Папки-передвижки

Мастер-класс для детей и родителей средней группы по изготовлению самодельной куклы «С любовью от бабушки и мамы»

Лариса Филиппова
Мастер-класс для детей и родителей средней группы по изготовлению самодельной куклы «С любовью от бабушки и мамы»

Программные задачи:

Воспитательная: пробудить интерес родителей и детей к русской культуре через ознакомление с русской народной куклой, их видами.

Обучающая: изучить народные традиции, связанные с русской обрядовой куклой; учить создавать народные куклы из различного материала.

Публикация «Мастер-класс для детей и родителей средней группы по изготовлению самодельной куклы „С любовью от бабушки и мамы“» размещена в разделах

Развивающая: способствовать развитию ручной умелости и мелкой моторики рук, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов. Учить изготавливать куклу - мартиничку из ниток совместно с родителями.

Интеграция образовательных областей: художественное творчество, труд, познание, социализация, безопасность, музыка

Оборудование:

- Выставка «Куклы прабабушкиного сундучка», МРЗ диск с русскими народными песнями для музыкального сопровождения.

- Атрибуты для оформления зала (ширма в виде русского народного домика, макет русской печи, прялка, деревянный сундук, самовар, чугунок, кувшин, деревянная посуда, каравай, самотканые коврики, лапти и т. д.)

- берестяной кузовок с куклами (Матрешка, перчаточная кукла Петрушка, тряпичные куклы: Берегиня дома, Масленица, Мартинички)

- Материал для изготовления обрядовой куклы Мартинички по количеству детей (толстые вязальные нитки красного цвета, картон 10 X 5 cм, ножницы).

Предварительная работа:

- Знакомство с русскими народными куклами «Столбушка», «Закрутка», «Пеленашка», «Крупеничка» и т. д.

- Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных кукол.

- Беседы:«О куклах», «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла».

- Чтение художественной литературы:

р. н. с. «Василиса Прекрасная», И. Рюмина «Куклы наших бабушек», Телешова «Крупеничка»

- Проведение сюжетно – ролевых игр:

«Дом», «Семья», «Детский сад».

Методы и приемы:

Наглядный, обследования, словесный (объяснения, указания, художественное слово, практический (самостоятельное выполнение, выбор материала, мотивационный, игровой.

Ход мастер-класса

Рукодельница (воспитатель) заходит в зал:

Ох, денёк уж больно долог,

Насчитала сорок ёлок.

Я, на лавке посидела,

Я в окошко поглядела.

Не позвать ли мне ребят,

Вдруг послушать захотят.

(обращается к детям)

Здравствуйте девчонки – веселушки,

Озорные хохотушки.

Здравствуйте ребята - молодцы.

Озорные удальцы!

Давайте знакомиться! Зовут меня Рукодельница, пришла к вам в гости. Сегодня я расскажу и покажу, как создавалась первая игрушка – кукла, о том, какие чудесные игрушки умели делать в детстве ваши бабушки и дедушки. Садитесь рядком и поговорим ладком.

Дети садятся на стульчики

Рукодельница:

За морями, за горами,

За дремучими лесами

На пригорке теремок,

На дверях висит замок.

А я ключики нашла,

В этот терем я вошла,

И кузовок волшебный в нем нашла (достает кузовок с куклами).

Рукодельница: в этом кузовочке, чего только нет (достаёт из кузовка матрешку)

Эта игрушка вам всем знакома. Это тоже кукла только деревянная.

Ребенок:

Погляди скорее-

Щёчки розовеют,

Пёстренький платочек,

Платьице в цветочек,

Пухленькие крошки –

Как зовут? (матрёшка).

Матрёшка – наш национальный сувенир, кукла с сюрпризом. Мы привыкли видеть матрешку в виде девочки в русском сарафане и переднике, а какие еще есть матрешки? (Мальчики) Оказывается, есть матрешки в образе мальчика в русской рубахе с поясом, штанах, сапогах и кепке с цветком.

- Девчонки и мальчишки, а не хотите ли вы станцевать как матрешки. (Да) Становитесь в круг скорее.

Физминутка «Веселые матрешки» (под муз. сопровождение)

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки (хлопки перед собой)

На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять ногу вперед на пятку)

Топают матрешки

Влево, вправо наклонись, (Наклоны влево - вправо)

Всем знакомым поклонись (Наклоны головы влево – вправо)

Девчонки и мальчишки озорные, (кружение вправо и влево)

Матрешки расписные.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки (хлопки перед собой)

На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку)

Топают матрешки (топают).

Влево, вправо наклонись, (Наклоны влево - вправо)

Всем знакомым поклонись (Наклоны головы влево – вправо)

Дети садятся на стульчики

Рукодельница: Сей час я вам покажу еще одну куклу (Достаёт из кузовка перчаточную куклу - Петрушку)

Петрушка:

Наряд мой пестрый.

Колпак мой острый,

Мои шутки и смех

Веселят всех.

Скажите, как меня зовут? (Петрушка)

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые! Я пришел к вам не один, привел с собой подружку, посмотрите какая красавица (кукла - оберег Берегиня, Мартинички – символ наступления весны).

Рукодельница:

- Петрушка, как хорошо, что ты привел с собой этих кукол, я про них как раз и хотела поговорить. У нас таких кукол много, целая выставка.

Петрушка:

Возьмите и мою подружку к себе, с другими куклами ей будет веселей, а я побегу по своим делам.

Рукодельница:

- Ребятки, давным-давно, когда ваши бабушки были маленькими, они играли в такие куколки. Хотите посмотреть, какими куклами играли ваши бабушки? (Да) Заодно отведем к ним Петрушкину подружку.

Выставка «Куклы прабабушкиного сундучка»

Вопросы по выставке:

-Что это? (Куклы)

- Правильно это куклы. Из чего они все сделаны? (из тряпок, соломы)

- Это современные или старинные куклы? (старинные)

- Скажите, а такие куклы можно купить в магазине?

- Как вы думаете, кто их делал? Кто в них играл?

- А вы хотели бы играть в такие куклы?

- Хотите научиться их делать?

Рукодельница:

- Во время посиделок взрослые занимались рукоделием, а дети играли, пели песни и плясали. Вот и нам пора отдохнуть. Ну-ка, маленький народ, собирайся в хоровод, будем весну закликать, зиму провожать!

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью!

С радостью, с радостью,

С великою милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким!

С хлебами обильными!

Дети садятся на стульчики

Рукодельница:

- Долгими зимними вечерами не только трудились, и пели, но и рассказывали сказки. Когда мы рассматривали кукол они мне потихоньку нашептали, что вы сочиняли с родителями сказки о куклах. Кто расскажет? (рассказывают)

-- Ребятки, мы с вами закликали весну и не зря, в моем кузовке есть еще две интересные куколки, и сейчас я вам расскажу о них сказку, слушайте (авторская сказка о куклах Мартинички).

Автор: Филиппова Лариса Викторовна

Сказка «Две неразлучные куколки»

Жили-были две куколки. Одна была белая, и звали ее Зима, а другая – красная и звали ее Весна. Друг с другом они виделись очень редко. Зима очень не любила Весну и всегда злилась на нее, так как Весна всегда ее прогоняла. Приходила Весна с красным солнышком, с теплым ветром и дождем.

И вот однажды она привела с собой озорного дождя, дождь расхулиганился и снег стал быстро таять. Появились проталины, а потом распустились подснежники. Эти цветы так были хороши и очень понравились Зиме. Стала она добрее относиться к Весне, а потом они вовсе подружились. И так их связала дружба, что не могли они друг без друга обойтись. Эти куколки связали одной ниточкой потому, что Зиме приходится уходить, а Весна теперь всегда ее встречает (достает из кузовка кукол и показывает).

- А в народе этих куколок назвали Мартинички. Эти куколки делались в марте, ими «закликали» весну. У многих народов издревле бытует добрый обычай – всенародно праздновать приход весны и дарить на счастье друг другу маленькие украшения - куколки.

Их вяжут парами: из белых ниток — символ уходящей зимы, из красных — символ весны и красного солнышка. Их прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме, во дворе и на ветвях деревьев для того чтобы задобрить ветер, чтобы он быстрее прогнал зиму и принес весну.

И говорили такие слова:

Дети хором:

Ветер-ветерок

Прилети к нам.

Принеси нам

Весну-красну,

Красное солнышко,

Тёплое летушко.

Рукодельница:

- Ребята, а вам понравились эти куколки?

-А вы хотели бы иметь таких кукол? Я думаю, что могу вам помочь. Этих куколок в магазине не купишь, а вот изготавливать их своими руками мы можем научиться. А вы хотите научиться делать такую куклу? (Ответы детей).

Только работа эта хитрая и трудная, и поэтому сегодня я пригласила к нам бабушек и мам вам на помощь. Ведь с бабушкой и мамой интереснее и веселее работать.

Дети и родители садятся за столы

Сколько ниток разноцветных:

Красных – ярких, белых - светлых…

Мы из ниток этих разных

Кукол сделаем прекрасных!

- Белую куколку – символ зимы, вы сделаете дома с родителями, а красные куколки – символ весны, мы сделаем здесь.

Итак, для изготовления весеннего талисмана понадобится всего ничего: ножницы, красная пряжа, и картон на который мы будем наматывать пряжу.

1. Наматываем два моточка: один для туловища и один для ручек. Конечно, их можно наматывать по очереди. Для туловища по длинной стороне прямоугольника, для рук – по короткой.

2. Перевязываем моточки для туловища с одной стороны, а моточки для рук — с обеих сторон, и снимаем с картонки.

3. Моточки для туловища разрезаем с одной стороны, крепко перевязываем сверху.

Чуть ниже формируем шею. Нить берем длинную, поскольку потом ею же придется перевязывать и туловище.

4. Моточек, из которого получатся ручки куколки, крепко перевязываем с обоих концов. Можно оставить ручки кулачками, а мне больше нравится ручки-кисточки, поэтому потом я кулачки разрезаю и подстригаю.

5. Пучок ниток ниже шеи делим пополам, вкладываем туда ручки, и крепко перевязываем грудь и талию куклы. На груди и спине при этом обязательно формируется обережный крест. Можно перевязывать белую куклу красной нитью, а красную — белой.

Получается такая вот кисточка с ручками:

Остается только подровнять юбочку и ручки, и девочка-мартиничка готова.

6. Можно сделать и мальчика. Пряжу ниже пояса разделяем надвое и формируем ноги. Подстригаем кисточки на ручках и ножках, чтобы все было аккуратно.

7. Далее следует скрутить в жгут белую и красную пряжу и привязать ее к макушкам мартиничек.

Рукодельница:

На прощанье в этот час

Поблагодарить хочу я вас.

Всем спасибо за терпенье,

За улыбки, за веселье.

Публикации по теме:

Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению самодельной куклы «Ангел»Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению самодельной куклы «Ангел» Конспект Мастер-класса для детей и родителей по изготовлению самодельной куклы "Ангел» Задачи: 1. Обогащать знания детей.

Мастер-класс для средней группы (объемная аппликация и пальчиковое рисование): «С большой любовью!»Мастер-класс для средней группы (объемная аппликация и пальчиковое рисование): «С большой любовью!» Мастер-класс для средней группы ко дню Всех влюбленных (объемная аппликация и пальчиковое рисование): "С большой любовью!"[/b] Цель: -Научить.

Мастер-класс по изготовлению интерьерной куклы к 8 МартаМастер-класс по изготовлению интерьерной куклы к 8 Марта Даже в наш компьютерный век самыми популярными игрушками остаются куклы. Самой дешевой и самой захватывающей игрушкой детства у многих.

Мастер-класс по изготовлению куклы-мотанкиМастер-класс по изготовлению куклы-мотанки Мастер – класс по изготовлению куклы – мотанки (Невесты). 1. Для головы куклы длинную полоску полотна скручиваем в тугой рулончик. 2. Заворачиваем.

Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега из нитокМастер-класс по изготовлению куклы-оберега из ниток Мастер-класс. Тема: «Кукла оберег». Существует множество разных оберегов, выполненных в различных техниках. Я хочу представить вашему вниманию.

Мастер-класс по изготовлению куклы-пеленашки Мастер класс по изготовлению куклы-пеленашки Цели: знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой; показ и изготовление.

Мастер класс по изготовлению куклы-топотушкиМастер класс по изготовлению куклы-топотушки Мастер класс по изготовлению куклы-топотушки. Подготовила воспитатель Абдуллина Наталья Анатольевна, МАДОУ Детский сад №7, корпус 2, п.

Мастер-класс по изготовлению макета куклы «Масленица»Мастер-класс по изготовлению макета куклы «Масленица» Вахрушева Ю. В. Цель: передача своего опыта, путем показа последовательности действий приемов и форм работы. Обеспечить атмосферу доброжелательности.

Мастер-класс по изготовлению обрядовой куклы «Масленица»Мастер-класс по изготовлению обрядовой куклы «Масленица» Приятно быть немного творцом, создавать теплое, доброе и радостное! Дарить это близким и знакомым. Весна - время невероятной радости,.

Мастер-класс по изготовлению русской традиционной куклыМастер-класс по изготовлению русской традиционной куклы Цели: 1. Расширять знания о русских народных куклах, способы изготовления куклы. 2. Познакомить с методами и приемами работы с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для детей и родителей средней группы по изготовлению самодельной куклы «С любовью от бабушки и мамы»
Опубликовано: 2 июля 2015 в 09:13
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД