Папки-передвижки

Программа наставничества в Мау до «ЦВР». Форма «педагог-обучающийся»

Елена Цирихова
Программа наставничества в Мау до «ЦВР». Форма «педагог-обучающийся»

1. Пояснительная записка

Настоящая Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МАУ ДО «ЦВР» (далее Учреждения) разработана в целях реализации федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» и целевой модели наставничества в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка».

Публикация «Программа наставничества в Мау до „ЦВР“, Форма „педагог-обучающийся“» размещена в разделах

Актуальность разработки программы наставничества заключается в том, что программа наставничества создает новую плодотворную среду, в которой раскрывается потенциал всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся.

Нормативные основы реализации программы

На федеральном уровне наставническую деятельность обеспечивают:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации;

- Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024»;

- Стратегия развития волонтерского движения в России (утв. на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи, протокол № 45 от 14.05.2010);

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);

- Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2015 № 1239);

- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ от 3.04.2012 № Пр-827);

- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (утв. приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467);

- Методология (целевая модель) наставничества учащихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (утв. распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145).

На уровне образовательной организации наставническую деятельность обеспечивают:

- Устав образовательной организации,

- дополнительные общеобразовательные программы,

- положение о программе наставничества,

- программа наставничества образовательной организации,

- приказы, планы реализации мероприятий программы.

Целью внедрения Программы наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, ценностей и активной гражданской позиции наставляемого.

Задачи Программы наставничества

• помощь в реализации потенциала обучающегося, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов;

• развитие лидерских, организационных, коммуникативных навыков и метакомпетенций;

• оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий к обучению;

• создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры;

• разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями.

Срок реализации программы

Данная программа наставничества рассчитана на 1 год.

Применяемые формы наставничества и технологии

При реализации программы наставничества используются следующие типы

наставничества :

• Личное наставничество;

• Групповое наставничество.

Исходя из потребностей МАУ ДО «ЦВР» в данной Программе наставничества рассматривается форма наставничества «Педагог – обучающийся».

2. Содержание программы

Основные участники программы и их функции

В Программе наставничества выделяется три главные роли:

1. Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

2. Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

3. Куратор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества. К направлениям деятельности куратора относится:

Формирование базы наставников и наставляемых.

• Организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов для проведения обучения).

• Контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества.

• Контроль проведения программ наставничества.

• Участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества.

• Решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели.

• Мониторинг результатов эффективности реализации Целевой модели наставничества.

Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. Формирование базы наставляемых : из числа обучающихся:

• проявивших выдающиеся способности;

• с ограниченными возможностями здоровья;

• попавших в трудную жизненную ситуацию;

• имеющих проблемы с поведением;

• не принимающих участие в жизни Учреждения, отстраненных от коллектива.

Формирование базы наставников из числа :

педагогов, готовых помочь обучающимся в решении образовательных, спортивных, творческих и адаптационных задач.

База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей Учреждения в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).

Механизм реализации Программы наставничества

Реализация программы осуществляется в ходе следующих этапов

Этапы Мероприятия Результат

Подготовка условий для запуска Программы наставничества 1. Создание благоприятных условий для запуска программы.

2. Сбор предварительных запросов потенциальных наставляемых.

3. Выбор аудитории для поиска наставников.

4. Информирование и выбор форм наставничества.

5. Информационная работа, направленная на привлечение внешних ресурсов к реализации программы. Дорожная карта реализации наставничества. Пакет документов.

Формирование базы наставляемых 1. Выявление конкретных проблем обучающихся Учреждения, которые можно решить с помощью наставничества.

2. Сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых. Сформированная база наставляемых с картой запросов

Формирование базы наставников Работа по формированию базы из числа : педагогов, заинтересованных в оказании помощи обучающимся в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах Сформированная база наставников

Отбор и обучение наставников 1. Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной программы.

2. Обучение наставников для работы с наставляемыми. 1. Заполненные анкеты в письменной свободной форме всеми потенциальными наставниками. 2. Собеседование с наставниками.

3. Программа обучения.

Формирование наставнических пар/групп 1. Проведение общей встречи с участием всех отобранных наставников и всех наставляемых в любом формате.

2. Зафиксировать сложившиеся пары в специальной базе куратора. Сформированные наставнические пары / группы, готовые продолжить работу в рамках программы

Организация хода наставнической программы Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон. Работа в каждой паре/ группе включает:

• встречу-знакомство,

• пробную рабочую встречу,

• встречу-планирование,

• комплекс последовательных встреч,

• итоговую встречу. Мониторинг:

сбор обратной связи от наставляемых – для мониторинга динамики влияния программы на наставляемых;

сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов – для мониторинга эффективности реализации программы.

Завершение программы наставничества 1. Подведение итогов работы каждой пары/группы.

2. Подведение итогов программы Центра.

3. Публичное подведение итогов и популяризация практик. Собраны лучшие наставнические практики. Поощрение наставников.

Характеристика участников формы наставничества «Педагог – обучающийся»

Наставник Наставляемый

Кто может быть Активный Пассивный

Опытный педагог, мастер своего дела, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого.

Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, создает комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. В качестве наставника выступают педагоги дополнительного образования. Наставник может привлекать консультантов из числа педагогов для успешного выполнения своей программы наставничества. Обучающийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель региональных соревнований, конкурсов, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, лидер группы, принимающий активное участие в жизни Учреждения (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, которому сложно раскрыть свой потенциал либо испытывающему трудности коммуникации.

Обучающийся с особыми образовательными потребностями, имеющий низкую информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей. Демонстрирует низкую мотивацию к обучению и саморазвитию, имеет проблемы с поведением, испытывает трудности с адаптацией в коллективе.

Социально или ценностно дезориентированный обучающийся, демонстрирующий отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации, не принимающий участия в жизни Учреждения, отстраненный от коллектива, не имеющий активной гражданской позиции, низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров.

Варианты наставничества «Педагог – обучающийся»

Формы взаимодействия Цель

«Педагог – пассивный обучающийся» Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих навыков, формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и активной гражданской позиции.

«Педагог – одаренный обучающийся» Психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, совместная работа над проектом, участие в конкурсах, фестивалях, акциях.

«Педагог – ребенок с ОВЗ,/ребенок инвалид» Создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, повышение мотивации к обучению и улучшение образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих и коммуникативных навыков, адаптация в коллективе.

Планируемые результаты реализации Программы наставничества

1. повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса и школы; укрепление здоровья;

2. рост интереса к занятиям спортом, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью, что влечет за собой снижение уровня стресса или апатии;

3. количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных, спортивных и творческих проектов;

4. численный рост посещаемости спортивных секций;

5. рост вовлеченности обучающихся в жизнь школы;

6. рост подготовленности обучающихся к жизни, которая ждет их после окончания обучения;

7. снижение числа обучающихся, состоящих на различных видах учета;

8. обучающиеся преодолеют вынужденную замкнутость образовательного процесса и получат представление о реальном мире, своих перспективах и способах действия;

Критерии оценки результативности реализации Программы наставничества

№ Критерии Индикаторы Формула Форма определения

1 Уровень комфортности Доля обучающихся, которые чувствуют себя комфортно Отношение количества обучающихся ответивших «да» к общему количеству обучающихся анкетирование

2 Уровень самореализации Доля обучающихся, проявивших свои способности и умения, участвовали в конкурсах, соревнованиях Отношение количества обучающихся, участвовали в конкурсах, соревнованиях к общему количеству обучающихся анкетирование

3 Уровень саморазвития Доля обучающихся, которые приобрели конкретные умения и навыки Отношение количества обучающихся, которые приобрели конкретные умения и навыки к общему количеству обучающихся анкетирование

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы МАУ ДО «ЦВР» -, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся – наставляемые получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

3. Мониторинг и оценка результатов реализации Программы наставничества

Мониторинг процесса реализации Программы наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.

Организация систематического мониторинга Программы наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых, а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.

Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

1. оценка качества реализации программы наставничества;

2. оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.

Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп «наставник-наставляемый». Мониторинг помогает, выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.

Цели мониторинга:

1) оценка качества реализуемой программы наставничества;

2) оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.

Задачи мониторинга:

• сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);

• обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;

• контроль хода программы наставничества;

• описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);

• определение условий эффективной программы наставничества;

• контроль показателей социального и профессионального благополучия.

Оформление результатов

По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен SWOT-анализ реализуемой программы наставничества. Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкеты. Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром.

SWOT-анализ проводит куратор программы.

Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества.

Этап 2. Второй этап мониторинга позволяет оценить: мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы наставничества; развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися дополнительных общеобразовательных программ; динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.

Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар «наставник-наставляемый».

Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй - по итогам прохождения программы.

Соответственно, все зависимые от воздействия программы наставничества параметры фиксируются дважды (Таблица 2).

Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников.

1. Оценка изучаемых личностных характеристик участников программы.

2. Оценка динамики характеристик образовательного процесса (оценка качества изменений в освоении обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ).

3. Анализ и необходимая корректировка сформированных стратегий образования пар «наставник - наставляемый».

Задачи мониторинга:

• научное и практическое обоснование требований к процессу организации программы наставничества, к личности наставника;

• экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных в целевой модели требований к личности наставника;

• определение условий эффективной программы наставничества;

• анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение корректировок во все этапы реализации программы в соответствии с результатами;

• сравнение характеристик образовательного процесса на «входе» и «выходе» реализуемой программы;

• сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность, самооценка, тревожность и др.) участников программы наставничества на «входе» и «выходе» реализуемой программы.

4. Механизмы мотивации и поощрения наставников

К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку системы наставничества на уровне учреждения, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.

Мероприятия по популяризации роли наставника.

• Организация и проведение фестивалей, конференций наставников на уровне учреждения.

• Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

• Создание раздела «Наставничество» на сайте учреждения.

• Создание раздельных папок в разделе «Наставничество» на сайте учреждения методической копилки с программами наставничества.

• Награждение грамотами «Лучший наставник».

Результаты мониторинг реализации программы наставничества

Таблица 1

SWOT-анализ реализуемой программы наставничества

Факторы SWOT Позитивные Негативные

Внутренние Сильные стороны Слабые стороны

Внешние Возможности Угрозы

Среди оцениваемых параметров:

• сильные и слабые стороны программы наставничества;

• возможности программы наставничества и угрозы ее реализации;

• процент посещения обучающимися творческих, спортивных объединений;

• количество обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и/или присоединиться к сообществу благодарных выпускников;

• процент реализации образовательных и культурных программ в форме «Педагог – обучающийся»

Индикаторы оценки влияния программ на всех участников

Индикаторы оценки Оценка результатов программы

Начальный период Конечный результат

Вовлеченность обучающихся в воспитательно-образовательный процесс

Уровень сформированности гибких навыков обучающихся

Доля обучающихся, принявших участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях на региональном уровне

Количество участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях на всероссийском уровне

Количество участия реализованных творческих и образовательных проектов

Уровень личностной тревожности обучающихся

Эмоциональное состояние при посещении Учреждения

Количество жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся

Приложение 1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

на ___учебный год

Форма наставничества : «педагог-обучающийся»

Наставляемый : ___ Объединение: ___

Полных лет: ___

Запрос: ___

Наставник : ___ Должность:___

Трудовой стаж: ___

Личные достижения: ___

Срок реализации программы : сентябрь 202_ –май 202_ год

Цель:

Задачи:

Ожидаемые результаты:

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

№ п/п Запланированные мероприятия Форма проведения Срок исполнения Отметка о выполнении

1

2

14

Наставник :___(дата, подпись)

Приложение 2

Индикаторы оценки влияния программ на всех участников

Индикаторы оценки Оценка результатов программы

Начальный период Конечный результат

Вовлеченность обучающихся в воспитательно-образовательный процесс

Уровень сформированности гибких навыков обучающихся

Количество участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях на региональном уровне

Количество участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях на всероссийском уровне

Количество участия реализованных творческих и образовательных проектов

Уровень личностной тревожности обучающихся

Эмоциональное состояние при посещении Учреждения

Количество жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся

Публикации по теме:

Специфика наставничества в дошкольном образовательном учреждении В современных условиях реформирования национальной системы образования особую роль играет тот факт, что молодой педагог должен в короткие.

Эссе «Педагог — это призвание!» Все началось очень давно, со стен детского сада. Однажды. хм, какое интересное слово. А ведь именно с него зачастую начинаются самые невероятные.

Эссе «Я — педагог»Эссе «Я — педагог» «Педагоги немножко Боги и немножко причастны к вечности, так как делают человечество!» Я думаю, что это высказывание можно отнести.

Эссе «Педагог-наставник» Эссе на тему: «Педагог-наставник…» Повседневных забот убыстряется круг, И чудесной гармонии он не нарушит. Удивительный дар: теплотой.

Эссе «Призвание-педагог» Здравствуйте! Как я говорила ранее, перед Новым годом наш детский сад был погружен в подготовку к конкурсу ЛУЧШИЙ ПЕДАГОГ ДОУ. Подготовка.

Эссе «Я педагог»Эссе «Я педагог» У каждого свая дорога в профессию. Кто мечтает с детства, кому советуют родители. А моя дорога в профессию открылась мне когда я стала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа наставничества в Мау до «ЦВР». Форма «педагог-обучающийся»
Опубликовано: 24 января 2024 в 07:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД