МААМ-картинки

Мастер-класс «ТРИЗ технология в детском саду»

Евгения Кокчева
Мастер-класс «ТРИЗ технология в детском саду»

Мастер-класс Технология ТРИЗ

1. Способствовать практическому освоению педагогами идеи и концепции технологии ТРИЗ через активные формы работы.

2. Формировать нестандартное педагогическое мышление в решении творческих заданий. Развивать креативность педагогов.

Предварительная работа: Подготовка материала для проведения мастер-класса, мультимедийная презентация.

"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, 

но его надо научить ориентироваться в современном мире, 

чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" 

(Г. С. Альтшуллер)

Публикация «Мастер-класс „ТРИЗ технология в детском саду“» размещена в разделах

Жизнь в наши дни не стоит на месте. Наступило то время, когда важно формировать у людей умение жить в изменяющемся мире. Испокон веков общество стремилось прививать подрастающему поколению черты, необходимые для жизни в существующем обществе. Менялись лишь требования к тем самым передаваемым чертам и способам их прививания. Одна из основных задач всех педагогов согласно ФГОС– воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Детский возраст – период бурной деятельности. Поэтому НОД с использованием ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Технология ТРИЗ содержит множество разнообразных методов, которые с успехом можно использывать в работе с дошкольниками:

1.

Метод мозгового штурма. Участники обсуждения проблемы должны высказать максимальное число вариантов ее решения, вплоть до самых фантастичных и парадоксальных. Из этих вариантов затем и выбирают оптимальный. Конечно, решаемые задачи должны соответствовать возрасту дошкольников (например, как можно потушить пожар в доме, если нет воды). При мозговом штурме развиваются способности слышать друг друга в конструктивном споре, не бояться критики, отстаивать свою точку зрения, лояльно относиться к другим мнениям, анализировать, понимать, что не бывает безвыходных ситуаций.  

2.

Метод каталога. Хорош для развития речи ребенка, учит его основам творческого рассказывания. Суть метода в том, что дошкольники ищут ответ на вопрос педагога, произвольно указывая на любое место книжной страницы. Полученные слова, не связанные между собой, нужно соединить в последовательную историю. Главное здесь для педагога – грамотно подобрать вопросы и задавать их в правильной последовательности.  

3. Метод фокальных объектов. Развивает фантазию, речь, воображение ребенка, умение управлять мышлением. Суть метода в том, чтобы «примерять» свойства одних объектов на другие (внешне они должны быть не связаны между собой). Дети учатся устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи между случайными объектами. Дошкольникам предлагают несколько разнородных объектов, они должны назвать их основные свойства, а затем нужно придумать, как перенести их на задуманный объект.  

4. Кроме того, существуют методы системного и морфологического анализа, типового фантазирования, мышления по аналогии, метод Робинзона и множество других. Каждый из них решает свои задачи. Но общий девиз методов работы в ТРИЗ – любознательность и творчество во всех проявлениях.  

Моя работа с детьми включает использование методов и приёмов ТРИЗ для развития творческого потенциала. Здесь я могу выделить следующие этапы:

Выявление противоречий в предмете или явлении (в нем всегда что-то хорошо, а что-то плохо)

Изобретательство. Дети учатся искать и находить собственный вариант решения проблемы. Они фантазируют, соображают, придумывают новые объекты.

Решение сказочных задач, сочинение новых сказок. Здесь возможны самые разные виды творческой деятельности: игры, рисование, конструирование, лепка.

Поиск выхода. С помощью полученных знаний, интуиции, применяя оригинальные способы решения, дошкольник учится искать и находить выход из сложной ситуации, он старается рассчитывать свои силы и способности для решения поставленной задачи

Прежде чем перейти к ТРИЗовским играм, мне хотелось бы настроить Вас на творческое нешаблонное мышление. Послушайте задачу и помогите мне её решить. У вас есть кошка, которую необходимо ежедневно кормить. Вам нужно уехать на несколько дней и решить проблему с кормлением. Попросить помочь вы никого не можете. Оставить много еды за один раз нельзя – кошка ее съест, и всё равно будет голодать. Как поступить в этом случае?

Каждый из вас высказал свое предположение, но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что и представляет собой творческое мышление.

А сейчас попробуем немного окунуться в технологию творчества – ТРИЗ. Проиграем и разберем основные этапы моей работы с детьми по данной технологии, о которых я говорила ранее.

Игра «Превращения» учить детей фантазировать, изобретать

Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан, кепка без козырька (в шапку, кувшин без горлышка и ручки (в вазу, диван без спинки (в кровать, стул без спинки (в табурет, кресло без подлокотников (стул).

Игра «Аукцион» (качественные ресурсы некачественных объектов)

На «аукцион» выставляется пустая баночка из-под йогурта, бумажная салфетка. Педагоги по очереди называют все ресурсы использования этих предметов. Побеждает тот, кто последним назовет возможный способ применения данных объектов.

Игра «Кто-кто в теремочке живет?"

Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.

Понадобятся: красочные изображения разных предметов, например: груша, 

ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее.

Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.

Ход игры: каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка ­ короля 

Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди 

подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос:

Тук, тук, кто в теремочке живет?

Я ­. (называет себя, например, цветок). А ты кто?

А я ­. (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок?

Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож.

Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты.

Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого 

первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость.  

И в конце своего мастер-класса предлагаю вам подвести итог и выбрать для себя подходящую шляпу (прием «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно)

Белая — вы готовы перечислить с какими методами работы вы познакомились для использования технологии ТРИЗ.

Желтая- готовы поделиться тем, что интересного и полезного узнали на сегодняшнем мастер-классе.

Черная- готовы высказать что вызывает трудности и что было не понятно.

Красная- поделиться эмоциями, которые вызвал сегодняшний мастер-класс.

Зеленая- готовы предложить где могут пригодиться полученные знания на сегодняшнем мастер-классе.

Синяя- просто готовы внимательно выслушать ответы остальных шляп.

Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. А чтобы вы лучше освоили технологию ТРИЗ я приготовила для вас буклеты.

Я постаралась подобрать игры, в которые вы можете играть с детьми в различные режимные моменты. ТРИЗ дает вам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Публикации по теме:

Что такое ТРИЗ в детском саду ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Как и любая другая теория, она имеет свою.

Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника в детском саду»Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника в детском саду» Мнемотехника и эйдетика – это работа с образами, запоминание информации через образы. Сегодня мы просто поиграем, так как мы это делаем.

Мастер-класс «Технология развития словотворчества в детском саду» Уважаемые коллеги! Самым интересным завораживающим фактором в общении с ребенком является речь. Все мы знаем, что речь принимает участие.

Мастер-класс «Технология «сторисек» в детском саду» Комарова Лидия Антоновна, воспитатель, высшая квалификационная категория Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования города.

ТРИЗ-технология в детском саду (из опыта работы с детьми младшего возраста) Младший дошкольный возраст знаменуется наступлением нового этапа в жизни малыша. Ребенок постепенно становится самостоятельным, и прежняя.

Технология организации труда в детском садуТехнология организации труда в детском саду Технология организации труда в природе чаще всего включает пять этапов: 1. Теоретическое осмысление работы. Воспитатель разъ­ясняет содержание.

Технология подготовки и реализации проекта в детском саду Организация проектов сегодня – очень интересное и актуальное направление. Об этом говорит довольно большой интерес педагогов-практиков к.

Опыт работы «Технология ТРИЗ в детском саду» На протяжении длительного периода воспитание в дошкольном учреждении ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков,.

Презентация «ТРИЗ — технология в детском саду» ТРИЗ-технология в детском садуТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий,.

ТРИЗ в детском саду. Играем с «Волшебным пояском»ТРИЗ в детском саду. Играем с «Волшебным пояском» Он взрослых изводил вопросом «почему»? Его прозвали «Маленький философ». Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «ТРИЗ технология в детском саду»
Опубликовано: 21 октября 2019 в 20:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД