МААМ-картинки

Мастер-класс для воспитателей «Утренний сбор — новый подход к организации совместной деятельности детей и педагога»

Саида Сулейманова
Мастер-класс для воспитателей «Утренний сбор — новый подход к организации совместной деятельности детей и педагога»

Введение федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования направляет педагогов на индивидуализацию

образования, а значит на поиск новых, наиболее эффективных, инновационных форм,

методов, приёмов работы с детьми. Одной из таких интересных форм работы

является утренний сбор.

- Проведение утреннего сбора требует от педагога проявления творчества и

креативности. Такая форма работы будет интересна как для воспитателя, так и для

каждого ребенка группы. Ведь утренний сбор для дошкольников - это, прежде всего

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Утренний сбор — новый подход к организации совместной деятельности детей и педагога“» размещена в разделах

возможность несколько минут побыть вместе, рассказать, о чем думаешь, что

чувствуешь. А педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу

коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного

уважения и доброты.

Утренний сбор начинают проводить со среднего дошкольного возраста, элементы

можно использовать и со второй младшей группы, но более полная его форма

возможна лишь в старшем дошкольном возрасте.

Проводится в утренние часы перед занятием. Длительность 15 – 20 минут.

Но чтобы подобрать действенные методические приёмы проведения утреннего сбора,

нужно представлять, из каких этапов он состоит.

Приветствие (1–3 минуты).

Игра (2–5 минут).

Обмен новостями (2–10 минут).

Составление плана дня (5–12 минут).

Рассмотрим цель и задачи утреннего сбора :

Цели:

• Создание эмоционального настроя на весь день - “задать тон”.

• Создание условий для межличностного и познавательно-делового общения детей и

взрослых.

• Развитие навыков (общение, планирование собственной деятельности и т. п.).

• Развитие навыков культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.).

Задачи:

• Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою

точку зрения.

• Выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о

них кратко, но последовательно и логично.

• Учить делать выбор, а также планировать собственную деятельность.

Основные этапы утреннего сбора :

• приветствие;

• обмен информацией;

• групповая деятельность;

• ежедневные новости.

Утренний сбор включает в себя несколько структурных элементов.

• Позывные для утреннего сбора.

Для начала группа выбирает для себя – собственную традицию для оповещения детей

о начале утреннего сбора : весёлая музыка, звон колокольчика, речёвка.

Организация круга.

Сбор проходит в виде круга, где дети вместе с взрослыми сидят на стульчиках, на

подушках и так далее. Каждая группа сама вправе определить

традицию организации круга и порядок расположения детей в кругу может меняться.

Круг – это открытость, внимание детей друг к другу и чувство единства в коллективе.

• Приветствие.

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников и хотят чувствовать себя

частью группы, поэтому приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится

в круге. Начиная приветствие, покажите, как это делается.

Существует много способов приветствия, которое может быть вербальным и

невербальным. Дружеская атмосфера устанавливается тогда, когда спокойный и

искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Есть много

весёлых, занимательных, уважительных приветствий, которые могут звучать на

разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки,

речёвки. Одной из традиций является начало утреннего сбора в форме позывных.

Для оповещения можно выбрать:

- музыку ;

- звуки колокольчика (этот позывной хорошо подходит для детей старшего возраста,

так как приучает их воспринимать школьный звонок как сигнал концентрации

внимания на работе);

-речёвку (может сочетаться с движениями; периодически рифмовки нужно обновлять).

• (Примерные тексты речё вок:

• Давай с тобой обнимемся,

И над землёй поднимемся,

Тепло сердец соединим

И станем солнышком одним!

• С добрым утром! С новым днём!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

• Дружба крепкая у нас, ею мы гордимся!

Вместе учимся, играем, вместе отдыхаем!

Ну, а если у кого-то приключится вдруг беда,

Огорчаться нет причины, мы поможем всем всегда!

Если радость у кого-то, вместе радуемся мы!

Потому что в нашей группе все заботливы, дружны!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано

И приветствуем тебя!

Приветствия также могут содержать эпитеты, комплименты. Дети, усвоив

процедуру, могут выбирать или предлагать новые способы приветствия.

Используются различные предметы (любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная

палочка, микрофон, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.

• Новости.

Один из любимых частей утреннего сбора – обмен новостями, так как предоставляет

возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает»,

поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы

новостей могут носить различный характер. Чтобы избежать проблем по поводу, как в

течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей, предлагается

коллегиально решить, какое количество и кого сегодня выслушать. Важно, что дети

учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства;

обогащается и активизируется словарный запас, развивается эмоциональная

отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают

таким, какой он есть.

Новости принимаются как факт, поэтому не регламентируются (только по одной

короткой новости, не селекционируются (только хорошие новости, не вытягиваются

(мы еще не слышали твоих новостей, не запрещаются (об этом мы не говорим).

Для детей младшей группы уместно проводить обмен новостями в вопросноответной форме, то есть в виде интервью, где ответные реплики малышей, которые

только учатся говорить, будут короткими.

Примеры вопросов:

- Что за погода на улице?

- Какое сейчас время года?

- Какой месяц, день недели, число?

- Сколько дней осталось до ближайшего праздника? Что это будет за мероприятие?

- Кого вы встретили, подходя к садику? Предполагается, что ответом на вопрос будет:

«Дворника».

- Кто сегодня из ребят нашей группы не пришёл в садик?

- Сколько сегодня девочек/мальчиков в группе?

На этом этапе в средней и старших группах от педагога требуется особое

внимание к организации обмена новостями, так как поделиться «тем, что ещё никто,

кроме меня, не знает» захотят все малыши. Для решения этой непростой задачи

воспитатель может предложить ребятам самим решить, сколько человек и кого

именно сегодня они будут слушать, или оговорить, что свои новости

рассказывают в этот день только девочки/мальчики и т. д. В целом этот этап

позволяет:

отрабатывать умение вести диалог, обсуждение;

обогатить и активизировать свой словарь;

формировать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Это интересно. Педагог должен следить за тем, чтобы раз в неделю каждый из

ребят смог рассказать свои новости.

Подача новостей происходит в соответствии с правилами четырёх «не» :

не регламентируем (нельзя требовать от малышей только по одному длинному

или по два коротких сообщения);

не отбираем (принцип «только хорошая информация» не подходит);

не вытягиваем (фразы «а почему ты молчишь?» или «мы ещё не слышали

новости Пети, Димы» недопустимы);

не запрещаем (запретных тем нет).

• Групповая деятельность

На этом этапе проводятся игры:

хороводные игры («Колпачок», «Карусель»,«Пузырь» и т. п.)

пальчиковые игры («Дружат в нашей группе», «Пальчик – непоседа», и т. п.)

словесные игры («Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»,«Найди

рифму», «Закончи предложение») ;

игры-фантазии («Оживление предметов»);

игры-цепочки и т. д. При этом из рук в руки передается мягкая игрушка или мяч, и

каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре. Всё то, что помогает

детям почувствовать себя комфортно, легко и весело.

• Ежедневные новости

Четвёртый этап утреннего сбора – настраивает детей на активное общение между

собой, как вербальное, так и невербальное. В ходе этого этапа педагог сообщает

воспитанникам информацию :

• о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды;

• особом событии – дне рождения одного (или нескольких) из воспитанников.

• о плане деятельности на текущий день. Сообщается детям, что интересного их

ожидает, и чем будут заниматься сегодня.

Таким образом, утренний сбор – один из способов организации свободного общения и

развития речи воспитанников.

В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению

выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас.

У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность,

толерантность, формируется, нравственные представления и понятия для анализа

норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что его любят и принимают

таким, какой он есть.

Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима

пребывания в ДОУ у детей, формируется положительный настрой на весь день, что

благоприятно сказывается на воспитательно–образовательном процессе в целом.

Публикации по теме:

История о необычной дружбе или как воспитать трудолюбивых детей в процессе организации совместной деятельности в огородеИстория о необычной дружбе или как воспитать трудолюбивых детей в процессе организации совместной деятельности в огороде В нашем детском саду есть огород. Его делали всем миром для каждой группы. Охраняет этот огород, как полагается, чучело, непременный атрибут.

Конспект организации совместной трудовой деятельности педагога и детей «Уборка участка детского сада»Конспект организации совместной трудовой деятельности педагога и детей «Уборка участка детского сада» Тема: «Уборка участка детского сада» [/b] Программное содержание. Формировать умение трудиться сообща со взрослыми, осознавать значимость.

Конспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный уголок — знакомство с конской упряжью» в под грКонспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный уголок — знакомство с конской упряжью» в под гр Образовательная область «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: "Речевое", "Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный уголок — знакомство с прялкой»Конспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный уголок — знакомство с прялкой» Образовательная область «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект совместной деятельности педагога и детей с ОВЗ «Тележка» в подготовительной группеКонспект совместной деятельности педагога и детей с ОВЗ «Тележка» в подготовительной группе Образовательная область "Художественно- эстетическое" Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие "Познавательное развитие",.

Консультация для воспитателей «Использование подвижных игр на прогулке в совместной и самостоятельной деятельности детей» Консультация для воспитателей:"Использование подвижных игр на прогулке в совместной и самостоятельной деятельности детей. Вот и наступило.

Консультация для воспитателей «Современный подход к организации работы с родителями в ДОУ» «Современный подход к организации работы с родителями в ДОУ» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло.

Мастер-класс «Комплексный подход в организации и проведении «оздоровительно-игрового часа» с дошкольниками»Мастер-класс «Комплексный подход в организации и проведении «оздоровительно-игрового часа» с дошкольниками» 30 января 2018 года на базе МБДОУ № 120 состоялась первая в этом учебном году Методическая мастерская по направлению «Физическое развитие.

Обучение детей хакасскому языку в совместной деятельности педагога с детьми Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Рабочая программа по обучению детей хакасскому языку в совместной деятельности.

Портфолио дошкольника как результат совместной деятельности родителей, воспитателей, детейПортфолио дошкольника как результат совместной деятельности родителей, воспитателей, детей Мир, в котором развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли воспитатели и родители. Это заставляет дошкольные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Утренний сбор — новый подход к организации совместной деятельности детей и педагога»
Опубликовано: 22 ноября 2020 в 19:53
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД