Получи документы

Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников

Надежда Коваленко
Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников

«Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам

- он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов

с картинками, и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Проблемы речевого развития дошкольника.

• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

• неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

• недостаточный словарный запас;

Публикация «Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников» размещена в разделах

бедная диалогическая речь : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ ;

неспособность построить монолог : например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

• отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. ;

• плохая дикция.

Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины.

Изначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики и предназначалась для запоминания длинных речей.

Современная же мнемотехника делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой.

Актуальность мнемотехники для дошкольников

В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами.

Ребенок с рождения воспитывается родителями, в жизни которых телевизор, компьютер, смартфон занимают далеко не последнее место. В связи с этим в большинстве семей присутствует дефицит общения. Мы и наши дети в основном потребляем информацию, увидев, прочитав или услышав, не пытаемся её воспроизвести, потому что она и так очень доступна любому члену семьи. Лучше показать видеоролик, чем пересказать его. Лучше включить ребенку мультфильм, чем прочитать сказку и обсудить поступки героев. И это объяснимо и естественно, когда человек идет по легкому пути и намеренно не создает себе трудности. Ежедневные эмоциональные перегрузки на работе, финансовые проблемы, слабое здоровье, катастрофическая нехватка времени и сил – всё это неприятные побочные эффекты нашей развитой цивилизации. Но особенно страшно то, что всё это отражается на наших детях. Редко встретишь современную семью, в которой «до ребёнка», где с детьми говорят, по-доброму, без строгих наставлений и упрёков, где читают книги и делятся впечатлениями от прочитанного, где сочиняют стихи, где просто рассказывают друг другу о прошедшем дну. Откуда у ребёнка появится умение грамотно говорить? А если взрослые и дети в семье мало общаются, то и речевой опыт их ограничен, языковые средства несовершенны; разговорная речь бедна, немногословна.

Век информации освободил нас от необходимости что-то долго удерживать в памяти. Поэтому у детей развивается в основном только краткосрочная память. Следствие - ребенку трудно пересказать только что услышанную сказку или рассказ от начала и до конца, выучить стихотворение и не забыть, подобрать подходящее слово для выражения собственной мысли. Одна надежда на образовательные учреждения, где происходит живое общение и ведется целенаправленная работа по развитию речи подрастающего поколения. Давно известно, что для успешного освоения программы обучения в школе, у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять рассказ на определенную тему. Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребёнка.

«Связная речь обнаруживает все достижения ребёнка в овладении родным языком в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития». Ф. Сохин

Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.

Так как же сформировать речь ребёнка, наполнить её разными словами, красивыми фразами? Как помочь ребёнку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Ответы на эти вопросы я нашла в методике «Мнемотехника в развитии речи ", которая помогла привести в систему различные приёмы и методы.

Мнемотехника как раз и позволяет эффективно использовать все возможности памяти, что в значительной степени повышает качество речевого развития ребенка. Опираясь на учебно-методическое пособие Т. Б. Полянской «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», работы Омельченко Л. В. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи», Ткаченко Т. А. «Использование схем в составлении описательных рассказов», Большовой Т. В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» и др., я пришла к выводу, насколько всё это просто и в то же время гениально! Почему?. Потому что фундаментальной основой мнемотехники стали психологические и физиологические особенности развития детей. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Вечный принцип наглядности! Главное - расположи картинки в логической последовательности и попроси ребенка вспомнить и рассказать об их значении. Начни с простого, а потом замени картинки символами (основа мнемотехники! Важно это делать последовательно и систематично. И результат не заставит себя ждать! Следовательно, мнемотехника –это техника развития памяти. Если по-научному, мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Это наглядно-пространственная модель, в которой закодирован текст путем использования картинок, слов, букв, символов, пиктограмм, схем, задачи которой: формирование ассоциативных и ситуативных связей, выделение ключевых слов, составление мнемотехнических цепочек. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Обычно при запоминании текста детям предлагается прослушать его. Таким образом, задействован только один анализатор – слуховой. Предлагая различные виды опоры, мы создаем условия для развития всех психических процессов. Чем больше анализаторов будет принимать участие в составлении рассказа, тем успешнее будет проходить работа в этом направлении. Другими словами, мнемотехника помогает человеку отправлять информацию из кратковременной памяти в долговременную посредством зрительных образов или символов. А впоследствии упрощает процесс её извлечения. Таким образом, наличие зрительного плана-схемы (мнемоквадрата, мнемодорожки, мнемотаблицы) делает высказывания осознанными, чёткими, связными и последовательными, дает ребенку возможность более полно воспроизвести заданный текст, т. к. заданная модель помогает сконцентрировать внимание, создает зоны успеха, т. е. уверенности в своих силах при рассказывании.

Цель и задачи.

Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования; ознакомиться с инновационными методиками.

2. Применить полученные знания на практике:

развивать связную речь детей;

развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.

развивать у детей психические процессы: ассоциативное мышление, внимание, воображение, зрительную и слуховую память;

• расширять круг знаний детей об окружающем мире, вывести их словарный запас на более высокий уровень;

• прививать детям желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

• формировать в воспитанниках интерес к художественной литературе, фольклору, к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок.

• формировать в детях уверенность в своих силах, способность преодолевать страх и стеснение во время выступления перед аудиторией.

3. При помощи диагностики речевого развития детей в конце года выявить эффективность применяемых методов.

После изучения научно – методической литературы по данной теме я подготовила наглядный материал (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы) и распределила их по лексическим темам. Обсудила данный проект с родителями (Приложение 1) и начала применять данный материал в работе. Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников стали мнемоквадраты.

Мнемоквадрат - это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа. Когда дети освоили мнемоквадраты, я усложнила задание, демонстрируя мнемодорожки.

Мнемодорожка - это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывали из мнемоквадратов мнемодорожки, а, следовательно, составляли предложения, сочиняли небольшие сказки, рассказы.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.

Мнемотаблица - это схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определённая информация. Содержание мнемотаблицы - это предметное, графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев. Главное - передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Если дети справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Первоначально таблицы составляла я, либо заимствовала в сети Интернет. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером, сделать подобные символические изображения предметов и объектов на необходимую тему. Кроме этого, в интернете можно найти уже готовые таблицы и схемы. Потом к этому процессу подключала и детей, потому что мнемотехника способствует не только развитию памяти и речи, но фантазии, визуализации образов ребенком.

Мнемотехника эффективна в любых видах речевого развития детей.

1. При разучивании стихотворений.

На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

2. Пополнение словарного запаса детей.

* Установление родовидовых отношений (Обобщающее слово, что лишнее);

* Установление ассоциативных связей (Что – к чему);

* Объединение слов по принципу смысловой близости и отдаленности;

(Скажи наоборот, Скажи по-другому)

* Модели: Он – она – оно;

* Модели: Кто – что?

* Сенсорно-графические модели (Расскажи о предмете).

3. Развитие грамматического строя речи.

* Модели: Какой – какая – какое?

* Модели: 1 – 2 – много.

* Образование относительных прилагательных (Из чего это сделано);

* Образование притяжательных прилагательных («Чей – чья – чье);

* Модель «Словесное дерево»;

* Полянка родственных слов.

3. Отгадывание и придумывание загадок.

* Модель для составления загадок.

4. Пересказ художественной литературы.

При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

5. Обучение правильному построению предложений.

Модель построения предложений.

6. Обучение составлению рассказов.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- структуру рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Задание придумать предложение, рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

Работу на занятиях по мнемотаблицам я строю в три этапа.

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: осуществление пересказа сказки или рассказа по заданной теме.

Работу по развитию речи детей с применением мнемотехники начала с младшей группы. Мнемоквадраты помогали обогащать словарный запас детей, формировать ассоциативные связи, развивать внимание, память малышей. В средней группе ребята составляли из мнемоквадратов мнемодорожки, формируя тем самым умение составлять предложения. Также мнемодорожки помогали в составлении простейших описаний фруктов, овощей, погоды и т. п.

В старшей группе большинство детей легко запоминают стихи, используя шпаргалки – мнемотаблицы, таким же образом пересказывают сказки, рассказы. Трудности вызывают описательные рассказы. Но у нас ещё есть время: впереди подготовительная группа. Однако диагностика речевого развития детей показала эффективность мнемотехники в развитии связной речи детей :

- связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам;

- словарный запас детей от пассивного (в основном) переходит в активный и обогащается до уровня, необходимого ребенку в школе;

- ребята активнее работают на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление;

- дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения, составляют рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции;

- активизировался интерес к заучиванию стихов;

Обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение занятий с использованием мнемотехники требует тщательной предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, в изготовлении наглядных пособий. Но чувство удовлетворения от результатов своего труда тоже дорого стоит.

Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Мнемотехника для дошкольников

• помогает упростить процесс запоминания.

развить ассоциативное мышление и воображение.

• повысить внимательность

Задачи мнемотехники :

• Формирование приёмов запоминания.

Развитие наблюдательности и внимания.

• Формирование и развитие элементов творческого мышления.

• Обучение дошкольников умениям устанавливать ситуативные связи между предметами.

Развивать языковые способности дошкольников

• Формирование коммуникативных умений.

• Формирование связной речи.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

• Воробьева В. К. - сенсорно-графическими схемами;

• Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями;

• Глухов В. П. – блоками-квадратами;

• Большева Т. В. – коллажем;

• Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. Мнемотехника строится от простого к сложному:

Мнемоквадраты - изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Мнемодорожки - ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

Мнемотаблицы - изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательный рассказ.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. И могут использоваться:

• для обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов (описательных, по серии сюжетных картинок, по картине);

• при пересказах художественных произведений,

• при проговаривании чистоговорок и скороговорок,

• при отгадывании и загадывании загадок,

• при заучивании стихотворений.

Правила и требования мнемотехники :

• Знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям.

• Знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета.

• Знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие.

• Замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребёнку.

Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:

• при заучивании стихов, потешек, скороговорок;

• при пересказах художественной литературы;

• при обучении составлению рассказов;

• при отгадывании и загадывании загадок.

Мнемодорожки

Стихотворение «Руки».

Стихотворение «Колобок».

Мнемотаблицы

Стихотворение «Белый мишка».

Рассмотрим работу с мнемотаблицей по сказке «Теремок».

Образовательная деятельность состоят из 6 этапов:

Этап 1. Выразительное чтение сказки детям.

Этап 2. Осуществляю так называемую перекодировку информации, т. е. преобразовываю из абстрактные символы в образы, например:домик, крыша, волк - зубами щелк, хвост пушистый у лисы, медведь.

Этап 3. После перекодирования осуществляю пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка- норушка, лягушка- квакушка, заяц - длинные уши, лиса-краса, волк - зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок и развалился». При этом пересказ сказки ведут сами дети, прибегая незначительной моей помощи (на более поздних этапах, или пересказывают вместе со мной (на более ранних этапах).

Этап 4. Делаю графическую зарисовку мнемотаблицы.

Этап 5. Каждая таблица воспроизводится ребенком при показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делаю на изображение главных героев. Детям задаю вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка?».

Этап 6. Рефлексия (вопросы о том, что нам помогло запомнить «материал» и как мы это делали).

В дальнейшей работе я использую мнемотаблицы и коллажи. Для детей старшего возраста - таблицы на 16 клеток (4x4, на 25 клеток (5x5).

В работе с мнемотаблицами использую следующие цветовые буквенные обозначения времен года: осень - желтая буква «О», зима - синяя буква «3», весна - зеленая «В», лето - красная «Л». При этом устанавливаю следующие условные обозначения, характерные для каждого времени года: дождь, ветер, снег, тучи, тепло, почки, трава, тает снег, прилетают/ улетают птицы, солнце светит мало, деревья без листьев и т. п. Использование таких условных обозначений признаков времени года очень полезно для описания сезонных явлений и позволяет составить мнемотаблицу о осени и рассказ по ней. Эта таблица имеет «ключ» к запоминанию информации - букву «О», что символизирует осень и признаки, которые характерны для этого времени года.

Самым сложной для восприятия детей является работа с коллажем, она используется только в работе с детьми подготовительного к школе возраста. Коллаж - это лист картона или плотная бумага или фланелеграф, на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа.

Главная задача коллажа - соединить, т. е. связать, все картинки, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.

Цели работы с коллажом: закрепление различных методов запоминания; развитие произвольной памяти ребенка; расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

В работе с детьми используются два вида коллажей:

Развивающий- способствует развитию фантазии, умения соединить в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки;

Обучающий - способствует обучению и закреплению определенных знаний о предмете коллажа (математический, исторический, по грамоте, по экологии, природе, геометрические фигуры, математические действия и др.)

Работа с коллажем делится на четыре этапа:

Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят. Если коллаж содержит цифры или буквы, то я задавала наводящие вопросы. Пример: «Почему они здесь изображены?» - «С этой буквы начинается слово, эта буква есть в слове» и т. п. Отрабатывая приемы запоминания предложенной информации предлагается детям запомнить порядок расположения картинок на коллаже в течении 15-30 секунд, затем коллаж переворачивается и детям предлагается устно воспроизвести по памяти все изображения на коллаже.

Так как мнемотехника многофункциональна, используется практически во всех видах деятельности.

Придумывая и отбирая модели к играм нужно придерживаться следующих требований:

1. Таблица должна отображать обобщённый образ предмета.

2. Раскрыть сущность в объекте.

3. Замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она была им понятна.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников
Опубликовано: 29 сентября 2023 в 20:05
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД