Лучший педагог года

Конспект мастер-класса по экспериментированию для воспитателей «Почему? Зачем? Как?» (1 фото)

Елена Мареева
Конспект мастер-класса по экспериментированию для воспитателей «Почему? Зачем? Как?»

Конспект мастер-класса по экспериментированию для воспитателей «Почему? Зачем? Как?»

Цель мастер-класса : Продемонстрировать воспитателям некоторые виды экспериментирования с бумагой, молоком, апельсином, водой.

Задачи: 1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной

деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение

делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Публикация «Конспект мастер-класса по экспериментированию для воспитателей „Почему? Зачем? Как?“» размещена в разделах

Ход мастер класса

Слайд 2. - Здравствуйте, уважаемые педагоги! Работая над проблемой «Развитие познавательного материала у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности» предлагаю Вам свой мастер – класс по теме : «Почему? Зачем? Как?».

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремится познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность со взрослым. Именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития познавательного интереса. В государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из принципов построения дошкольного образования является формирование познавательных интересов различных видах деятельности.

Дети — прирождённые исследователи и поэтому исследовательская деятельность вызывает у них огромный интерес. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Природа сделала инстинкт познания в детском возрасте очень мощным, практически непреодолимым. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.

Дети любят всё таинственное, загадочное и необычное. Поэтому экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Слово "эксперимент" происходит от греческого и переводится как "проба, опыт".

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выгодский.

В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты буду показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки. Сказка называется «Золушка».

Слайд 3

Воспитатель : Жила была девочка, Золушка. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Золушка услышала разговор мачехи и падчерицы о том, что они видели в других краях, замках. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И Золушка отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений.

Слайд4

Выйдя на полянку, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Золушка увидела, как распускаются эти прекрасные цветы. И я предлагаю посмотреть, как они распустятся. А для этого предлагаю перейти к опыту.

Опыт № 1 «Кувшинки».

Перед вами на столах лежат кувшинки. Лепестки согнуть в середину, но сгибы не сильно проглаживать. Опустите свои заготовки на воду, и сейчас мы увидим, что с ними происходит? Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Слайд 5

Воспитатель : Потом она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 2 «Виноградинки – рыбки».

Возьмите стакан с газированной водой и бросьте в нее виноградинку, можете еще одну. Посмотрите, что с ними происходит? Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Слайд 6

Золушка от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Золушка решила идти дальше. Тут она увидела радугу. Переходим к следующему опыту.

Опыт № 3 «Радуга в стакане». Для этого опыта необходимо взять 5 стаканов. 1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.

Воспитатель : В чем же секрет этого опыта? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

Слайд 7

Золушка путешествовала дальше, на ее пути оказалась тучка - под которой ей надо было пройти. Нужно устранить препятствие. Переходим к следующему опыту.

Опыт № 4 «Шарик и апельсин»

А тучкой у нас будет воздушный шар. Перед Вами шар – тучка. А устранить это препятствие можем с помощью с апельсиновой кожуры (цедру) и выжать из кожуры несколько капель сока прямо на шарик. Это может оказаться не так просто, так как сок из цедры выжимать довольно сложно, придется хорошенько помять ее в руке. Чтобы одна или несколько капель из цедры попали на шарик! Вот и устранили препятствие. Поэтому золушка может путешествовать дальше.

Воспитатель : Как вы думаете почему тучка – шарик лопнул? В апельсиновой кожуре содержится эфирное масло, которое называется лимонен. Лимонен растворяет резину! Именно поэтому, когда он попал на шарик, он растворил резиновую оболочку шарика, и шарик лопнул.

Слайд 8

Воспитатель : Шла, шла девочка и увидела перед собой огромную каплю, которая была на цветочке и не падала. И в ходе опыта мы увидим почему капля у Золушке с цветка не падала.

Опыт № 5

Для этого возьмем цветы, вырезанные из картона. Накройте стакан с водой цветком из картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.

Лист бумаги удерживает атмосферное давление, которое с наружи действует с большой силой, чем вес воды в стакане.

Золушке так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.

Но у неё осталось много вопросов:

1. Почему же распускаются цветы?

2. Почему виноградинки - рыбки всплывают?

3. Почему лопнул шар?

5. Почему вода не выливается.

Обсуждение экспериментов с воспитателями.

Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Уважаемые, педагоги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе с детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами. Спасибо за внимание.

Автор публикации:
Конспект мастер-класса по экспериментированию для воспитателей «Почему? Зачем? Как?»
Опубликовано: 7 декабря 2023 в 20:45
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД