Лучший педагог года

Конспект занятия «Блокадная парикмахерская»

Лидия Васильева
Конспект занятия «Блокадная парикмахерская»

Ход занятия

Вводная часть

(дети в группе сидят на стульях)

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами опять вспомним историю нашей страны и поговорим о самой страшной ее странице – о ВОВ, а точнее о людях одной профессии, которые помогали ковать Победу. Годы войны были тяжелым временем и для тех, кто был на передовой, сражаясь на смерть за каждый клочок родной земли, и для тех, кто неустанно ковал победу в тылу. Люди этой профессии не копали окопы и не рвались в бой, вооружившись винтовкой. Их боевым оружием были острые бритвы, ножницы и машинка для стрижки. Этими инструментами они проводила тогда, так называемую, гигиену.

Публикация «Конспект занятия „Блокадная парикмахерская“» размещена в разделах

Как вы думаете, как называется эта профессия? (варианты ответов детей)

Воспитатель: Ребята, может кто-нибудь знает, когда появилась профессия парикмахер? (варианты ответов)

Воспитатель:

С давних времен люди стремятся быть красивыми. Раньше по прическе можно было сказать о происхождении человека, о роде его деятельности. Каждая эпоха привносила в парикмахерское искусство что-то свое: вельможи древнего Египта носили несколько париков сразу, в Средневековье мужчины стриглись «под горшок», а женщины прятали волосы под накидкой, в XVII веке прически представляли собой «башни» высотой более полуметра.

История профессии насчитывает тысячелетия.

А что означает слово «Парикмахер»? (варианты ответов)

Воспитатель:Слово «парикмахер» - немецкого происхождения и обозначает мастера, изготавливающего парики.

В России интерес к парикмахерскому искусству проснулся с приходом Петра I. До этого о красоте волос не слишком задумывались, в своем большинстве славянские народы издревле носили длинные волосы и бороды, женщины — косы, для расчесывания которых использовали гребни. Но после реформ царя стали делать изысканные прически. Люди начали интересоваться тенденциями европейской моды. Состоятельные жители привозили западных мастеров, чтобы щеголять с красивой стрижкой перед знакомыми.

Вот мы и познакомились с историей парикмахерского искусства.

А зачем нужны были люди данной профессии на войне, что они делали? (варианты ответов)

Воспитатель: Они стригли и брили бойцов между наступлениями, уставших рабочих, которые, выпуская военную продукцию, не отходили от своих рабочих мест, ночевали у станков, а потому постригать порой приходилось спящих людей.

Ребята, а работали ли парикмахерские в блокадном Ленинграде? (варианты ответов)

Основная часть

Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с одной удивительной парикмахерской, которая работала в нашем городе всю блокаду, являясь одним из символов неугасимой жизни в осаждённом городе. Это парикмахерская на Невском проспекте, 54/3.

Но прежде чем мы посмотрим презентацию, давайте немного отдохнем:

Физминутка:

Мастер делает прическу (Руки вверх)

Феном, щеткой и расческой. (Вращательные движения руками)

Пышно локоны взобьет, (Вращательные движения кистями рук)

Челку щеткою завьет. (Движение «моталочка»)

Все в руках его «горит» (Наклоны в стороны, руки на поясе)

Он изменит внешний вид. (Ходьба на месте)

Просмотр презентации

Воспитатель:

Слайд 2: Захватчики окружили город – она продолжала работать. С неба обрушивались снаряды – она не закрывала своих дверей. Она дарила людям радость, служила опорой и давала надежду в мирное будущее. Парикмахерская №9 или «Блокадная парикмахерская», как ее стали называть позже - одна из старейших парикмахерских Санкт-Петербурга на Невском проспекте, 54/3, стала символов неугасимой жизни в осаждённом городе.

Слайд 3: Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Звук метронома по радио, оповещающий о воздушных атаках. Продовольственные карточки. Голод и холод. Жители Ленинграда, каждый по-своему, боролись за сохранение гордости, души, жизни любимого города. Заводы продолжали выпускать орудия для фронта, театры воодушевляли зрителей новыми спектаклями, в библиотеках выдавали книги, работали музеи и кинотеатры.

Слайд 4: К первой блокадной зиме почти все ленинградские парикмахерские закрылись. Она — выстояла. Салон красоты под названием «Оливье» открылся в доме на Невском проспекте еще до революции и не прекратил свою работу все дни блокады. Но по-настоящему знаменит он стал, именно в блокаду. Писатель и журналист Ариф Сапаров, один из первых летописцев Дороги жизни, в книге «Страницы блокадного дневника» так описывал обстановку в парикмахерской в 1941–1942 годах : «Большинство клиентов — ленинградцы. На них просто страшно смотреть. До того заросли и покрылись коростой грязи. Спутанные, давно нечесаные волосы на голове. Грязные клочья вместо бороды. Черные шеи и щеки, закопченные у огня „буржуйки“. Сядет такой пещерный житель перед зеркалом и с удивлением взирает, как постепенно бритвой и ножницами приводят его умелые руки в благообразный вид. Причешут, подстригут, побреют, спрыснут хвойной водицей и, смотришь, новый человек выходит на улицу. Правда, еще он бледен и худощав. Но видно, не дойдет уже до той страшной грани запущенности, в какой он был. Великое дело парикмахерская! Это как символ возрождения, как луч надежды».

Слайд 5: Первый зал — мужской, второй — женский. Так было устроено до войны, такой парикмахерская оставалась и во время блокады. Здесь тщательно сохраняли заведённый порядок — как напоминание о мирном времени. Чтобы клиент, зайдя внутрь, мог на секунду представить, что нет никакой войны, нет блокады, нет всего ужаса, что обрушился на Ленинград.

Слайд 6: При входе гостей встречала гардеробщица, мастера носили форменные белые халаты, правда, надевать их приходилось на пальто, чтобы не замёрзнуть. И всё равно мё рзли: работать приходилось посиневшими от холода пальцами. И всё равно каждый день приходили в родную парикмахерскую, чтобы дарить клиентам красоту и веру в лучшее. В эти дни привычные процедуры – завивка, стрижка, маникюр – приобретали новый смысл: победа и возможность восстановления мирной жизни казалась ближе.

Слайд 7: Многие жители осажденного города приходили в парикмахерскую просто помыть голову. Здесь всегда была вода — ее набирали либо в проруби у знаменитого спуска на Фонтанке, 21, либо собирали то, что скапливалось в воронках от бомб на самом Невском проспекте, а потом грели на спиртовках. Мастера блокадного Ленинграда действительно приближали победу, как могли. Сами делали лак из подручных средств, резали ткань на ленты, чтобы заплетать девочкам косы и завязывать банты. Делали всё, что было в их силах.

Слайд 8: Парикмахерская никогда не пустовала. Солдаты, идущие с фронта или на фронт, рабочие, мамы с детьми, врачи — каждый получал здесь свою частичку счастья, доброты и свободы — свободы от неотступного гнёта войны. Постоянными клиентами были актёры театров, которые располагались поблизости,— Александринского и Музыкальной комедии.

Слайд 9: В парикмахерской ухитрялись делать, кажется, почти невозможные в блокадном городе процедуры — например, красить волосы. Правда, для этого требовался дефицитный в городе ресурс — керосин. В витрине даже висело объявление «Приходите с керосинками — уходите блондинками». Изготавливали тут и средства для укладки. Лак для волос делали из политуры, одеколона, мебельного лака и хвойного экстракта.

Слайд 10: Тихий подвиг мастеров Парикмахерской № 9 не остался незамеченным. Чтобы убедиться в этом, достаточно сегодня, прогуливаясь по красивому и полному жизни Невскому, зайти в парадную дома 54/3, подняться вверх по лестнице, посмотреть направо… И увидеть, что они не забыты.

5 сентября 2002 года на внутренней стене здания у входа в парикмахерскую была установлена мемориальная доска, выполненная петербургским художником Алексеем Коцюбинским. На доске выбита надпись:

«Эта парикмахерская работала всю блокаду (1941—1944). В эти годы труд парикмахеров доказал : красота спасёт мир»

Воспитатель: Ну вот и закончилось наше знакомство с «Блокадной парикмахерской».

Рефлексия

Ребята, почему эту парикмахерскую так назвали?

Зачем туда приходили люди?

Кого там стригли?

Как работники приближали Победу?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведенной акции «Блокадная ласточка»Фотоотчёт о проведенной акции «Блокадная ласточка» Цель - развитие интереса к истории Отечества, воспитания у дошкольников патриотических чувств, сохранения памяти о войне и о блокаде.

Игровой уголок «Парикмахерская» в детском садуИгровой уголок «Парикмахерская» в детском саду Ко дню сюжетно – ролевой игры на МААМ. «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».

Конспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Задачи: 1. Развивать.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в группе раннего развитияКонспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в группе раннего развития Конспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в группе раннего развития. Цель: расширять у детей представления о труде работников парикмахерской;.

Конспект сюжетно-ролевой игры в ДОУ «Парикмахерская» в старшей группеКонспект сюжетно-ролевой игры в ДОУ «Парикмахерская» в старшей группе Конспект сюжетно-ролевой игры в ДОУ «Парикмахерская» Описание: Данная сюжетно-ролевая игра будет интересна воспитателям средней и старшей.

Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства»Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства» Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства».Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать.

Мастер-класс «Изготовление куклы для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская»Мастер-класс «Изготовление куклы для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» С детства дети осваивают действия с предметами ближайшего окружения. С годами у них возникает желание поступать, как взрослый, это приводит.

Оформление игровой зоны «Парикмахерская» в средней группеОформление игровой зоны «Парикмахерская» в средней группе Здравствуйте, уважаемые коллеги! В данной публикации возвращаюсь к разговору о предметно-развивающей среде. Сегодня речь пойдет об оформлении.

Перспективный план обогащения содержания творческой игры «Парикмахерская» в младшей группеПерспективный план обогащения содержания творческой игры «Парикмахерская» в младшей группе Цель: расширение представлений детей о труде парикмахера 1. Тема: «Мама ведет дочку в парикмахерскую». Форма проведения: игра – инсценировка.

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» Приветствую всех гостей моей странички. Раннее детство - Это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Задача педагогов вести.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Блокадная парикмахерская»
Опубликовано: 12 декабря 2020 в 16:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД