Папки-передвижки

Методическая разработка «Сенсорное восприятия мира»

Cофья Каракозова
Методическая разработка «Сенсорное восприятия мира»

Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

• учить выполнять массаж ладоней, пальцев рук;

• учить выполнять дыхательную гимнастику;

• развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев;

• развивать тонкие движения пальцев рук;

• развивать у детей речь, внимание, воображение, память;

• развивать у детей коммуникативные способности;

• формировать дифференцированное восприятие качества предметов (цвет, величина, форма, вес, звук, запах и т. д.);

воспитывать самостоятельность, умение играть вместе, взаимодействовать в коллективе.

Публикация «Методическая разработка „Сенсорное восприятия мира“» размещена в разделах

Дидактическое пособие используется в педагогическом процессе, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей. Особое внимание уделено подбору сенсомоторных объектов для пособия в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

Способы развития сенсорных способностей

Способов развития сенсорных способностей немало. Рассмотрим несколько из них:

во-первых, через игрушки и книги, которых сейчас множество в магазинах и которые влияют на сенсорное развитие детей. Но нужно помнить, что игрушки и книги – это дополнительные средства дл я познания окружающего мира;

во-вторых, вовлечение детей в свою деятельность. Дети любознательны и поэтому легко вовлекаются. Нужно лишь рассказывать об окружающих предметах и явлениях, объяснять свои действия, тем самым помочь ребенку развивать сенсорные способности. Важно, чтобы ребенок научился сопоставлять данные, которые его мозг получает от разных органов чувств и объединять их в одно целое;

в-третьих, предметно-игровая форма обучения, играющая особую роль в сенсорном развитии детей. Игры по сенсорному развитию начинают со знакомства с цветом и формой предметов. Сначала используются яркие цвета и простые признаки, формы предмета: большой, маленький, круглый, квадратный, длинный, короткий и т. д. Далее используется цветовая палитра, и усложненная форма предметов, то есть добавляются различные возможности ими оперировать (складывать между собой, вставлять, нанизывать и т. д.)

Для чего нужны сенсорные игрушки?

Они учат запоминать, мыслить, анализировать, синтезировать, экспериментировать, обобщать и т. д. То есть помогают развивать умственные способности детей.

Сенсорные игрушки для маленьких детей помогают им познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми посредством речи. Эти развивающие игрушки через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а, значит, и речь малыша.

Нервная система ребенка воспринимает внешние раздражители, такие как звук, свет, давление, запах, ощущает перемещение предмета, его цвет, форму, размер. На основе личного опыта будет происходить дальнейшее умственное, физическое и эстетическое развитие каждого малыша. А игрушки для сенсорного развития стимулируют детей совершать различные действия: облизывать и кусать погремушку, хватать кубик, бросать мяч, перемещать машину.

Как происходит сенсорное развитие?

Сенсорное развитие происходит с помощью узнавания цвета, формы, величины предмета и т. д. Поэтому ребенок всегда трогает предмет, берет его в рот, чтобы убедится и понять, что он из себя представляет. Чтобы познать предмет со всех сторон ребенок задействует все сенсорные системы. Причем, чтобы понять, например, что эта вещь хрупкая и легко сломается, на Ваши слова ребенок никак не реагирует, пока не сломает и сам не убедится, что она действительно хрупкая и что это вообще значит сломать, как это.

Только благодаря жизненному опыту наши дети, также как когда-то мы, познают мир и обогащают представления о мире.

То есть, подводя итог вышесказанному мы видим, что познание окружающей действительности у ребенка начинается с анализа информации, которую он получил путем визуального наблюдения, различения вкуса, запаха, звука и т. д.

Овладение сенсорными эталонами должны обязательно подкрепляться словесно. Так как знания, которые получил ребенок во время обследования и сравнения должны быть подкреплены вербально, то есть, озвучены действия, предметы, вид деятельности. Ребенок должен получить полную картину с помощью всей сенсорной системы. Когда все пять пунктов сенсорной системы использованы, тогда ребенок получает полную картину о предмете, явлении, виде деятельности и т. д.

Благодаря восприятию происходит сенсорное развитие, а восприятие формируется благодаря синтезу различных ощущений: зрительных, слуховых, обонятельных, кинестетических, тактильных и т. д. И уже к концу периода младенчества у малыша сформированы практически все свойства восприятия.

Процесс восприятия напрямую связан с вниманием, мышлением, памятью и направляется мотивацией, а также имеет определенную эффективно-эмоциональную окраску.

Игровая деятельность в сенсорном развитии

Игра «Луна и солнце»

Цель:

формировать умение называть части суток (день, ночь);

развивать моторику рук, пальцев, память.

Описание игры: на тёмном фоне ткани пришит жёлтый полукруг с закрытым глазом. Это говорит о том, что ночью все спят, отдыхают. Яркие жёлтые звёздочки на ночном небе прикрепить их можно при помощи кнопочек. На белом фоне ткани пришит жёлтый полукруг с открытым глазом. Это говорит о том, что днём всё живёт, цветёт, дышит. Жёлтые лучики солнца ребенок прикрепляет при помощи липучки, а звездочки на кнопочках.

Жёлтое и круглое Светит на детей!

Солнечные лучики

Прикрепи быстрей

Маленькие звёздочки

Глазоньки луны,

Жёлтенькие бусинки

К небу прикрепи!

Игра «Ветер, ветер, ветерок…»

Цель:

стимулировать работу мозга, регулировать нервно - психические процессы;

развивать речевое дыхание, вызывать радость от общения.

Ход игры: Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Игра «Девочка на полянке»

Цель:

различать и называть части тела человека, мелкую моторику рук и речевую активность;

вызывать радость от общения.

Описание игры: Нашито лицо девочки, шея, руки, платье, ноги, туфли. На голове вшиты верёвочки для плетения косичек. На лице глазки, нос – пуговка и рот пришит из материала. Около девочки пришиты разного цвета пуговицы. Цветочки, связанные крючком из разного цвета пряжи можно пристегнуть к такой же по цвету пуговице.

Ручки есть и ножки тоже.

Также есть и голова.

Ротик, носик и глаза.

На лице – всё как у нас

Любит девочка всех вас!

Игра «Ароматные цветы»

Цель:

формировать дифференцированное восприятие качества (запах);

тренировать память и воображение.

Описание игры: Цветок состоит из двух частей, соединяет его липучка. Отклеив липучку, мы можем взять в руки серединку цветочка (киндер сюрприз с дырочками для запаха, которые можно понюхать и узнать, как пахнет цветок.

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов.

На них разбросаны букеты.

Игра «Кармашки с секретом»

Цель:

формировать умение понимать количественную характеристику из отдельных предметов, используя в речи слова «один», «много»;

развивать мелкую моторику рук и пальцев, речевую активность.

Описание игры: Детям предлагается расстегнуть кармашки и посмотреть, что внутри. Им интересно, что находится внутри, и они стараются открыть замочек, а там прячутся геометрические фигуры. Кармашек с застежками поможет детям научиться застегивать свои сандалики.

Что в портфеле, интересно?

Раз, два, три - нажми замок,

Раз, два, три – замок открылся

Вынимай и посмотри!

Игра «Солнышко лучистое»

Цель:

развивать мелкую моторику рук, речевую активность;

совершенствовать знания детей о цветах спектра и их оттенках;

упражнять в подборе цветов;

развивать точность цветового восприятия, умение видеть и анализировать цветовую гамму картины.

Описание игры: Каждый бантик на липучки, дети подбирают по цветовому решению и с собственными ощущениями, находят правильный вариант.

Радуга, скажи,

Какая сила. Все твои цвета.

Соединила?

- Это дружба, -

Радуга в ответ. -

Дружат краски в радуге,

Ребята.

Крепкой дружбой

Радуга богата,

Ясный излучающая свет.

Игра «Матрешка»

Цель:

развивать мелкую моторику рук, память, внимание, развивать речевую активность;

вызывать радость от общения, закреплять знание основных цветов (синий, красный, зеленый, желтый).

Описание игры: Упражнение с цветной матрешкой поднимает у детей настроение. Детям предлагается разложить цветные платочки в кармашки, какого же цвета. Можно выбирать бусины одного цвета, нанизывать в определенном порядке, чередуя по цвету, величине.

К маме Маша приходила,

Маму в бусы нарядила.

Бусин много раз, два, три –

Как красиво, посмотри.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Веселые бутылочки». На современном этапе сенсорного развития детей раннего возраста имеется большое количество методических разработок, дидактических разработок,.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактическую игру (из опыта работы)Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактическую игру (из опыта работы) На протяжении семи лет работы мной активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Сенсорное восприятия мира»
Опубликовано: 17 декабря 2014 в 16:12
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД