Ольга Николаева
Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Организация и методика физического воспитания детей
в разных возрастных группах
Воспитатель I кв. категории Николаева О. Г.
Набережные Челны 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …. 3
Глава 1. Особенности физического развития дошкольников и механизмы его обеспечения …. …. … 5
1.1 Физическое развитие организма детей 3-7 лет ….…. 5
1.2 Формы организации физического воспитания дошкольников …. 9
Публикация «Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах, Часть 1» размещена в разделах
Глава 2. Основы методики проведения занятий по физической культуре с детьми 3-7 лет…. ….…. 12
2.1 Задачи физического воспитания дошкольников…. …. … 12
2.2 Факторы, влияющие на физическое воспитание детей 3 – 7 лет …. ….… 12
2.3 Основы методики проведения занятий по физическому воспитанию… 13
Глава 3. Анализ физического развития группы детей в течение учебного года. 16
3.1 Анализ уровня физического развития детей в начале 2012 – 2013 учебного года…. …. 16
3.2 Анализ уровня физического развития детей по окончании 2012 – 2013 учебного года…. 17
Заключение …. … 20
Список литературы …. … 22
ВВЕДЕНИЕ
Физическое воспитание детей дошкольного возраста является важной и ответственной задачей образования. Успешное решение этой задачи определяется уровнем подготовки родителей, педагогов и медицинских работников, способностью опираться на лучшие методики физического воспитания.
Чтобы правильно решить проблемы физического воспитания нужно знать особенности детского организма в возрасте от 3 до 7 лет, и правильно использовать соответствующие возрасту методы преподавания и обучения.
Важно понимать, что под влиянием различных средств физического воспитания (гигиенические факторы, природные факторы, физические упражнения) улучшается здоровье, формируются двигательные навыкии условия для реализации умственного, нравственного, эстетического и трудового развития.
Для этого очень важно правильно освоить методику проведения физкультуры, утренней общеразвивающей гимнастики, подвижных игр, а также правильно планировать их проведение.
Планирование физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с «Программой образования в детском саду". «Программа…» определяет, что задачи физического воспитания тесно связаны с музыкальным воспитанием, развитием речи, и т. д.
Целью решения задач физического воспитания является улучшение основных движений, координации движений, скорости, ловкости, умение действовать в коллективе.
Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста должны учитывать особенности физиологического развития детей. Научные данные о влиянии физических упражнений на развитие детского организма позволяют правильно подобрать тип упражнений и интенсивность физической нагрузки для каждого ребенка, чья физическая активность зависит, в первую очередь, от уровня развития высшей нервной деятельности, и корректируется под воздействием внешней среды.
Целью данной работы является изучение особенностей физического развития дошкольников, рассмотрение методик организации физического воспитательного процесса в разных возрастных группах.
Задачи:
1. Раскрыть общие положения по организации физического воспитания детей 3-7 лет.
2. Выявить методические особенности занятий физической культурой детей в разных возрастных группах.
3. Проанализировать динамику физического развития детей разных возрастных групп в течение учебного года.
Методы:
- изучение методической литературы по теме работы;
- наблюдение;
- педагогическая диагностика и тестирование физического развития детей.
Объект работы – группа дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) ДОУ № 39 «Веселый улей» города Набережные Челны Республики Татарстан.
Предмет работы – анализ физического развития детей контрольной группы в течение учебного 2012-2013 года.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЕХАНИЗМЫ ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Физическое развитие организма детей 3-7 лет
Для детей 3-7 лет характерны, под влиянием внешних воспитательныхпроцессов, активное развитие речи, повышение физической подготовленности, совершенствование психофизических качеств.
Каждый ребенок имеет свои особенности нервной системы, знание принципов ее развития позволяет воспитателям при помощи физических упражнений и подвижных игр укреплять и совершенствовать нервную систему детей.
В период раннего детства и в дошкольный период организм ребенка активно развивается, постоянно меняется динамика физического развития, показатели роста, веса, пропорции тела.
Развитие костной системы. В дошкольный период организм детей богат хрящевой тканью, кости достаточно мягки, не прочны, легко поддаются внешнему влиянию.
Воспитателям требуется особое внимание уделить правильному подбору физических упражнений, деть рекомендации родителям по подбору одежды, обуви, мебели в соответствии с возрастом и функциональными возможностями воспитанников.
Замена хрящевой ткани скелета костной тканью начинается в 2-3 года с момента рождения, активно происходит в период 3-7 лет. Именно в это время формируются правильные типы изгиба позвоночника, которые влияют на развитие внутренних органов, формирование осанки, системы движений, нервную систему. В данный период формируется и стопа ребенка, на которую влияют как правильно подобранная обувь, так и (для исправления нарушений или профилактики нарушений) подобранные специальные комплексы физических упражнений и лечебного массажа.
Развитие мышечной системы. Мышечная система новорожденного ребенка достаточно мала, по отношению к общей массе тела, и составляет 20-25 %. Развиваясь, разучивая новые движения, оценивая положение своего тела в пространстве, ребенок наращивает свою мышечную массу, развитие нервной системы увеличивает скорость сокращения мышц.
В раннем возрасте мышечный тонус (статическое состояние) мышц-сгибателей преобладает над мышцами-разгибателями (в качестве отступления - в новорожденном возрасте по силе «захвата» пальца взрослого человека определяется состояние мышечной системы ребенка). Иногда из-за большого мышечного тонуса мышц-сгибателей у детей младшего возраста формируется неправильная осанка, сутулость плеч, часто опущена голова.
При правильно построенной системе физического воспитания к среднему дошкольному возрасту у детей увеличивается мышечная масса, в основном за счет мускулатуры нижних конечностей, работоспособность и сила мышц.
В возрасте 4-5 лет начинают появляться различия в динамике развития мышечной системы у мальчиков и девочек
Развитие сердечнососудистой и дыхательной систем. В период младшего – старшего дошкольного возраста происходит значительное изменение сердечнососудистой и дыхательной систем ребенка. Вес сердца с 3 до 7 лет увеличивается в 1,5 раза, с 70 до 92 грамм. Сила сердечных сокращений увеличивается, работоспособность сердца повышается пропорционально приложенным нагрузкам в зависимости от частоты и интенсивности физических упражнений.
Артериальное давление повышается, с 80/60 мм рт. ст в первый год жизни до 110/70 к 6-7 годам.
Частота дыхания уменьшается с 35 в первый год до 22-26 к 7 годам. Глубина дыхания и объем легких увеличиваются.
Формированию правильного дыхания, нормализации артериального давления помогает, в первую очередь, правильный подбор воспитателями физических упражнений, и упражнения на восстановление дыхания по окончанию физического занятия.
Развитие центральной нервной системы. Развитие центральной нервной системы каждого ребенка сугубо индивидуально. Оно зависит от внешних социально-психологических факторов, окружающих ребенка, важными из которых являются: отношений, сложившихся в семье, отношений в детском коллективе. Главным результатом правильного развития нервной деятельности в дошкольный период является – адекватное проявление поведения, контролирование своих психических реакций, правильное проявление гигиенических навыков.
К 3 годам ребенок начинает интересоваться окружающей его действительностью. Ребенок заметно реагирует на цвета, откликается на знакомые ему звуки, проявляет себя активно в знакомой обстановке, что свидетельствует об осознанном ориентировании в пространстве. В данном возрасте растет интерес ребенка об окружающем, что выражается во множестве вопросов. Одновременно с этим, формируются ярко выраженные черты характера, привычки, речь.
В 4-5 лет ребенок начинает активно копировать действия, движения, слова окружающих его людей, по отношению к которым он неравнодушен.
Дети в игре неосознанно показывают окружающую их действительность (мама моет посуду, идет в магазин, папа чинит машину, мама стирает).
На 5-6 году у детей проявляется способность к описанию видимых ими картин из жизни («Мы ездили на дачу, там не было воды и мы поехали домой. Я катался на велосипеде»).Дети начинают проявлять логическое мышление («Дима мне сломал машинку, папа мне ее сделает»).
К 6 годам дети оставляют рассказ по картине, что способствует развитию внимания и речи.
К 6-7 годам активно формируется словарный запас, ребенок начинает выражать свою мысль сложно-пояснительным предложением, например: «Мама, мы не пошли в зоопарк. Почему? А я хочу посмотреть на обезьянку!».
Психо-физическая активность детей среднего, а особенно старшего дошкольного возраста, характеризуется повышением периода бодрствования, что проявляется в индивидуальных и коллективных играх (сюжетно-ролевых, настольно-коллективных играх). На занятиях дети в этом возрасте стараются проявлять себя ярче «выкриками» на занятиях, ответить первыми. Воспитателям требуется чаше менять вид деятельности на занятиях (физкультурные минутки, подвижные игры, художественная литература, загадки и т. п.).
В этом возрасте детям свойственны фантазирование, надумывание, недосказанность, что в некоторых случаях приводит к необходимости прибегнуть к помощи педагога-психолога.
В поведении детей дошкольного возраста находят отражение типологические особенности высшей нервной деятельности. Главными критериями, определяющими тип нервной системы, являются свойства процесса возбуждения и процесса торможения и их сила, подвижность и уравновешенность.