительскому сердцу дорогие.

Но нет большой заслуги нашей в том,

Что всех своих птенцов

Сберёг для жизни отчий дом.

Публикация «Методические разработки по планированию работы по ОБЖ с дошкольниками, Краткое описание форм, методов работы с педагогами, де» размещена в разделах

Ведь как их не старайся уберечь

От всех несчастий, бед и хворей –

Усилья тщетны – року не перечь.

Но видно прелесть жизни в том и есть,

Что, наперёд, судьбы не зная

Пустым и серым будням предпочесть

Волненья, риск и муки мы желаем:

Неторные пути опасностей, надежд

Себе всегда без колебаний выбираем.

И дети тоже чувствуют, что нет

Гарантий от опасностей и бед.

И даже смерти преждевременной явленье.

Но лишь тогда они проявят опасенье,

Коль будут знать, чего бояться им.

Домокаш Варга

(перевод с венгерского)

Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявления в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому значимой является проблема создания условий в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющих ребёнку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.

Цель – формировать у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Задачи: 1. Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах безопасности.

2. Формировать представления о причинно-следственных связях явлений окружающей действительности и деятельности человека с возникновением неблагоприятных последствий (пожара, травмы и т. д.)

3. Прививать чувство ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил безопасности.

4. Закреплять навыки практических действий по причине возникновения различных травм, а также оказывать посильную первую помощь пострадавшим.

5. Развивать и укреплять дружеские взаимоотношения в группе детей, чувства эмпатии, потребности во взаимопомощи и взаимоподдержке через эмоциональный отклик на последствия возникновения различных проблемных ситуаций.

6. Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности.

7. Закреплять навыки ведения беседы (рассуждать, высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику, самостоятельно находить решение проблем.

8. Пробудить у родителей желание помочь воспитателям реализовать мероприятия, направленные на формирование у детей знаний о правилах безопасности, уважение к людям, которые спасают людей и взрослых, попавших в беду.

Существует несколько подходов к классификации источников опасности. Большинство учёных условно делят их на три группы (Е. Я. Гаткин, Е. В. Нисковская, В. Г. Пономарёв, О. Н. Русак и др.)

1) природные (явления природы, встречи с дикими животными, растениями, насекомыми, загрязнение атмосферы, воды, почвы и т. д.)

2) техногенные (связанные с техникой) : острые, колющие, режущие предметы, электрический ток, автомобили, газ и многое другое.

3) социальные опасности, создаваемые человеком: драки, убийства, преступления, войны, алкоголизм, наркомания и другие пороки общества.

Существует ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека.

- опасности дома (или бытовые)

- опасности на природе

- опасности на улице, на дороге

- опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице)

Система обучения дошкольников правилам дорожного движения

В младшей группе – учить различать грузовые и легковые автомобили, называть части машин, формировать умения определять красный, жёлтый, зелёный цвет, используя игры с несложными правилами и сюжетом; учить ориентироваться в пространстве (понятия «далеко», «близко», «вверху»)

В средней группе – знакомить с улицей, дорогой, тротуаром; учить в игровых ситуациях правильно входить в транспорт и выходить из него; уделять внимание индивидуальной работе – рассматривание картинок, обыгрывание игрушек

В старшем возрасте – знакомить детей со светофором, с его назначением, с переходом, проезжей частью дороги, дорожными знаками.

Формы проведения мероприятий

С детьми

• Практические занятия

• Объектовая тренировка

• Опытно-экпериментальная деятельность

• Научно-практическая конференция

• Художественно-речевое творчество

• Праздники и развлечения

• Викторины, конкурсы, соревнования

• Театрализованная деятельность

• Различные виды игр

• Чтение художественной литературы

С педагогами

• Создание в группах предметно-пространственной среды

• Подборка консультаций по теме, информационно-справочных материалов

• Изготовление игр, пособий по направлениям

Оформление тематических выставок, стендов

С родителями, социумом

• Родительские собрания

Оформление папок-передвижек

• Совместные мероприятия

• Привлечение к подборке дидактического и теоретического материала

• Консультации, анкетирование

• Беседы с представителями ГИБДД, пожарной части, медслужбы и т. д.

• Привлечение школьников-выпускников д/с к изготовлению атрибутов и проведению занятий, встреч по тематике

Перспективный план (примерный) занятий

по основам безопасности жизнедеятельности

месяц Темы занятий

сентябрь Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой

октябрь Ток бежит по проводам

ноябрь А у нас дома газ

декабрь Ни ночью, ни днём не балуйтесь с огнём

январь Запомните, детки, таблетки – не конфетки

февраль Полезные вещи – молоток и клещи

март Ножницы, катушки – это не игрушки

апрель Переходим через улицу

май Встреча с незнакомцем

июнь На прогулку мы идём

июль Мы пришли на водоём

август Знаете ли вы правила безопасности

Предметно – развивающая среда

1. Наличие картотеки с подвижными играми

2. Подборка дидактических игр и пособий (дорожные знаки, карты – схемы и др.)

3. Модели мини – города (посёлка) : разные виды транспорта, перекрёстки, административные здания, детские площадки …

4. Разнообразие дидактической и познавательной литературы: энциклопедии, открытки, альбомы, дорожные знаки

5. Комплекты крупного и мелкого строительного материала, конструктора «лего» для развития игрового сюжета

6. Наборы транспорта, силуэты людей, конструкций домов и т. д.

7. Схемы для зарисовки дорожных знаков

8. Оборудование велосипедной дорожки на участке д/с

Анкета для родителей

«Я и мой ребёнок на улицах города»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты (нужное подчеркнуть). Анкета поможет узнать, могут ли Ваши дети ориентироваться на улицах города, и знакомы ли они с правилами дорожного движения.

1. Ваш ребё нок знает:

• название города, в котором живёт; свой домашний адрес; название улицы, номер дома и квартиры, номер телефона

• название улицы, номер дома, квартиры, телефона

• домашний адрес, но не полностью.

2. Вы с ребё нком добираетесь домой из детского сада:

• пешком

• на транспорте

3. Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребё нком:

• переходите дорогу по пешеходной дорожке и, если нет машин, не смотрите на сигналы светофора

• переходите дорогу там, где это Вам кажется удобным

4. Кто научил ребёнка соблюдать правила? :

• детский сад

• родители

• бабушка, дедушка

5. Как часто Вы говорите ребёнку о необходимости соблюдать правила дорожного движения?

• ежедневно

• иногда

• очень редко

• не говорим на эту тему

• другие ответы

6. Знает ли Ваш ребёнок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они обозначают?

• да

• нет

• затрудняюсь ответить

7. Как Ваш ребёнок ведёт себя в городском транспорте?

• спокойно стоит на остановке; садится вместе со взрослым в автобус; не шумит; если есть возможность – садится на свободное сиденье; не высовывается из окна; не сорит в салоне

• бегает и прыгает на остановке; садится в любую дверь, не ориентируясь на взрослого; пробирается скорее к свободному месту, расталкивая других пассажиров; громко разговаривает в салоне транспорта

8. Соблюдаете ли Вы сами правила движения?

• всегда соблюдаю

• не всегда

• не соблюдаю

9. Нарушаете ли Вы правила, когда идёте вместе с ребёнком?

• нет

• иногда бывает, когда спешим

• не обращаем внимания ни на светофор, ни на машины

10. Считаете ли Вы, что усилия педагогов дошкольного учреждения по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улице:

• будут эффективны только при поддержке с Вашей стороны

• будут эффективны без всякой поддержки с Вашей стороны

• неэффективны, так как научить безопасному поведению на улице могут только родители

Примерное содержание знаний и умений

безопасного поведения в быту, доступное детям 4-5 лет

Содержание представлений

- знать своё имя, фамилию, домашний адрес

- иметь представления о предметах бытовой техники, инструментах, используемых дома и в детском саду: утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, тёрка-овощерезка, стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки; их назначении и правилах обращения.

- понимать, что порядок в доме и д/с не только для красоты, но и для безопасности. Поэтому предметы и игрушки надо класть на свои места.

- представлять возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья:

если неосторожно пользоваться, брать без разрешения взрослых или играть острыми, колющими и режущими предметами (ножницами, ножом, вилкой, иголкой, гвоздями и т. д., то можно уколоться или порезаться.

при пользовании утюгом, пылесосом, телевизором, лампой и другими электроприборами нельзя включать их без разрешения взрослых, трогать руками провода; вставлять мелкие предметы в розетку; нельзя играть со спичками, зажигалками, потому что может случиться пожар;

дома или в д/ с можно упасть: на ровном месте (на мокром полу, запнуться за разбросанные игрушки, из окна, с балкона, с мебели (с шкафа, тумбочки, кресла и т. д.). Поэтому нельзя забираться на подоконник и выглядывать, лучше сходить на улицу и погулять с разрешения взрослых; нельзя залезать на высокую мебель, чтобы достать что-то с высокой полки, можно попросить об этом родителей (воспитателя); нельзя выходить на балкон без взрослых.

- знать как обращаться с ножницами, ножом, гвоздями, молотком, тёркой, иголкой (пришивать пуговицу).

- знать о приё мах оказания первой помощи:

при порезах и ссадинах, ожогах и ушибах нужно подставить рану под струю холодной воды и показать взрослым,

при пожаре - не прятаться, вызвать пожарных по телефону 01, выйти из комнаты или лечь на пол.

Познавательные и игровые умения

- выделять на картинках возможные опасные предметы и объяснять выбор

- уметь с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуации надо избегать, чтобы не причинить травму себе и другому, почему нельзя играть ножницами и ножом, трогать руками провода, оставлять разбросанные игрушки и др.

- уметь отличать горячие предметы и жидкости от холодных.

- из набора фигурок, изображающих членов семьи и предметы быта, отражать разные сюжеты из жизни дома, связанные с соблюдением правил безопасности.

Практические умения

- уметь пользоваться с осторожностью:

самостоятельно – вилкой, ножницами, ножом;

с разрешения взрослых – иголкой, тёркой, молотком, гвоздями

совместно с взрослым др. инструментами и бытовыми приборами

- уметь в случае любой беды рассказать и показать рану взрослым, пользоваться телефоном вызова помощи, если нет взрослых

- уметь оказать себе, при необходимости, первую помощь

Публикации по теме:

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Содержание мастер-класса. СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА:1 ЭТАП: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА МАСТЕРА. Краткое обоснование основных идей технологии. Описание достижений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические разработки по планированию работы по ОБЖ с дошкольниками. Краткое описание форм, методов работы с педагогами, де
Опубликовано: 19 декабря 2012 в 20:33
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД