Лучший педагог года

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная соль» в подготовительной группе

Кучерова Светлана
Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная соль» в подготовительной группе

Методическая разработка для воспитателей

по опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе

«Удивительная соль»

Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью, изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение; интеграция познавательной активности в образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Программные задачи по образовательным областям:

Публикация «Проект по опытно-экспериментальной деятельности „Удивительная соль“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Познавательное развитие: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли; развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Социально- коммуникативное развитие: соблюдение правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

Речевое развитие: развитие связной речи, умения отвечать на поставленный вопрос, обогащать и активизировать словарь

Художественно- эстетическое развитие: научить использовать соль, как средство для творчества (знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования, развитие творческих способностей детей

Материал и оборудование: мешочки с тремя видами соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

• Наблюдение «Как мама использует соль?».

Ход занятия:

Организационный момент:

- Ребята, какое у вас сегодня настроение? Давайте возьмемся за руки и

передадим друг другу свое настроение.

Собрались все дети в круг.

Я- твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Сегодня много нового узнаем

Итак, начинаем!

Воспитатель: Дети, посмотрите, у меня на столе три мешочка, для того, чтобы узнать, что находится в этих мешочках, вам нужно отгадать загадку.

Воспитатель загадывает загадку:

-Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

-Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

-Откройте мешочки. Что там? (соль)

Воспитатель высыпает соль в емкость.

-Ребята, для чего нужна соль? Где люди используют соль?» (Ответы детей)

Воспитатель: Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано

с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет

тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была

дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре. Также люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Пуд соли вместе съесть.

Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.

Без денег торговать, как без соли хлебать.

Без соли и стол кривой

Без соли и хлеб не естся.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Без соли, без хлеба – худа беседа

Без соли, без хлеба за стол не садятся.

- Дети, а вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?

Показ презентации «Добыча соли, ее применение».

- Наша планета очень богата солёными месторождениями.

Люди научились добывать соль различными способами. Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах, очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась и соль кристаллизовалась, так образовались горы.

Есть еще один способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму (Ответы детей)

-Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушениям пищеварения, разрушению костной и мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Воспитатель:

- Как вы думаете, где можно использовать соль (Ответы детей)

-Соль широко используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

-А еще соль полезна и животным.

-В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

-В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.

-На улице: на улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек не поскользнулся, не упал.

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (передавать мешочек с солью и говорить)

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи.

Воспитатель:

-Сегодня всем нам предстоит немножко стать учеными. В лабораторию пойдем и чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом. Приглашаю в нашу научную лабораторию. (Дети надевают фартуки и проходят за столы.)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5. Выполнил - положи на место

- Итак, внимание, приступаем к выполнению опытов.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

-Перед вами тарелочка с солью, давайте мы её рассмотрим.

Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

-Действительно, с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

-Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит»

-Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей (услышали хрустящие звуки, похожие на ходьбу по снегу в морозный день).

Вывод: соль, как и снег, состоит из кристаллов, поэтому при надавливании ложкой на соль, её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

-А теперь добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит соль поглощает воду.

Опыт№4.«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде. В какой воде соль растворилась быстрее: в тёплой или в холодной?

(В тёплой воде соль растворилась быстрее).

-А теперь давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем.

-Кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?

(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)

-А соль исчезла? (Нет, соль растворилась).

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей (попробовать на вкус)

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Опыт № 6. «Соль – чистящее средство».

-Ребята, оказывается с помощью соли можно чистить посуду.

Посмотрите, у меня грязный бокал. Я насыплю на губку немного соли и почищу бокал. Смотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

-Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

(Дети приседают, услышав продукт, который можно солить)

(Банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)

-А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую и показать, для чего ещё люди используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.

Творческая работа.

Воспитатель:

-Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.

-А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.

Дети выполняют задание.

-А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли. Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:

1.«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)

(Дети пальчиками рисуют снеговика на соли) .

2.«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка)

(Дети рисуют елку).

3.«С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые (снежинки)

(Дети рисуют снежинки)

-Как красиво у вас получается! Молодцы!

Итог:

-Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? (Соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека)

- Давайте вспомним и скажем, откуда берется соль? (Соль - люди добывают из морской воды, а помогают им могучие насосы)

-Что нового вы узнали о соли? (Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и может пригодиться для создания цветного красивого рисунка).

-Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? (рисование на соли, закрашивание соли).

-Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям? (Да)

-Молодцы, ребята, вы сегодня все старались и были хорошими учеными.

Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности по теме «Природные явления» в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей о природных явлениях. Задачи: 1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальный деятельности в процессе практической.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-ягода лесная»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-ягода лесная» Цель: развитие исследовательских умений детей в процессе опытнической деятельности. Задачи НОД: Образовательная область «Познание» (формирование.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне» Цель :Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях,создать огород на окне. Оборудование : 1) Земля для посадки ; 2) Ящики для.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. 1. Образовательные задачи:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана» Цель: - Познакомить детей с природным явлением – вулканом. Задачи: - Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная вода» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей проводить несложные опыты с водой.

Проект опытно-экспериментальной деятельности «Разбуди весну зимой» (старший возраст)Проект опытно-экспериментальной деятельности «Разбуди весну зимой» (старший возраст) Введение Этот проект посвящен вопросу «Как из обычной луковицы может вырасти красивый цветок?» Предметом исследования является наблюдение.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Весенний огород «Маши и Медведя»Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Весенний огород «Маши и Медведя» Ежегодно весной в нашем детском саду проходит конкурс "Огород на окне". Я всегда с удовольствием принимаю в нем участие,так как проведение.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Лимон-волшебник»Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Лимон-волшебник» Тема: «Лимон- волшебник.» Цель: расширить представление детей о растении - лимон и его свойствах. Задачи: 1. Обучающие: дать представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная соль» в подготовительной группе
Опубликовано: 12 апреля 2020 в 16:59
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД