Валентина Речка
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «В школе разведчиков»
Примерный конспект методической разработки по познавательно-исследовательской деятельности по теме : «В школе разведчиков».
Возрастная группа: подготовительная.
Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования.
Задачи.
Обучающие:
-продолжать формировать представления детей о специфике работы военных;
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „В школе разведчиков“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Разведчики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-познакомить детей с понятием «симпатические чернила» и веществами, необходимыми для их создания;
-продолжать учить выполнять правила техники безопасности во время проведения экспериментов.
Развивающие :
-продолжать учить детей устанавливать элементарные причинно-следственные связи, продолжать формировать у детей навыки экспериментирования (наблюдательность, умение анализировать и обобщать, формируя выводы);
-продолжать учить детей работать в команде, формировать свои умозаключения, расширять словарный запас детей по изучаемой теме;
-продолжать воспитывать у детей эмоционально-ценностное отношение к профессии военного.
Планируемые результаты: дети подготовительной группы обладают знаниями и навыками создания симпатических чернил, умеют установить элементарные причинно –следственные связи, продолжают развивать навык фиксирования результатов наблюдений в виде формул, укрепили умение работать в группе.
Материалы и оборудование: ноутбук, музыкальные колонки, дидактическая аудиоигра «Звуки военной техники», магнитная доска, маркеры для магнитной доски, скатерти, тара для веществ, одноразовые ложки, лимоны (3 шт., упаковка пищевой соды, упаковка картофельного крахмала, йод медицинский, ватные палочки, широкие кисти с натуральным ворсом, распечатанные слова в конвертах, разрезанные на слоги, простые карандаши, листы бумаги, магниты, полотенца, фартуки по количеству детей, фен для сушки бумаги (в случае если она не подсохнет на батарее, бумажный подарочный пакет, небольшое зеркало по размеру дна пакета.
Методы и приё мы: беседа, экспериментирование, демонстрация аудиоматериалов, работа в группах, индивидуальная работа.
Виды детской деятельности : познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая.
Форма организации детской деятельности : групповая, индивидуальная.
Предварительная работа: беседа о российской армии, викторина «Наша Армия сильна, бережёт весь мир она», создание выставки, посвящённой к 23 февраля (фотографии и рисунки, работа с моделью трёх вопросов, домашние задания по вопросам, подготовленные совместно с родителями выступления детей по модели трёх вопросов, занятие по физической культуре «Школа разведчиков» (ответственный - инструктор физической Пасынкова В. С., выставка атрибутов жизни солдата, сюжетно -ролевые игры «Построение», «Гараж для военных машин», «Самолёт», подвижные игры на улице «Два солдата», «Меткий стрелок», «Самолёт, лети!».
Мотивационно – побудительный этап.
Воспитатель: Ребята, мы с вами всю неделю говорим о тех, кто защищает нашу Родину. Какая ответственная и сложная работа у военных. Давайте с вами вспомним, кто служит в российской армии? (Ответы детей)
-Совсем недавно вы прошли школу подготовки военных разведчиков, тренировали свою силу и выносливость. Но чтобы служить в разведке, каким ещё нужно быть военному? (Ответы детей) Верно, нужно быть умным и осторожным.
Воспитатель: Ежедневно военные сталкиваются со сложными задачами. Для того, чтобы их решить, они проходят тренировки. Давайте представим, что мы находимся в штабе подготовки разведчиков. А теперь слушайте мою команду: «Внимание, деление на три разведывательные группы!»
Дети по выбранному им признаку делятся на три команды, количество человек в команде не является главным критерием.
Воспитатель: Теперь нам надо каждой команде дать своё разведывательное название. (Дети придумывают название командам). Когда название дано, предлагаю выбрать капитана команды. (Дети это делают самостоятельно, советуясь друг с другом).
Основной этап.
Воспитатель: Итак, команды, переходим к первому заданию для тренировки зрения и сообразительности.
Дети переходят к столам, воспитатель предлагает каждой команде распечатать свой конверт. В подготовленных конвертах лежат разрезанные по слогам напечатанные слова: РАЗВЕДКА, ГЕНЕРАЛ, ЛЁТЧИКИ. Дети выполняют задание в группе, капитаны команд называют угаданные слова. Угаданное слово должен назвать капитан команды с поднятой рукой.
Воспитатель: Ребята, разведчикам часто приходится передавать информацию, чтобы враг про неё не узнал. Как вы думаете, как можно тайно передать информацию? (Ответы детей)
-Сегодня я вам предлагаю создать настоящие невидимые чернила. На языке разведчиков они называются СИМПАТИЧЕСКИЕ.
Переход к месту экспериментирования с заранее расставленными материалами для экспериментирования:
-Посмотрите, у нас на столах есть следующие предметы, назовите их. (Дети называют предметы). Чем симпатические чернила отличаются от обычных чернил? (Ответы детей) Верно, от обычных чернил симпатические чернила отличаются тем, что написанное ими сообщение невозможно увидеть, пока не будут применены определённые условия. А какие это условия, мы сейчас с вами узнаем.
Воспитатель предлагает детям ещё раз проговорить материалы для экспериментирования, затем подводит детей к магнитной доске и показывает формулы, с помощью которых могут получиться три вида симпатических чернил. Проговаривая последовательность смешивания веществ, педагог на магнитной доске выставляет картинки из формулы каждого вида чернил:
1. СОК ЛИМОНА+ВАТНАЯ ПАЛОЧКА+ЛИСТ БУМАГИ-ПРОСУШИТЬ-ЙОД +ВОДА= СИМПАТИЧЕСКИЕ ЧЕРНИЛА №1
2. РАСТВОР СОДЫ И ВОДЫ (ПОЛОВИНА СТАКАНА ТЁПЛОЙ ВОДЫ +2 ЧАЙНЫЕ ЛОЖКИ СОДЫ) +ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ+ЛИСТ БУМАГИ-ПРОСУШИТЬ-ЙОД+ВОДА=СИМПАТИЧЕСКИЕ ЧЕРНИЛА №2
3. РАСТВОР КРАХМАЛА И ТЁПЛОЙ ВОДЫ (ИЗ СООТНОШЕНИЯ ОДИН К ОДНОМУ)+ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ+ЛИСТ БУМАГИ-ПРОСУШИТЬ-ЙОД+ВОДА=СИМПАТИЧЕСКИЕ ЧЕРНИЛА №3
-Перед нами три стола, команды выбирайте рабочее место.
Воспитатель: Первая команда будет работать с чернилами из сока лимона, вторая – из раствора соды и воды, а третья команда –из раствора крахмала и воды. Но для начала мы вспомним с вами правила работы в лаборатории (Дети называют правила).
1. Ничего нельзя пробовать на вкус.
2. Нужно внимательно слушать инструкции взрослого.
3. Нельзя бегать, прыгать, толкаться и шуметь.
4. Работать дружно и не мешать товарищам.
Воспитатель: А сейчас занимаем рабочие места и приступаем к работе.
Дети окунают ватные палочки в приготовленные растворы, пишут любое слово по своему желанию. Бумага должна немного подсохнуть. Дети свои листы обязательно подписывают простым карандашом.
Воспитатель: Скажите, как мы можем быстро подсушить бумагу? (Ответы детей)
Пока бумага высыхает, педагог предлагает детям сыграть в дидактическую игру «Угадай звук военной техники». На время педагог с детьми переходят в другую локацию для отдыха.
Воспитатель: Теперь мы приступаем к тренировке слуха. Я предлагаю вам передавать мяч и называть слово или словосочетание, которое связано с российской армией.
После того, как мяч обойдёт всех детей. Воспитатель называет сказанные детьми слова. Задача детей – вспомнить, кто был автором слова. Задача того, кто слово придумал – промолчать и себя не выдать.
Бумага подсохла, дети возвращаются к рабочим местам. Педагог предлагает детям приготовить растворы для проявления слов на бумаге. Для этого понадобятся широкие кисти с натуральным ворсом, смоченные в водном растворе йода.
Дети делают вывод, что после нанесения первого раствора слова на белой бумаге не видны. После нанесения второго раствора слова начинают проявляться. Анализируют, какой раствор выявляется ярче всего. Таким образом, педагог подводит детей к заключению: чтобы тайная шифровка слов стала видной, её надо нанести на белый лист бумаги раствором №1, дать подсохнуть. А для того, чтобы тайные слова проявились, необходимо нанести раствор № 2.
Рефлексивный этап.
Воспитатель: Вот мы с вами и побывали в роли секретных шифровальщиков. Что сегодня нового вы узнали? Какие бы вопросы для закрепления знаний хотели бы задать друг другу или мне? Хотели бы вы дома провести этот опыт? Где симпатические чернила можно ещё использовать? Предлагаю вам поделиться нашими открытиями с ребятами старшей группы и провести для них мастер-класс.
Каждая успешно выполненная работа у военных награждается. Поэтому предлагаю вам получить свои награды (воспитатель вместе с детьми вскрывает военный конверт с грифом «Секретно» и выдаёт заранее подготовленные наклейки на военную тематику).
В самом конце, когда награды отданы, педагог предлагает детям заглянуть в секретный пакет по очереди и увидеть там самого лучшего разведчика. Задача детей, тех, кто заглянул в пакет, не выдать тайну: каждый ребёнок видит своё собственное изображение в зеркале.