Лучший педагог года

Лексические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Назарова Татьяна Валентиновна
Лексические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Запомни и назови.

Дидактическая задача: учить определять значения слов, развивать память, фонематический слух детей.

Оборудование: стихи, небольшие рассказы.

Содержание: Педагог читает стихотворение (рассказ) – дети должны запомнить и назвать слова, обозначающие предметы, о которых говорилось в произведении (например, продукты). Кто называет больше всех слов, тот выигрывает. Игра повторяется с разными текстами, чтобы дети приучались сосредоточивать внимание.

Найди подходящее слово.

Дидактическая задача: вводить в активный словарь детей слова, относящиеся к одной части речи, воспитывать навыки взаимопомощи.

Публикация «Лексические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Оборудование: жетоны.

Содержание: Дети разбиваются на пары (группы). Педагог произносит часть предложения – дети должны закончить его, используя разные существительные (прилагательные или другие части речи). Например: Мама купила в подарок…платье, костюм, сумку, туфли и т. д. или: На клумбе растут красные…желтые, оранжевые, синие, белые цветы. Повторять слово товарища нельзя, но можно помочь подобрать слово товарищу в паре (группе). За правильный ответ – жетон. В конце игры подсчитывается общее количество жетонов детей в паре (группе).

Отвечай быстро.

Дидактическая задача: развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме, качеству материала; быстро и правильно подбирать нужное слово.

Оборудование: мяч, фанты, фишки.

Содержание: Дети становятся в круг - педагог бросает мяч и произносит слово, например: зеленый. Ребенок, поймавший мяч, должен быстро назвать предмет зеленого цвета. Например: зеленый листок. Если ребенок промедлил с ответом, он платит фант. Фанты в конце игры разыгрываются.

Вариант: педагог предлагает назвать предметы определенной формы (размера): круглые, квадратные, узкие, широкие или сделанные из определенного материала. За правильный ответ ребенок получает фишку. По такому же принципу можно провести игру, называя растения сада, огорода, поля и т. д.

Кто подберет больше слов.

Дидактическая задача: развивать умение подбирать нужные по смыслу слова, обогащать словарь детей глагольными формами.

Оборудование: приз.

Содержание: Педагог называет предмет – дети должны назвать как можно больше действий, присущих этому предмету. Используя и глаголы в переносном значении. Например: Мяч прыгает…скачет, катится и т. д. или Солнце спит…встает, улыбается, прячется. Приз вручается тому, кто назвал больше слов.

Вариант: Педагог называет глагол - дети подбирают к нему подходящие по смыслу существительные, например: шить – платье, пальто, сапоги…; завязывать – шнурки, веревку, шарф…

Кому что нужно.

Дидактическая задача: учить детей употреблять в своей речи слова, обозначающие профессии и необходимые для этой профессии предметы.

Оборудование: предметные картинки с изображением людей разных профессий (у педагога, раздаточные картинки с изображением орудий (инструментов) труда (у детей).

Содержание: Педагог показывает детям картинку, на которой изображен человек определенной профессии – дети откладывают на столах картинки с изображением предметов, с которыми работает этот человек. Например: педагог показывает картинку, на которой нарисован врач, дети откладывают соответствующие картинки и называют предметы: шприц, халат, вата и т. д. Игру можно проводить и без картинок. Педагог бросает мяч ребенку и спрашивает; «Что нужно врачу?» Возвращая мяч, играющий называет нужные предметы.

Вариант: Педагог показывает одну за другой несколько картинок с изображением орудий труда и инструментов- дети должны назвать их и сказать, что ими делают, и кто их использует в работе.

Кто знает, пусть продолжает.

Дидактическая задача: обогащать лексику антонимами.

Оборудование: звездочки.

Содержание: Педагог произносит определенное слово – дети должны назвать слово с противоположным значением. Например: вперед – назад, высоко – низко, узкий – широкий. Чтобы избежать механических слов, можно давать эти слова в сочетании с существительными. Например: узкая дорога широкая дорога. За правильный ответ ребенок получает звездочку.

Материал для игры:

I. Добрый – злой, вежливый – грубый, аккуратный – неряшливый, трудолюбивый – ленивый, внимательный – рассеянный, простой – сложный и т. д.

II. Скажу я слово высоко,

А ты ответишь… (низко).

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь… (близко).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты … (храбрец).

Теперь начало я скажу,-

Ну, отвечай (конец!

Скажи по – другому. Дидактическая задача: учить подбирать синонимы к данному слову; обогащать речь словами с оттенком ласкательности, значением увеличения.

Оборудование: флажки красного, синего и зеленого цветов.

Содержание: Педагог называет слово – дети находят слова с одинаковым значением. Например: большой – крупный, огромный, громадный и т. д. победители награждаются цветными флажками. Игра проводится в быстром темпе.

Вариант: Педагог называет слово – дети образуют от него слово с оттенком ласкательности или увеличения. Например: глаза – глазки, глазоньки, глазищи.

Скажи в рифму.

Дидактическая задача: учить подбирать пары рифмующихся слов, развивать поэтический слух.

Содержание: Педагог предлагает детям послушать небольшое стихотворение, найти в нем слова, которые звучат похоже. Далее педагог называет слова, а дети подбирают к нему рифмы. Если ребенок называет слово, которое не рифмуется, образец читается еще раз и предлагается подобрать подходящее слово. После этой игры можно попробовать сочинять простые стихи.

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Освоенные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют.

Игры и игровые упражнения с детьми старшего дошкольного возраста «Пожарный герой он с огнем вступает в бой» Игры и игровые упражнения с детьми старшего дошкольного возраста по пожарной безопасности Цель: Формирование у детей основ пожарной безопасности,.

Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста. Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики.

Игры и упражнения для координации речи с движением для детей дошкольного возраста. Методические рекомендации В помощь воспитателям Пальчиковая гимнастика «Непослушный ветерок» Слова Движения Непослушный ветерок Дети перебирают пальчиками рук. Мы.

Презентация «Игры и упражнения в формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста» Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность.

Конспект НОД по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста. Общеразвивающие и дыхательные упражнения Конспект НОД по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста. Цель: создание условий для сохранения и укрепления физического.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения» Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. Задачи: Развивать умение подбирать антонимы;Развивать.

Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Тема:«Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Цель: Показать родителям воспитанников.

Презентация «Упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» Презентация на тему: "Упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста". Основное назначение презентации.

Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста Спортивные игры в детском саду Во всестороннем развитии человека важное место занимает его физическое воспитание в детстве. С раннего детства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лексические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 февраля 2018 в 16:56
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД