альфия юничева
Мастер-класс по проведению дидактической игры
▼ Скачать +Заказ
1. Что такое дидактическая игра
Дидактические игры занимают промежуточное место между сюжетно-ролевыми играми и учебной деятельностью. Их отличительная черта определяется специфическими по сравнению с сюжетно-ролевой игрой учебно-познавательными мотивами и задачами. Они обеспечивают адекватную дошкольному возрасту постановку учебных задач, в ходе реализации которых происходит усвоение способов действий, умений, навыков, знаний при сохранении игрового контекста и смысла деятельности. Помимо общеразвивающего значения, дидактические игры с успехом могут быть использованы для решения задач умственного и речевого развития дошкольников.
Публикация «Мастер-класс по проведению дидактической игры» размещена в разделах
2. Из опыта работы использования дидактических игр в речевом развитии дошкольников.
Я провела обследование речевого развития детей старшей группы на начало учебного года и выявила следующие результаты:
20% - НИЗКИЙ УРОВЕНЬ
10% - ВЫСОКИЙ
60% - СРЕДНИЙ
(ЦИФРЫ НАЗЫВАТЬ НЕ НУЖНО – ОНИ БУДУТ НА СЛАЙДЕ)
Таким образом, выявилась проблема недостаточного уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста, что проявляется в несформированности грамматического строя речи, затруднении в лексике, слабости связной речи.
Для решения проблемы я поставила для себя цель:
средствами дидактической игры повысить уровень речевого развития и подготовить к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Создала в группе центр дидактической игры.
Собрала картотеку игр для детей старшего дошкольного возраста.
Подобрала дидактические игры : математические, речевые, познавательные, как фабричные, так и изготовленные своими руками.
Разработала ряд авторских игр: «Конфетное дерево», «Идём за грибами» и др.
Дидактические игры предлагаю детям для совместной и самостоятельной деятельности, в различных формах, например, в соответствии с календарно – тематическим планированием. Тема дня - лес. Утром индивидуальная игра «С какого дерева лист». Для свободной деятельности в центр игры вношу игры «Найди и обведи», «Соедини деревья и плоды», вечером подгрупповая работа: дидактическая игра «Отгадай загадки».
Веду работу с родителями в данном направлении: провожу индивидуальные беседы, даю рекомендации по темам, предлагаю папки - передвижки, мастер – классы по изготовлению дидактических игр.
На конец учебного года я провела диагностический срез и получила положительные результаты:
В речевом развитии:
10% - низкий уровень
40%-высокий уровень
50%-средний уровень
3. Методика проведения дидактической игры по программе Десвтво
Работа с детьми по программе «Детство» предполагает широкое использование игровых методов и приемов обучения.
Решающую роль в принятии или неприятии ребенком учебной задачи имеют игровые мотивы- то, ради чего осуществляется деятельность, в частности, это относится к решению учебной задачи.
При различной мотивации одна и та же задача может либо выполняться с различной степенью активности и настойчивости, вследствие чего и осуществляемые действия изменяют свой характер и свою эффективность, либо не выполняться.
Обучая детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игры перешла в радость познания.
Дидактическая задача должна быть скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно что - либо познают, или усваивают какие - либо навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом должны определяться не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог - участники одной игры. Нарушается это условие - и педагог становится на путь прямого обучения.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, игровую задачу, правила игры, игровые действия, результат (подведение итогов).
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Все эти моменты мы можем отследить в ходе одной из дидактических игр.
Я предлагаю вам дидактическую игру «Конфетное дерево».
Дидактические задачи данной игры таковы :
Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивать связную и диалогическую форму речи.
Расширить и активизировать словарь по лексической теме «Деревья»
Учить определять количество звуков и слогов в словах
Совершенствовать навыки порядкового и количественного счета
Расширить кругозор детей
Активизировать мыслительные процессы
Развивать логическое мышление и сообразительность
Развивать зрительное восприятие и внимание
Развивать общую и мелкую моторику
Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости
Теперь начнём игру.
Проведение игры.
Дети, давайте поиграем. Мне очень хочется погулять по лесу. Кто пойдёт со мной? Идём. Перешагиваем через коряги (поднимаем высоко ноги). Осторожно! Низко ветки (идём нагибаясь). Вот ручеёк, не замочить бы ноги! (Перепрыгиваем через воображаемый ручеёк).
Посмотрите, какой красивый лес, какие высокие деревья и низкие кустарники.
Давайте присядем на полянке. Дети садятся на стулья. Воспитатель показывает дерево. Какое интересное дерево выросло на поляне:
«Есть у дерева и ствол,
Ветки, листья, крона.
(УДИВЛЁННО) В кроне спрятано гнездо!
Там сидит Сова (гнездо и сову показываю).
Хотите поиграть с Совой в весёлую игру?
Тогда я буду спрашивать, а вы постарайтесь правильно ответить. Если ответите правильно, у Совы в гнезде будет появляться звёздочка (ПОЛОЖИТЬ ЗАРАНЕЕ ЗВЁЗДОЧКИ).
Внимание вопрос! :
Где сидит Сова? (в гнезде)
Из чего вылетела Сова? (из гнезда)
Где сейчас сидит Сова? (Над гнездом)
Куда села Сова (под гнездо)
…. МОЖНОТ ЕЩЁ ВОПРОС – ДВА.
Молодцы. Посчитаем, сколько блестящих звёздочек нам досталось? Считают хором (4-6)
Сове нравится с вами играть. Теперь она будет прятаться, а вы будите искать, куда спряталась сова. Отворачиваемся и говорим считалку. Повторяйте за мной: я считаю до пяти, не могу до десяти, один, два, три, четыре, пять, я иду искать! поворачивайтесь! Где сова? (ЗА ДЕРЕВОМ).
Молодцы. Давайте ещё раз. Считаем. Поворачиваемся. Где Сова? (Справа от дерева) (ТАКЖЕ СЛЕВА) (ЕСЛИ БУДУТ ГОВОРИТЬ ПОД ДЕРЕВОМ – ЗАДАТЬ НАВОДЯЩИЙ ВОПРОС: а с какой стороны от дерева)
(ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ ИЗ ГНЕЗДА ДОСТАЁМ ЗВЁЗДОЧКУ).
Сколько блестящих звёздочек у нас? Пересчитаем! (8-10) Молодцы, а сколько было? Вспомнили, молодцы. А сейчас у нас звёздочек больше или меньше? Правильно 8 больше чем 6!
Что такое! Кажется ветер поднимается! Как сильно дует! Подойдите ко мне, поиграем с ветром.
(ВСТАЛИ, ПОИГРАЛИ ветер дует нам в лицо….)
Пойдёмте, посмотрим как там на нашей полянке. Садитесь на пеньки. Ух ты! Что то здесь ветром принесло! Конверт. А что в конверте? Листочки. И все разные такие. Давайте играть в интересную игру - кому я дам листочек, тот получит задание, если правильно выполнит, то опять у Совы в гнезде будет какой - нибудь сюрприз! Закрывайте глаза. (КЛАДЁТ НА КОЛЕНИ КОМУ _ НИБУДЬ ЛИСТОЧЕК). Открывайте глаза. У кого листочек? Тебе задание. Скажи от какого дерева этот листок (дуб) сколько звуков в слове дуб? (3) Найди на дубе такую цифру и прикрепи туда листочек. Молодец, всё правильно (ДОСТАЁТ ИЗ ГНЕЗДА МАЛЕНЬКИЙ БЛЕСТЯЩИЙ ЛИСТОК). Ты выиграл приз! Положим его пока вместе со звёздочками. Сейчас посмотрим, кто следующий будет играть. Закрывайте глаза (ДАЛЕЕ ТОЖЕ САМОЕ, 3 – 4 РАЗА. (СМОТРЕТЬ ПО ВРЕМЕНИ И ЖЕЛАНИЮ ПРОДОЛЖАТЬ ИГРУ).
Как хорошо поиграли! Спасибо нашей новой знакомой Сове. Она хочет вам подарить все звёздочки и листочки, которые вы выиграли! Забирайте их себе на память. Можете поиграть с подарками, а я пойду Сову провожу и вернусь.
Воспитатель уносит игру и переключает внимание детей на другую запланированную деятельность.
Таким образом, задачи речевого развития решаются в игровой деятельности, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Спасибо за внимание и участие.