Приложение МААМ

Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах. Часть 2

Ольга Николаева
Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы

Часть 1

У детей старшего дошкольного возраста сила нервных процессов ярко выражается в решительности поступков, в усердности на занятиях, в повторении знаний, в заинтересованности к новым проявлениям условий окружающей среды, выносливости к неблагоприятным ее условиям.

Публикация «Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах, Часть 2» размещена в разделах

Но, также имеются и слабости нервных процессов, которые проявляются в основном в унынии, боязни проявления инициативы, нерешительности, плохомсосредоточением на поставленной задаче, утомляемости. Правильный индивидуальный подход педагога-психолога к данным проблемам каждого ребенка позволяет скорректировать развитие нервной системы детей, и создать базу для их дальнейшей готовности к обучению в начальной школе.

Психо-физическое развитие детей дошкольного возраста индивидуально, что требует от педагога – воспитателя режимного подхода с особой концентрацией нагрузки в любой деятельности в каждом возрасте и к каждому ребенку индивидуально. Правильное выполнение этого принципа будет способствоватьстановлению физического состояния организма и развитию ребенка в целом.

1.2 Формы организации физического воспитания дошкольников

«Программа воспитания в детском саду» четко определяет связанность задач физического воспитания детей дошкольного возраста с эстетическим, музыкальным, нравственным воспитанием, развитием речи. Задачи физического воспитания направлены на развитие основных движений, формирование физических качеств детей: ловкости, быстроты, активности, умению действовать сообща, и, направлены на общее укрепление здоровья и готовности дошкольника к обучению в школе.

«Программа…» определяет различные формы физического воспитания, в которые входят как организованные занятия, гимнастика, упражнения во время проведения занятий («физминутка», так и проведение дополнительных спортивных (подвижных) игр и состязаний на прогулках. «Программа…» определяет, также, дополнительные возможности для педагогов-воспитателей, специалистов по музыкальному и физическому развитию, организовывать, в зависимости от уровня физической готовности детей, внеплановые занятия (подвижные игры) для различных возрастных групп. А также давать рекомендации для родителей по совершенствованию физического развития детей.

«Программа…» определяет и время, отведенное на занятия по развитию физического воспитания детей, в зависимости от возрастной группы.

Основная работа по организации физического развития детей ложится, в первую очередь, на педагогов - воспитателей.

План физического развития согласовывается с педагогом-инструктором по физическому воспитанию и с музыкальным руководителем, т. к. во время музыкальных занятий очень активно используются в движениях под музыку и элементы физического развития, например: шаг, упражнения на осанку, легкий бег, приставной шаг, движения руками, работа в команде, прыжки, приседания, упражнения с лентами, мячами, упражнения на координацию – повороты в движении, прыжки на одной ноге, смена направления движения и т. п. Огромное значение при проведении занятий по физическому развитию имеет возможность их организации под музыкальное сопровождение, помогая детям развить чувство ритма

Несомненно, для успешного решения задачи физического воспитания дошкольников и подготовке их к начальной школе, необходимо учитывать как общие особенности развития организма детей (изложенные в разделе 1.1, так и учитывать индивидуальные показатели физического развития каждого ребенка за определенный период времени.

Эти данные, в совокупности с передовыми научными разработками, позволяют правильно обосновать выбор физических упражнений, подобрать интенсивность занятий и уровень нагрузки, правильно, с методической точки зрения, организовать занятия, индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от состояния его здоровья и уровня подготовленности.

Методика организации физического воспитания зависит от двигательной активности детей (как результата развития высшей нервной деятельности) и, как итог, меняется в зависимости от воздействий внешней среды на развитие ребенка, важными из которых являются: социально-психологическое состояние в семье, степень участия в развитии ребенка каждым из родителей, мера этого участия.

Анализ распадения браков с детьми показывает, что основная задача по физическому воспитанию детей перекладывается с семей на дошкольные учреждения,что несомненно, увеличивает воспитательную нагрузку на педагогов.

Более подробно методика организации физического воспитания детей, в зависимости от их психо-физических возможностей в дошкольных учреждениях изложена в главе 2.

Оценка физической готовности детей младшего-среднего-старшего дошкольного возраста определяется в соответствии с действующими «Рекомендациями по организации физического воспитания….»

Она проводится на основании соответствия общефизических показателей в соответствии с «Программой…»

Основными показателями физической готовности являются: ходьба, бег, прыжки, метание.

Результаты оценки физической готовности детей контрольной группы в течение года представлены в главе 3.

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ 3-7 ЛЕТ

Методика занятий по физическому воспитанию дошкольников напрямую связана с задачами физического воспитания и факторами, влияющими на физическое развитие детей.

2.1 Задачи физического воспитания дошкольников

Задачи физического воспитания в дошкольных учреждениях определяются «Программой…», носят общеразвивающий характер и корректируются в зависимости от возраста детей.

В общем процессе воспитания, физическое воспитание выполняет оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Оздоровительные задачи. Направлены на укрепление здоровья ребенка, выполняют функцию формирования самосохранения в экстремальных ситуациях, улучшение здоровья, повышение работоспособности.

Образовательные задачи. Правильное решение данных задач формирует основные двигательные навыки, развивает физические качества, осанку, навыки гигиены.

Воспитательные задачи. Выполнение данных задач способствует воспитанию у детей привычки к соблюдению режима дня, выполнению ежедневных физических упражнений дома, желанию физически развиваться в специализированных спортивных учреждениях.

Организация физического воспитания детей должен быть направлен на одновременное решение оздоровительных, воспитательных и образовательных программ.

2.2 Факторы, влияющие на физическое воспитание детей 3 – 7 лет

Основными факторами, влияющими на физическое развитие детей являются: гигиенические факторы, природные факторы, физические упражнения.

Гигиенические факторы. Включают в себя – режим дня, собственную гигиену и гигиену одежды, правильный рацион питания.

Природные факторы (температура воздуха, солнце, вода) оказывают огромное влияние на закаливание организма, повышение работоспособности, улучшают обмен веществ, улучшают защитные функции организма.

Организованные физические упражнения и массаж, как элемент физического развития, способствуют решению задач физического воспитания (оздоровительных, образовательных и воспитательных).

2.3 Основы методики проведения занятий по физическому воспитанию

В основе методики занятий по физическому воспитанию детей лежит целостность педагогического процесса, направленного на развитие ребенка в соответствии с общечеловеческими принципами развития.

В составе педагогического процесса, организация физического воспитания имеет важное значение. На обучении детей правильным физическим движениям накладывается определенная специфика, выражающаяся:

- в выработке у ребенка системы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движений;

- в передаче накопленного предшествующими поколениями универсального (общечеловеческого) и национального двигательного опыта;

- в двусторонности процесса обучения.

Правильно организованный процесс физического воспитания влияет и на формирование волевых качеств ребенка, его эмоциональность, развитие чувств, мыслей посредством двигательных действий.

В процесс физического обучения органично входят как разнообразные физические упражнения, так и спортивные и подвижные игры, соответствующие возрасту детей.

Правильно выбранная методика проведения занятий по физическому развитию помогает полноценному развитию личности ребенка, побуждает его к самосовершенствованию.

Своевременный и качественный контроль физического развития каждого ребенка в отдельности позволяет не только правильно организовать воспитательный процесс в общей группе детей, но и подготовить рекомендации для индивидуального развития каждого ребенка.

В основном, методика разучивания физических упражнений включает в себя 3 основных этапа:

1) начальное разучивание упражнения (рассказ);

2) углубленное разучивание, множественный повтор (показ);

3) закрепление упражнения (тренировка).

Первый этап разучивания ставит перед собой основную задачу – ознакомление детей с новым действием, оказав влияние на все органы чувств – зрительные, слуховые, в конечном итоге получив целостное представление о движении в комплексе общего упражнения.

На втором этапе происходит разучивание движения. Как правило, это производится в совокупности различных приемов.

Воспитатель может:

1) показывать свои движения без разделения на отдельные мелкие движения, все выполняя идеально - правильно с пояснением всех действий, что дает воспитанникам время и возможность скопировать действия воспитателя, или,

2) педагог, в зависимости от уровня психологической готовности детей, показывает новые движения в «пошаговом» режиме с пояснением всех своих действий.

Особенностью данного этапа является формирование у детей правильного (иногда рефлекторного) выполнения упражнения, с помощью примерного выполнения со стороны педагога, либо поощрения к выполнению при помощи детей, выполнивших упражнение самостоятельно.

На третьем этапе (закрепления упражнения) происходит выполнение упражнения, как правило, в процессе повседневной деятельности, на музыкальных занятиях, в подвижных играх. Задача педагога на данном этапе – скорректировать частично не правильные физические движения детей, помочь (показать, напомнить) в выполнении движений.

Публикации по теме:

Фитнес в жизни ребенка На протяжении первых семи лет жизни ребенок проходит большой путь физического и духовного развития. Появляясь на свет совершенно беспомощным.

Зимние забавы на участкеЗимние забавы на участке Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах. Часть 2
Опубликовано: 5 декабря 2013 в 04:12
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах. Часть 2» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Николаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД