Получи документы

Мастер-класс «Дары Фрёбеля» (4 фото)

Анастасия Новоселова
Мастер-класс «Дары Фрёбеля»

Мастер-класс «Дары Фребеля»

Здравствуйте, коллеги! Сегодня я вам предлагаю отправиться в удивительную игровую страну, где я вас познакомлю с игровым пособием «Дары Фрёбеля».

Фридрих Фрёбель - немецкий педагог. Известен как создатель первого детского сада. Фребель придумал поэтичное название - "детский сад". В термин «детский сад» Фребель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать. А тех, кто растит эти "цветы жизни", называли "садовницами". Фребель разработал основы методики обучения детей в детском саду.

Принципы педагогики Фребеля:

Публикация «Мастер-класс „Дары Фрёбеля“» размещена в разделах

• Признание уникальности каждого ребенка;

• Признание целостности детства в его проявлениях;

• Целостный взгляд на развитие каждого ребёнка;

• Выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка и создание условий для их проявления в окружающей среде;

• Единство воспитания и образования с социумом и природой, следование природе ребёнка, его внутренним законам;

• Создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка;

• Признание ребенка как части семьи и общества.

Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. Во всех занятиях действие соединялось со словом, и это было обязательное требование!

В детский сад он ввел разнообразные виды детской деятельности:

• подвижные игры,

• рисование,

• работа с мягкими материалами,

• плетение и вырезание из бумаги,

• вышивание,

• выкладывание фигур из металлических колец, палочек, гороха, бус,

• выпиливание,

• конструирование и др.

Ведущее место в своей системе Фребель отдал игре: специально созданной обучающей игре и игрушке. Он писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».

Фребель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фребеля».

Во времена педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовали всего шесть «даров». В настоящее время игровой набор представляет систему из 14 модулей.

Дар первый: семь разноцветных вязаных мячей на верёвочке. Почему мяч? Мяч используется как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды. Играть с ним можно с 3 месяцев. Как вы думаете, какие игры можно провести с ребенком, используя мягкий мяч?

Покатать, потрогать, покружить, поднять и опустить, бросить.

Давайте поиграем.

Мячик в руки мы возьмем

И туда-сюда качнем.

Мячик баловаться стал

И по кругу побежал.

Побежал бегом-бегом,

Все кругом-кругом-кругом.

Выше-ниже прыгать стал,

Баловаться не устал.

Спрятался в коробку мяч

И опять пустился вскачь!

Игры с мячом помогают: познакомить детей с цветами; дать первичное понимание формы; развивать пространственное мышление; развивать мелкую моторику.

Второй дар - шар, кубик и цилиндр. Шар символ движения, куб символ покоя, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. Он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен. Знакомим с этим даром примерно в 3-4 года. Цель: познакомить с геометрическими телами и различиями между ними, развивать исследовательские навыки.

В младшей группе сравниваем мячик и шар. У меня в руке мячик, он круглый. Его можно катать. Выбери фигуру, которая похожа на мячик. Это шар. Мячик тоже имеют форму шара. Все шары умеют кататься, покатаем шар и мячики. А как поведут себя они при броске? Если мячик кинуть, то он упадет тихо и бесшумно. Если уронить деревянный шар, то звук будет громкий.

В старшей группе знакомим с цилиндром и сравниваем с кубом. Покатаем цилиндр и куб. Какая из двух фигур больше похожа на шар. Шар весь гладкий и ровный, а у цилиндра есть острые края. Просим ребенка найти ребра. Затем обращаем внимание, что у цилиндра есть два основания в форме круга.

В подготовительной группе организуем наблюдение за вращающимися на шнурке фигурами и сравниваем их поведение при вращении. Выявляем факты: 1. Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличие от куба и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.

Третьий дар - кубик, разделенный на восемь одинаковых кубиков. Игры с кубиками Фрёбель вводил с 4 лет.

Фрёбель предлагает три основных типа игр:

1. Жизненные формы. Конструирование предметов из окружающей жизни.

2. Изящные формы (формы красоты). Выкладывание кубиков в виде различных симметричных абстрактных узоров.

3. Математические формы (формы познания). Использование кубиков в качестве счетного материала.

При занятиях жизненными и изящными формами следует соблюдать правила: готовые фигуры не разрушаются, новые создаются путем трансформации предыдущей фигуры.

Предлагаю вам построить по образцу стол, а теперь мы его превращаем в стул.

Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого.

Четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (бруски, мелкие кубики, призмы, полуцилиндры). Эти фигуры используются как конструктор для построек. Дети знакомятся с геометрическими формами, получают представления о целом и его частях.

Это целая фигура. Целое разделим пополам. Получаются две равные, одинаковые части. Если их соединить, то у нас опять получается целая фигура.

Что входит в дополнительные материалы Фрёбеля.

1. Попробуйте угадать, что находится в ящике?

Геометрические тела разного цвета (на стол ставятся несколько геометрических тел)

• Как называется эта фигура зелёного цвета?

• Сколько здесь всего цветов? Какие?

• Сколько здесь всего разных фигур? Какие?

• Сколько здесь одинаковых фигур одного цвета?

• Что можно сделать с этими материалами?

В шарах есть дырочки. Можно детям предложить собрать бусы по определенному цвету, форме, или заданному коду.

Попробуйте и вы собрать бусы по заданному коду.

2. Модуль с плоскостными фигурами: квадратиками, треугольниками, кругами. Требование – плоскость, на которой ребенок будет выкладывать фигуры, должна быть ограничена, для того чтобы композиция была законченной и он смог отделить свою работу от чужой. Это может быть лист бумаги, крышка от ящика.

Исследуя фигуры, ребенок понимает, что у них есть грани, углы, одни дружат-соединяются гранями, а другие нет.

Используя «Дар» можно выложить елочку, обращая внимание на форму и цвет фигур, украсить ее к Новому году шарами. Обратить внимание на то, что шар это круг.

3. Модуль с палочками разного цвета и размера.

Младшим дошкольникам предлагаем выполнить из палочек:

- дорожку;

- лесенку;

- квадрат – «Четыре палочки сложил и квадратик получил»;

- треугольник - «У треугольника три стороны, и они могут быть разной длины»;

- «Прямоугольник квадрата длиннее, фигура «попроще» рисуем смелее»;

- флажок – «В руки я флажок возьму и на праздник с ним пойду»;

- забор – «Сад забором оградили, чтоб деревья не сломили».

В старшей группе игры усложняем и определяем условие: выложи человечка с короткими руками и длинными ногами (используем несколько «даров»).

Послушайте стихотворение и изобразите его, используя палочки и фигуры на столе.

Наша елка велика, (сложить елочку из треугольников)

Наша елка высока. (продолжаем строить елочку всё выше и выше)

Выше папы (сложить человечка из наборов)

Выше мамы. (сложить второго человечка из наборов)

Достает до потолка. (выложить схематично потолок из набора)

А на ней игрушки, (выложить на елочку игрушки используя детали из набора)

Бусы да хлопушки. (выложить на елочку бусы из набора)

Стихи Е. Ильина.

4. Модуль с кольцами

Широко используется в создании «форм красоты». Для ознакомления ребенка с построением таких форм воспитатель выбирает удачный момент - случайное сочетание ребенком элементов «дара», при котором образуется сооружение, не похожее ни на «формы познания», ни на «формы жизни». Со слов воспитателя «Это красиво!» начинается знакомство детей с «формами красоты». После серии преобразований полюбоваться своим творением.

Все «формы красоты» строятся по одному принципу - расположение всех элементов «дара» вокруг воображаемого центра. Повороты и перемещения осуществляются по кругу.

Игра «Настроение». Представьте, что мы с вами живем в необыкновенном городе, где у всех жителей всегда, что бы ни случилось одно настроение

5. Фишки (со среднего возраста)

Вспоминаем сказку «Кот и петух» и приговорку лисы «Петушок, петушок, золотой гребешок, шелкова головушка, красная бородушка, выгляни в окошко. Мужик зерно вез, мешок рассыпал, куры клюют, петухам не дают» На пол рассыпается любое количество фишек и дается инструкция «Самые вкусные зернышки не красные и не желтые».

С помощью фишек можно закреплять состав числа и выкладывать задачи.

Используем как заместители, для украшения построек.

6. Мозайка

Задания: «пришить» детали, выполнить узор по образцу, составить цепочку в определенной последовательности. Можно использовать при развитии математических представлений.

Вынимая материал из ящиков необходимо учить детей убирать его обратно. Дети приучаются к организации и порядку. Поэтому и вам я предлагаю весь материал сложить на место.

«Дары Фребеля» позволяют в соответствии с ФГОС построить образовательный процесс. Разработаны игры с использованием «даров» и распределены по образовательным областям. С ними вы можете ознакомиться самостоятельно.

Наше путешествие в игровую страну «Даров Фребеля» подходит к концу. Сейчас я вам предлагаю подумать, что же дало вам это путешествие и собрать бусы. Красная бусинка будет означать, что вам было интересно, познавательно, будете использовать в своей работе. Синяя бусинка будет означать, что вам было не интересно, услышанная информация вам знакома. Желтая бусинка – информацию необходимо переработать, примите к сведению.

Благодарю за работу!

В результате поиска новых современных подходов, форм, методов работы мы обратили внимание на игровой набор «Дары Фребеля», поставили перед собой задачу - адаптировать и использовать его в своей работе. Почему именно он?

Игровой набор «Дары Фребеля» - это конструктор, состоящий из деревянных, объемных и плоскостных деталей. Использование в работе конструктора, яркого функционального развивающего средства, позволяет процесс обучения превратить в игру, сказку, и одновременно специалистам решать поставленные коррекционно-развивающие задачи.

Данный игровой набор для дефектологов и логопедов в решении как образовательных, так и коррекционных задач, стал настоящим помощником в разнообразных формах работы.

Мы широко используем данный игровой набор в ОД. Например, детали конструктора удобно применять на занятиях по формированию элементарных математических представлений: пересчитать, отсчитать, сравнить, сгруппировать по цвету, форме, величине, построить цифру, расположить на плоскости, формируя пространственные представления.

Формируя у детей понятие звук, на занятиях по подготовке обучению грамоте, используем детали – круги красного, зеленого, фиолетового цвета. Дети выкладывают из них звуковую схему слогов, слов.

В ОД по ознакомлению с окружающим миром, после знакомства с той или иной лексической темой в конце занятия предлагаем детям сконструировать объект. Создание построек животных, деревьев, транспорта и т. п., расширяют представления, формируя зрительный образ предмета, и помогает правильно видеть и воспринимать окружающий мир. Анализируя созданные постройки, устанавливая причинно-следственные связи, дети учатся отвечать на вопросы, рассуждать, делать выводы, что развивает и связную речь, и мыслительные процессы.

Мастер-класс «Дары Фрёбеля»
Фото «Дары Фрёбеля»
Мастер-класс - фото
Фото №1 Мастер класс Дары Фребеля Здравствуйте коллеги Сегодня я вам предлагаю отправиться в удивительную игровую страну где я вас познакомлю с игровым пособием Дары Фрёбеля
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игры для детей раннего возраста по технологии «Дары Фрёбеля» (первый дар)» Игровой набор для раннего развития по технологии Фридриха Фрёбеля Фридрих Фрёбель – немецкий педагог 19 века. С его именем связано возникновение.

Цветотерапия «Даров Фрёбеля». Свободная мозаикаЦветотерапия «Даров Фрёбеля». Свободная мозаика Вся наша жизнь наполнена цветом и поэтому мы постоянно занимаемся цветотерапией даже не подозревая об этом. У каждого из нас есть свои цветовые.

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми в ДОУИспользование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми в ДОУ Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием.

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с дошкольниками (фотоотчет)Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с дошкольниками (фотоотчет) Игровой набор «Дары Фрёбеля» включает в себя четырнадцать видов образовательных материалов, разработанных Фрёбелем и его последователями.

Коллективная работа «Дары лета». Мастер-классКоллективная работа «Дары лета». Мастер-класс Мастер-класс по изготовлению коллективной работы "Дары лета" в средней группе. Работа выполнена в сочетании техники традиционного рисования.

Консультация «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками» «Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как.

Мастер-класс «Дары осени» дерево из природного материалаМастер-класс «Дары осени» дерево из природного материала Киселева Мария Михайловна Мастер-класс "Дары осени" дерево из природного материала. Для того чтобы сделать картину "Дары осени", нам.

Мастер-класс корзинки «Дары осени»Мастер-класс корзинки «Дары осени» Чтобы сделать корзинку нам понадобиться: пластиковая бутылка (большая 5литров, клей два вида, ножницы, скотч, "дары осени"(.

Мастер-класс по изготовлению осеннего топиария «Дары осени»Мастер-класс по изготовлению осеннего топиария «Дары осени» Топиарий - берет свое начало еще из глубокой древности. В то время, кустарники и деревья в садах, эстетично подстриженные в форме разнообразны.

Мастер-класс по изготовлению чаши изобилия «Дары лета»Мастер-класс по изготовлению чаши изобилия «Дары лета» Чаша изобилия - символ достатка в доме. Давно хотела сделать чашу изобилия. И вот пока нахожусь в отпуске, решила смастерить её. Обычно.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс «Дары Фрёбеля»
Опубликовано: 10 декабря 2022 в 17:31
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД