Бабкина Елена Анатольевна
Литературно-художественный анализ сказки «Лисичка-сестричка и волк»
▼ Скачать + Заказать документы
Русская народная сказка о животных.
Тема. Сказка о том, как хитрая лиса крадет рыбу из саней мужика. Волку предлагает наловить рыбу, опустив хвост в прорубь. В лесу лиса прикидывается больной и глупый волк тащит ее на себе.
Идея. Осудить – хитрость, обман, глупость.
Характеристика главных героев.
Публикация «Литературно-художественный анализ сказки „Лисичка-сестричка и волк“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Литературная деятельность
- Темочки
Лиса хитрая – «Свернулась лисичка калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе, как мертвая. «- Эх, куманек, - говорит лисичка-сестричка, - у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь».
Обманщица – «- Здравствуй, кумушка! - Здравствуй, куманек - Дай мне рыбки! - Налови сам, да и ешь. - Я не умею. - Эка, ведь я же наловила; ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь».
Волк глупый – «Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было».
«Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» – думает он.
«- И то правда, - говорит волк, - где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу».
Художественные особенности сказки.
Композиция:
Присказка «Жили себе дед да баба», экспозиция «Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой». Наловил рыбы и везет домой целый воз», завязка «А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла», развитие действия в данной сказке – это соединение нескольких эпизодов, расположенных по нарастающей: В сказке три эпизода (три сюжетных мотива) – «Лиса крадет рыбу из саней», «Волк у проруби», «Битый небитого везет», кульминация «Наступило утро. Пошли бабы на прорубь за водой, увидели волка и кричат : «Волк, волк! Бейте его! Бейте его!» Прибежали и начали колотить: кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать» и развязка «…Так, сестрица, так!». Концовка – обобщающая фраза «Битый небитого везёт».
Главные герои сказки животные и действуют они по образу и подобию человека (антропоморфизм). Например: Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:
- Битый небитого везет, битый небитого везет.
- Что ты, кумушка, говоришь?
- Я, куманек, говорю: битый битого везет.
- Так, кумушка, так.
Анимизм (животное выглядит и ведёт себя как животное, но оно как бы мыслит, думает, переживает, например, «А лисичка бегает вокруг волка да приговаривает : «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»; ««Вот сколько рыбы привалило! – думает волк. – И не вытащишь!»
Сказка написана повествовательно с короткими диалогами героев.
Используются старые русские слова: полно, поживится, рогожа, эка, коромысло, кадка, куманек.
Используются приговоры: «Ловись рыбка мала и велика», «Битый небитого везёт…»
Характеристика языка. Язык сказки красочный, богатый, эмоциональный «Ух ты, сколько рыбы наловилось!», «бежать без оглядки», «погоревал он немного».
Реализация образовательной цели была осуществлена с помощью беседы, которая проводится для закрепления знаний о сказке. Во время беседы использовались вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и познавательному развитию детей. В процессе занятия вводились новые термины: смекнул, кадка, полегоньку, улучить время, причитывать.
Выделенные художественные особенности помогают детям познакомиться со структурой и особенностями содержания сказок о животных. Следует обратить внимание детей на то, что в сказках о животных говорится, о повадках и проделках зверей и птиц, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да, и характер зверей уподобляется человеческому: заяц – труслив, лиса – хитрая, волк – глупый, филин – мудрый и т. д.
Вывод.
Значение сказки. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, «не будь чрезмерно доверчив». Дает детям понять, что каждый поступок должен быть продуман.
Вызывает у детей чувство сострадания к одним героям сказки и неприятие отрицательных качеств к другим.
Сказка учит отличать добро от зла, говорит о том, что далеко не все красивые и льстивые речи стоит слушать. Сказка говорит о том, что как бы вам не хотелось без особых усилий получить желаемое, не всегда самый быстрый и легкий путь – самый правильный. Для достижения хороших результатов не стоит обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели.
Учит не слушать глупых советов, а иметь свою голову на плечах. Учит не быть слишком доверчивым.
Сказка предупреждает нас, показывая возможные последствия необдуманных поступков. Она учит не попадать в те ситуации, в которых оказываются сказочные герои, урок которых мы запоминаем на всю жизнь.