Лучший педагог года

Курсовая работа по дошкольному образованию. 3 курс

Алена Даутбаева
Курсовая работа по дошкольному образованию. 3 курс

Курсовая работа по дошкольному образованию. 3 курс

СОДЕРЖАНИЕ

стр

ВВЕДЕНИЕ…. 3

§1. Сущность понятия «здоровье», «здоровый образ жизни» и «физическая куль-тура».…8

§2. Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни сред-ствами физической культуры у детей старшего дошкольного возраста. …15

§3. Способы формирования представлений о здоровом образе жизни….20

§4. Диагностика формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста…. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 22

Публикация «Курсовая работа по дошкольному образованию, 3 курс» размещена в разделах

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…. 24

ПРИЛОЖЕНИЯ…

§3. Способы формирования представлений о здоровом образе жизни

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является забота о здоровье детей. В Федеральном государственном образова-тельном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) одной из прио-ритетных задач считается охрана и усиление физического и психического здо-ровья детей, а также их эмоционального благополучия [21]. Согласно закону РФ «Об образовании в РФ» (273-ФЗ РФ, 29 декабря 2012 г., дошкольное обра-зование направлено на формирование общей культуры, 24 развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [15]. При формировании представлений об основах здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста пе-дагоги используют различные методы, формы, средства в построении образова-тельно-воспитательного процесса. Главными формами работы считаются заня-тия, досуги, режимные моменты, спортивные состязания и праздничные дни.

Для формирования основ ЗОЖ используют наглядные, словесные и прак-тические методы. Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности, выставки, плакаты. Непосредственное восприятие объектов, яв-лений во время наблюдений способствуют развитию у дошкольников восприя-тия и мыслительной деятельности. Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуациях, направленных на укрепление здоровья и формирование основ ЗОЖ.

Просмотр видеоматериалов, на которых зафиксирована деятельность де-тей в различные режимные моменты, во время закаливающих и оздоровитель-ных процедур, способствует формированию правильной самооценки дошколь-ников и закреплению правильных представлений об основах ЗОЖ [19].

Словесные методы включают в себя рассказы педагога, беседы, объясне-ния, методы проблемного обучения. Рассказы и беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений об основах ЗОЖ, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей.

При ознакомлении с художественной литературой вопросы беседы долж-ны носить не только репродуктивный характер, значительную их часть нужно направить на демонстрацию причинно-следственных связей между образом жизни и здоровьем. Объяснения проводят с целью разъяснения влияния раз-личных факторов окружающей среды на здоровье, для установления взаимо-связи между различными проявлениями ЗОЖ и здоровьем, так как дошкольни-ки часто затрудняются самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между явлениями повседневной жизни, в том числе между здоровьем и образом жизни.

Моделированию поведения детей в условиях окружающей социальной среды большого города способствуют предъявление проблемных ситуаций, по-становка ситуационных задач, проблемные вопросы, что способствует самосто-ятельному выбору дошкольниками альтернативных решений и планированию деятельности. Педагогу совместно с детьми необходимо проводить анализ предложенных ответов на проблемные вопросы и оценку предложенных реше-ний. Практические методы включают опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей. Например, опыты с водой способствуют формированию представлений о свойствах воды растворять различные вещества и поэтому не всегда быть чистой и пригодной для питья, проникать в различные материалы и изменять их теплопроводность. Опытным путем с помощью влажных ватных дисков дети легко установят, что во время игр с песком, работы на огороде руки становятся грязными [17].

Для формирования основ здорового образа жизни дошкольников необхо-димы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физиче-ского воспитания. Для этого ежедневно в детском саду проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у де-тей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гим-настика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровожда-ются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их пред-ставления о здоровом образе жизни» [17].

Кроме повседневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста ведутся особые физкультурные занятия. Физкультурные занятия – основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям в детском саду. Данная форма работы считается основной для развития пра-вильных двигательных умений и навыков, формирует подходящие условия це-лью освоения единых положений и закономерностей при исполнении физиче-ских упражнений, способствует формированию разносторонних возможностей детей. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой.

При проведении занятий со старшими дошкольниками используются и различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой педа-гогический потенциал, способствуют накоплению знаний о здоровом образе жизни. Так в рамках основной программы используются презентации на такие темы как: «Я и мой организм», «Правила безопасного поведения», «Съедобное-несъедобное», «Вредные и полезные продукты», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» и многое другое. Презентация сочетает в себе динамику, звук, кра-сочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Это некая наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на за-нятиях логично, научно, с использованием видео фрагментов, иллюстраций, аудио записей и т. д. Использование ИКТ в индивидуальной работе с детьми, позволяет развить не только интеллектуальные способности, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, усидчивость [20].

В процессе формирования основ ЗОЖ рекомендуется использовать ком-плекс как традиционных, так и специфических средств физической культуры. К их числу можно отнести игры, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности – эстафеты и специальные игровые задания [45].

Игры-путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составля-ющих такую композицию, оказывает определенное воздействие на ребенка, решает конкретные задачи программы. Например, при изучении темы «Осенние радости» дети отправляются в путешествие по осеннему лесу. «Светит солнце (обычная ходьба с закрытыми зонтами, начался дождь (бег с открытыми зонтами, перепрыгиваем лужи (прыжки с открытыми зонтами, ветер дует в лицо (ходьба спиной вперед, наклоны в сторону на каждый шаг)» [23].

Игровой самомассаж – основа закаливания и оздоровления. Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение. Такие упражнения способствуют также формированию у них сознательного стремления быть здоровыми. Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги-терапии и упражнения на растя-гивании [23].

Пальчиковая гимнастика, служащая основой для развития ручной умело-сти, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию [23].

Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыраже-ния. Итак, основой методики проведения занятий по формированию ценностно-го отношения к здоровью является игровая деятельность. Все упражнения, объ-единенные одним игровым сюжетом, быстро сменяют друг друга. Ребенок с удовольствием подражает действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни. Дыхательные упражнения также организуются в форме игры (имитация задувания свеч, согревания озябших на морозе рук и т. д.) [23].

Немало важную роль играет личность педагога: он должен быть искрен-ним, эмоционально открытым, артистическим, способным к импровизации, владеть навыками саморегуляции и релаксации, осуществлять творческий под-ход к детям. От педагога в большей степени зависит эмоциональный настрой на занятии.

Большое значение для формирования основ здорового образа жизни до-школьников оказывают подвижные игры. Ведутся они в группах, на специаль-ных занятиях, в период прогулок и в переходные интервалы между занятиями. Подвижные игры непременно вводятся и в музыкальные занятия. Процесс раз-вития взглядов дошкольников о здоровом образе жизни непосредственно со-пряжен с воспитанием у них любви к чистоте, аккуратности и порядку [24].

Дидактическая игра – одно из средств, содействующих развитию основ здорового образа жизни у старших дошкольников. [22].

Дидактическая игра – это разностороннее, непростое педагогическое яв-ление, она считается и игровым методом обучения, и независимой игровой дея-тельностью, и средством многостороннего обучения личности ребенка. В игре развиваются все без исключения стороны личности детей, происходят суще-ственные перемены в нервной системе.

В играх дошкольники воссоздают всё то, что они наблюдают вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игровой деятельности развиваются много-численные позитивные качества ребенка, заинтересованность и подготовлен-ность к грядущему учению, формируются познавательные способности. Дидак-тическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в иг-ровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Ценность дидактических игр, как средства формирования основ здорового образа жизни старших дошкольников заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков в формировании основ здорового образа жизни. Дидактическая игра будит детское воображение. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задач. Свое-временное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач в наиболее приемлемой для детей форме [22].

Художественная литература – важный способ влияния на детей. По этой причине, помимо бесед и рассматривания картинок и иллюстраций воспитатели обширно применяют художественную литературу. Диалог уже после прочтен-ной книги углубляет ее воспитательское влияние [10].

Важную роль занимают кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков и т. д. При проведении работы используют пози-тивную оценку, похвалу, вознаграждение. Установлено: одобрение стимулирует, а сердитое слово, наоборот, огорчает.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии, укрепляет их нравственное здоровье. Мелодия действует особенно продуктивно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка [4].

Особое место должно уделяться работе с родителями. Семья играет важ-ную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к основам ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети- роди-тели-педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возмож-ностей и интересов каждого, его прав и обязанностей [4].

Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми [4].

Таким образом, процесс формирования здорового образа жизни дошколь-ников связан с подвижным образом жизни, с формированием привычки к чи-стоте, соблюдению гигиенических требований, представлениями об окружаю-щей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование здорового об-раза жизни осуществляется в процессе режимных моментов, занятий, прогулки, в трудовой деятельности, в игре.

ВЫВОДЫ

Процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан сформированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воз-действии на здоровье человека.

Рассмотрены сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», изучены задачи, содержание и формы организации работы ДОУ по формирова-нию ЗОЖ у дошкольников. Задача сохранности и укрепления здоровья детей, знакомство детей с правилами здорового образа жизни, формирование понима-ния ценности здоровья человека для его жизнедеятельности составляют основ-ное направление работы ДОУ по формированию ЗОЖ у детей. Реализация ра-боты по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осу-ществляется через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

Опытно-экспериментальная работа состояла из исследовательского экс-перимента. На этом этапе шло ознакомление с объектом исследования, изуча-лись взгляды и подходы к проблеме валеологического воспитания старших до-школьников, изложенных в психолого-педагогической литературе, выявлялась сущность подхода к организации процесса гигиенического воспитания, уточня-лись педагогические условия, обеспечивающие эффективность данного процес-са. На этом этапе обдумывался план опытно-экспериментальной работы, и шла подборка методик оценки уровней сформированности представлений о здоро-вом образе жизни у старших дошкольников.

По результатам эксперимента выявилось, что у большинства детей низкий и средний уровни сформированности здорового образа жизни.

Итак, опрос детей показал, что у детей старшей группы не сформировано отношение к своему здоровью как к ценности, понимание того, что здоровье нужно не только беречь, но и укреплять, избавляться от вредных привычек, и подружиться с полезными привычками. Полученные результаты показали необходимость проведения работы по повышению уровня сформированности здорового образа жизни у детей старшей группы.

Публикации по теме:

Факультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технологияФакультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технология Факультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технология в начальном образовании.

Развлечение «Курс молодого бойца. Растут защитники Отечества» во второй младшей группеРазвлечение «Курс молодого бойца. Растут защитники Отечества» во второй младшей группе Ежегодно 23 февраля мы чествуем защитников нашей Родины, людей, готовых в любой момент отстоять её границы. Это праздник настоящих мужчин.

«Курс молодого бойца». Сценарий спортивно-музыкального развлечения в подготовительной группе к Дню защитника Отечества«Курс молодого бойца». Сценарий спортивно-музыкального развлечения в подготовительной группе к Дню защитника Отечества "Курс молодого бойца" - спортивно - музыкальное развлечение, посвящённое Дню защитника Отечества. Дети заходят под музыку "Защитники Отечества",.

Мастер-класс по изготовлению открытки «Сюрприз дошкольному работнику»Мастер-класс по изготовлению открытки «Сюрприз дошкольному работнику» Мастер- класс по изготовлению открытки «Сюрприз дошкольному работнику» 27 сентября в России всех работников дошкольного образования поздравляют.

Памятка для родителей «Адаптация ребенка к дошкольному учреждении» Ваш малыш пришел в детский сад. Для него начинается новая жизнь. Его впервые оторвали от мамы. Все для него новое, непривычное. Чтобы ребенок.

Проект по экологическому образованию «Тропинка знаний»Проект по экологическому образованию «Тропинка знаний» Воспитатели: Емельянова А. Д., Потемкина С. Ю. Актуальность В наши дни экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных.

Автор публикации:
Курсовая работа по дошкольному образованию. 3 курс
Опубликовано: 7 февраля 2024 в 09:20
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД