Лучший педагог года

Коррекционная зона как часть предметно-развивающей среды в группах для детей с нарушениями зрения

Дарья Угланова
Коррекционная зона как часть предметно-развивающей среды в группах для детей с нарушениями зрения

Одним из наиболее важных факторов развития ребенка является организация предметно-развивающей среды в группе детского сада. Помимо основных игровых зон в детских садах компенсирующего вида существуют также коррекционные зоны. Одной из них является коррекционная зона или так называемый коррекционный уголок в группах для детей с нарушением зрения. Так же в таких группах реализуется коррекционная направленность по следующим направлениям:

Публикация «Коррекционная зона как часть предметно-развивающей среды в группах для детей с нарушениями зрения» размещена в разделах

- создание оптимальных условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности;

- профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим расстройств зрения;

- вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений на полисенсорной основе, а так же в овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.

Основные критерии рзвивающей среды в группе для детей с нарушениями зрения

Стены помещений групповых ячеек и оборудования окрашены матовыми красками светлых тонов. Окраска дверей и дверных наличников, мебели и оборудования контрастирует с окраской стен.

Много места для передвижения для развития двигательной активности.

Помещения групповых оборудуется комбинированной системой искусственного освещения.

Игрушки многофункциональные и подобраны в соответствии с целями и задачами.

Нет цветовой перенасыщенности – условия для расслабления глаз.

Мебель и оборудование

Групповые помещения комплектуются мебелью и оборудованием в соответствии с ростовыми особенностями и состоянием зрения детей.

- столы устанавливаются вдоль окон в один ряд так, чтобы свет падал слева;

-дети должны быть сидеть за столами соответственно своему диагнозу и остроте зрения;

- столы для слабовидящих детей с остротой зрения до 0,1 независимо от их размера ставиться ближе к преподавателю и доске;

-доска или фланелеграф должны быть такого цвета, чтобы демонстрационный материал был на контрасте;

В группах создана необходимая соответствующая предметно-развивающая среда. Развитие среды происходит с опорой на общедефектологические принципы, а также на дифференцированный подход, исходя из своеобразия психофизического развития детей с амблиопией и косоглазием. Среда решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения (Плаксина Л. И., Сековец Л. С.). Коррекционно-развивающая среда должна побуждать детей с нарушением зрения взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым познавательную активность каждого ребенка (Наумкина Т. Н.).

1. Оформление стен групповых комнат и спален различными зрительными тренажёрами.

2. Подбор дидактических игр и игрушек для развития сенсорного восприятия дошкольников.

Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.

Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы тифлопедагога и воспитателей и, конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических пособий и игрушек.

В группах созданы центры коррекции, включающие в себя специальные дидактические пособия и игры. Кроме того, пособия по развитию цветового восприятия, тактильных ощущений и слухового восприятия находятся в центре искусств, а в центре математики размещены пособия по развитию формовосприятия и восприятия величины.

В дефектологической зоне имеется методический материал, изготовленный руками воспитателей и дефектолога, основываясь на методических рекомендациях Л. И. Плаксиной (зав. кафедрой коррекционной педагогики Российской академии образования).

Материал позволяет правильно организовать коррекционно – воспитательную работу, которая тесно связана с лечебно- восстановительной работой.

Основные направления, в соответствии с которыми наполняется коррекционный уголок :

-Формирование предметных представлений (цветные картинки, зашумлённые,разрезные, контурные, силуэтные изображения предметов)

-Формирование навыков пространственной ориентировки (ориентиры в группе, во всех сферах деятельности детей, перфокарты с заданиями-на развитие прослеживающей функции глаз(«Проведи от одного к другому по линии»,задания способствующие микроориентировке(«Назови место на карте, где изображен предмет»,лабиринты.

- Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины, длины, ширины (дидактические пособия и игрушки, как: пирамидки, логические кубы, «Сложи узор», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, различные виды мозаик, конструкторов, и другие игры.

-Развитие мелкой моторики рук (шнуровки, мозайки, крупа и др.)

Развитие мелкой моторики имеет особое значение для детей с нарушениями зрения, т. к. хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной степени компенсируют недостаток зрения. Поэтому в группе большое внимание так же обращается на наполнение игровых зон конструктивной и графо-моторной деятельности.

Для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций применяются различные игровые средства : тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения.

-Развитие детского глазомера и глазодвигательных функций, развития периферического зрения и координационных способностей детей. Используются игры типа: скатывания шара с горки, «продвинь фигурку» и др.

- Развития слухового внимания. Необходимо развивать чуткость детей к звукам окружающей среды. Для решения этой задачи на музыкальных занятиях используем детские музыкальные инструменты: трещётка, кастаньеты, коробочка, тон-блок, бубенцы, треугольник, ксилофон, металофон, маракас, бубен, колокольчики. Групповые музыкальные центры оснащены самодельными музыкальными инструментами и игрушками, изготовленными воспитателями, родителями, музыкальными руководителями. Обогащению представлений о звуках реального мира помогают аудиозаписи: «Звуки природы», «Звуки улицы

Пособия и игры меняются в зависимости от темы изучаемого материала, что обеспечивает подвижность окружающей среды».

Размер деталей коррекционных пособий зависит от зрительной нагрузки, рекомендованной офтальмологом, таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.

Дифференцированный подход в различных коррекционных приёмах : например, использование красного и жёлтого фона при амблиопии, выделение контуров изображения и рабочей поверхности при астигматизме, работа на подставках и на мольберте при сходящемся косоглазие способствуют закреплению успехов ортоптического лечения.

Таким образом, коррекционно-развивающая среда, способствующая развитию сенсорного восприятия детей с учётом их особенностей в зависимости от заболевания, помогает успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень компенсации дефекта.

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды в группах раннего возраста по ФГОС и Сан ПиН Важной частью предметно-пространственной среды в помещении группы является книжный уголок. Этот тематический «центр книг» осуществляет роль.

Бассейн-как неотъемлемая часть предметно-развивающей среды в ДОУБассейн-как неотъемлемая часть предметно-развивающей среды в ДОУ В наше время резко увеличилось количество детей дошкольного возраста с ортопедической патологией, в частности с нарушением осанки и больных.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Описание развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возрастаОписание развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста Описание развивающей предметно - пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста. Развивающая предметно.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организацииОснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организации Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта Для полноценного воспитания детей сенсорное развитие играет одну из самых важных.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС  Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возрастаСоздание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возраста В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная зона как часть предметно-развивающей среды в группах для детей с нарушениями зрения
Опубликовано: 30 октября 2022 в 13:47
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД