Лучший педагог года

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста с использованием экологической тропы

Людмила Лоскутникова
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста с использованием экологической тропы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Детский сад п. Молодежный»

ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

НА ТЕМУ:

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЯ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТРОПУ»

Подготовила:

Публикация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста с использованием экологической тропы» размещена в разделах

Лоскутникова Л. П.

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познать её и непременно учиться любить и оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно – речевой деятельности.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний.

Во все времена года в природе есть явления, которые доступны наблюдению детей дошкольного возраста. Одна из задач воспитания состоит в том, чтобы дать детям возможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в природе.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов). Сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания, обобщение дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

Мы считаем, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.

Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания уже много лет. В основе лежит «Программа воспитания и образования в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, так же используем технологии программ С. Н. Николаевой «Юный эколог» и Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа».

За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:

• развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;

• воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;

формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

На территории и за территорией дошкольного образовательного учреждения создана учебная экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Нами детально обследована территория ДОУ и выделены наиболее интересные объекты, составлена карта – схема тропинки с нанесением всех объектов, оформлен паспорт тропы.

Главная задача тропы – пробудить у ребенка любовь к природе. На экологической тропе дети могут глубже и на наглядной основе изучать, любить и беречь природу, через тропу дети учатся оценивать воздействие человека на природу, через тропу воспитывается экологическая культура поведения детей, как часть общей культуры, взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.

Формы и методы работы на экологической тропинке :

экологические беседы;

экологические экскурсии;

• уроки доброты;

• уроки мышления;

экологические кружки;

экологические конкурсы;

• КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле чудес»;

экологические акции;

• обсуждение и проигрывание ситуаций;

• трудовой десант;

• зелёный патруль;

• клуб исследователей природы;

• лаборатория юного эколога;

• составление экологических карт;

• ведение «Панорамы добрых дел»;

• ведение фенологических календарей природы;

• коллекционирование;

экологические выставки и экспозиции;

экологические музеи;

• день (неделя) экологического творчества;

экологические праздники и фестивали;

экологические игры : (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. Д.);

экологические сказки;

экологические тренинги;

• инсценировки, театрализации и т. Д.

Результаты работы таковы:

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

сформированы начала экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• развиваются речевые навыки детей;

• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Педагоги муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Молодежный» не останавливаются на достигнутом, а ищут новые формы работы с детьми по экологическому воспитанию дошкольников.

Публикации по теме:

Моё портфолиоМоё портфолио Леонтьева Елена Владимировна. место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Лаишевский детский сад "Радуга".

Мое участие в муниципальном фестивале-конкурсе художественного творчества педагогических работников «Звездный дождь»Мое участие в муниципальном фестивале-конкурсе художественного творчества педагогических работников «Звездный дождь» 19 сентября 2014 года на базе МБОУ «СОШ №1» города Энгельса состоялся гала-концерт II муниципального фестиваля-конкурса художественного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста с использованием экологической тропы
Опубликовано: 12 декабря 2014 в 18:16
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД