Ольга Николаева
Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
У детей старшего дошкольного возраста сила нервных процессов ярко выражается в решительности поступков, в усердности на занятиях, в повторении знаний, в заинтересованности к новым проявлениям условий окружающей среды, выносливости к неблагоприятным ее условиям.
Публикация «Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах, Часть 2» размещена в разделах
Но, также имеются и слабости нервных процессов, которые проявляются в основном в унынии, боязни проявления инициативы, нерешительности, плохомсосредоточением на поставленной задаче, утомляемости. Правильный индивидуальный подход педагога-психолога к данным проблемам каждого ребенка позволяет скорректировать развитие нервной системы детей, и создать базу для их дальнейшей готовности к обучению в начальной школе.
Психо-физическое развитие детей дошкольного возраста индивидуально, что требует от педагога – воспитателя режимного подхода с особой концентрацией нагрузки в любой деятельности в каждом возрасте и к каждому ребенку индивидуально. Правильное выполнение этого принципа будет способствоватьстановлению физического состояния организма и развитию ребенка в целом.
1.2 Формы организации физического воспитания дошкольников
«Программа воспитания в детском саду» четко определяет связанность задач физического воспитания детей дошкольного возраста с эстетическим, музыкальным, нравственным воспитанием, развитием речи. Задачи физического воспитания направлены на развитие основных движений, формирование физических качеств детей: ловкости, быстроты, активности, умению действовать сообща, и, направлены на общее укрепление здоровья и готовности дошкольника к обучению в школе.
«Программа…» определяет различные формы физического воспитания, в которые входят как организованные занятия, гимнастика, упражнения во время проведения занятий («физминутка», так и проведение дополнительных спортивных (подвижных) игр и состязаний на прогулках. «Программа…» определяет, также, дополнительные возможности для педагогов-воспитателей, специалистов по музыкальному и физическому развитию, организовывать, в зависимости от уровня физической готовности детей, внеплановые занятия (подвижные игры) для различных возрастных групп. А также давать рекомендации для родителей по совершенствованию физического развития детей.
«Программа…» определяет и время, отведенное на занятия по развитию физического воспитания детей, в зависимости от возрастной группы.
Основная работа по организации физического развития детей ложится, в первую очередь, на педагогов - воспитателей.
План физического развития согласовывается с педагогом-инструктором по физическому воспитанию и с музыкальным руководителем, т. к. во время музыкальных занятий очень активно используются в движениях под музыку и элементы физического развития, например: шаг, упражнения на осанку, легкий бег, приставной шаг, движения руками, работа в команде, прыжки, приседания, упражнения с лентами, мячами, упражнения на координацию – повороты в движении, прыжки на одной ноге, смена направления движения и т. п. Огромное значение при проведении занятий по физическому развитию имеет возможность их организации под музыкальное сопровождение, помогая детям развить чувство ритма
Несомненно, для успешного решения задачи физического воспитания дошкольников и подготовке их к начальной школе, необходимо учитывать как общие особенности развития организма детей (изложенные в разделе 1.1, так и учитывать индивидуальные показатели физического развития каждого ребенка за определенный период времени.
Эти данные, в совокупности с передовыми научными разработками, позволяют правильно обосновать выбор физических упражнений, подобрать интенсивность занятий и уровень нагрузки, правильно, с методической точки зрения, организовать занятия, индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от состояния его здоровья и уровня подготовленности.
Методика организации физического воспитания зависит от двигательной активности детей (как результата развития высшей нервной деятельности) и, как итог, меняется в зависимости от воздействий внешней среды на развитие ребенка, важными из которых являются: социально-психологическое состояние в семье, степень участия в развитии ребенка каждым из родителей, мера этого участия.
Анализ распадения браков с детьми показывает, что основная задача по физическому воспитанию детей перекладывается с семей на дошкольные учреждения,что несомненно, увеличивает воспитательную нагрузку на педагогов.
Более подробно методика организации физического воспитания детей, в зависимости от их психо-физических возможностей в дошкольных учреждениях изложена в главе 2.
Оценка физической готовности детей младшего-среднего-старшего дошкольного возраста определяется в соответствии с действующими «Рекомендациями по организации физического воспитания….»
Она проводится на основании соответствия общефизических показателей в соответствии с «Программой…»
Основными показателями физической готовности являются: ходьба, бег, прыжки, метание.
Результаты оценки физической готовности детей контрольной группы в течение года представлены в главе 3.
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ 3-7 ЛЕТ
Методика занятий по физическому воспитанию дошкольников напрямую связана с задачами физического воспитания и факторами, влияющими на физическое развитие детей.
2.1 Задачи физического воспитания дошкольников
Задачи физического воспитания в дошкольных учреждениях определяются «Программой…», носят общеразвивающий характер и корректируются в зависимости от возраста детей.
В общем процессе воспитания, физическое воспитание выполняет оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Оздоровительные задачи. Направлены на укрепление здоровья ребенка, выполняют функцию формирования самосохранения в экстремальных ситуациях, улучшение здоровья, повышение работоспособности.
Образовательные задачи. Правильное решение данных задач формирует основные двигательные навыки, развивает физические качества, осанку, навыки гигиены.
Воспитательные задачи. Выполнение данных задач способствует воспитанию у детей привычки к соблюдению режима дня, выполнению ежедневных физических упражнений дома, желанию физически развиваться в специализированных спортивных учреждениях.
Организация физического воспитания детей должен быть направлен на одновременное решение оздоровительных, воспитательных и образовательных программ.
2.2 Факторы, влияющие на физическое воспитание детей 3 – 7 лет
Основными факторами, влияющими на физическое развитие детей являются: гигиенические факторы, природные факторы, физические упражнения.
Гигиенические факторы. Включают в себя – режим дня, собственную гигиену и гигиену одежды, правильный рацион питания.
Природные факторы (температура воздуха, солнце, вода) оказывают огромное влияние на закаливание организма, повышение работоспособности, улучшают обмен веществ, улучшают защитные функции организма.
Организованные физические упражнения и массаж, как элемент физического развития, способствуют решению задач физического воспитания (оздоровительных, образовательных и воспитательных).
2.3 Основы методики проведения занятий по физическому воспитанию
В основе методики занятий по физическому воспитанию детей лежит целостность педагогического процесса, направленного на развитие ребенка в соответствии с общечеловеческими принципами развития.
В составе педагогического процесса, организация физического воспитания имеет важное значение. На обучении детей правильным физическим движениям накладывается определенная специфика, выражающаяся:
- в выработке у ребенка системы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движений;
- в передаче накопленного предшествующими поколениями универсального (общечеловеческого) и национального двигательного опыта;
- в двусторонности процесса обучения.
Правильно организованный процесс физического воспитания влияет и на формирование волевых качеств ребенка, его эмоциональность, развитие чувств, мыслей посредством двигательных действий.
В процесс физического обучения органично входят как разнообразные физические упражнения, так и спортивные и подвижные игры, соответствующие возрасту детей.
Правильно выбранная методика проведения занятий по физическому развитию помогает полноценному развитию личности ребенка, побуждает его к самосовершенствованию.
Своевременный и качественный контроль физического развития каждого ребенка в отдельности позволяет не только правильно организовать воспитательный процесс в общей группе детей, но и подготовить рекомендации для индивидуального развития каждого ребенка.
В основном, методика разучивания физических упражнений включает в себя 3 основных этапа:
1) начальное разучивание упражнения (рассказ);
2) углубленное разучивание, множественный повтор (показ);
3) закрепление упражнения (тренировка).
Первый этап разучивания ставит перед собой основную задачу – ознакомление детей с новым действием, оказав влияние на все органы чувств – зрительные, слуховые, в конечном итоге получив целостное представление о движении в комплексе общего упражнения.
На втором этапе происходит разучивание движения. Как правило, это производится в совокупности различных приемов.
Воспитатель может:
1) показывать свои движения без разделения на отдельные мелкие движения, все выполняя идеально - правильно с пояснением всех действий, что дает воспитанникам время и возможность скопировать действия воспитателя, или,
2) педагог, в зависимости от уровня психологической готовности детей, показывает новые движения в «пошаговом» режиме с пояснением всех своих действий.
Особенностью данного этапа является формирование у детей правильного (иногда рефлекторного) выполнения упражнения, с помощью примерного выполнения со стороны педагога, либо поощрения к выполнению при помощи детей, выполнивших упражнение самостоятельно.
На третьем этапе (закрепления упражнения) происходит выполнение упражнения, как правило, в процессе повседневной деятельности, на музыкальных занятиях, в подвижных играх. Задача педагога на данном этапе – скорректировать частично не правильные физические движения детей, помочь (показать, напомнить) в выполнении движений.