Папки-передвижки

Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Якубова Мария Александровна
Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность дошкольного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях - это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других - чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия. Таким образом, эмоциональное мироощущение дошкольника - это «выражение субъективного переживания, его интенсивности и глубины, зрелости эмоций и чувств в целом».

Публикация «Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста» размещена в разделах

Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие. Современное научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного детского опыта: доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству - обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.

В классических учебниках психологии четкая формулировка понятия «эмоциональный комплекс» отсутствует. Комплексом называют соединение отдельных психологических процессов в целое, отличное от суммы своих элементов.

Коррекция эмоционально-волевой сферы и познавательное развитие детей является актуальной проблемой. Поскольку эти составляющие влияют и на формирование личности ребёнка, и на процесс обучения, на взаимоотношения с окружающими людьми, жизнь в обществе, важное значение приобретает развитие мыслительных процессов, а так же правильное воспитание детей, профилактика тревожности, агрессивности, страхов. В решении задач терапевтического, педагогического, адаптационного и реабилитационного аспекта, значительна роль изобразительной деятельности - арт-терапии.

Цель исследования: изучение влияния методов рисования на коррекцию эмоциональных комплексов детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность понятия «эмоциональные комплексы», причины их возникновения у детей;

- изучить состояние данной проблемы в трудах отечественных и зарубежных психологов;

- рассмотреть сущность и основные принципы арт-терапии;

- изучить влияние методов арт-терапии на коррекцию эмоциональных комплексов детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Объект – эмоциональные комплексы у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Предмет – тревожность, страх, гиперактивность, агрессия, замкнутость, застенчивость, как проявления эмоциональных комплексов.

Гипотеза: использование специально организованной коррекционно-развивающей программы, в основе которой лежит рисование детьми своих душевных переживаний и страхов, представляется наиболее оптимальной и реально приемлемой формой коррекционной работы в условиях детского дошкольного учреждения и окажет положительное влияние на коррекцию эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Методы: проективный тест «Рука», проективная методика «Выбери нужное лицо» В. Амена, Р. Тэммла, М. Дорки для диагностики тревожности у детей, анкета по выявлению тревожного ребенка для родителей, методика «Исследование уровня агрессивности детей 3-7 лет» А. А. Реана, методика «Исследование уровня импульсивности детей 3-7 лет» А. А. Реана.

В современных условиях проблема эмоциональных комплексов детей является особенно актуальной. Наличие эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста отмечают и родители, и воспитатели, и учителя.

Плодотворно решать коррекционные задачи возможно в ходе изобразительной деятельности. Рисунки - изображение действительности отражают внутренний мир ребёнка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности; состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение. Практическая изобразительная деятельность направлена на отражение собственного видения мира детей доступными для своего возраста художественными средствами, в процессе которой контроль так называемого «цензора сознания» ослабевает, что позволяет в той или иной мере раскрыться бессознательному.

Коррекция эмоциональных комплексов через рисование является наиболее эффективной. Поскольку рисование является основным средством выражения чувств ребенка, а также традиционной для детской субкультуры спонтанной психотехникой, рисование легко совмещается с другими техниками, применяемыми в детской коррекции. Следует также добавить, что количество сессий, необходимых для успешной коррекции, может отличаться у разных детей. Кроме того, ребенок даже во время одной сессии может идентифицировать себя с разными персонажами своего рисунка, поэтому при работе мы чутко отслеживали все возможные изменения фокуса эмоций. Уже первая — диагностико-коррекционная сессия — дает обильный материал для индивидуальной консультации родителей.

Коррекционная работа с применением арт-терапии проводилась с экспериментальной группой детей дошкольного возраста, состоящей из 14 детей. Состояние детей отслеживалось в течение 3 месяцев в ходе проведения коррекционной работы. Методика оказалась наиболее эффективной при повышенной тревожности, импульсивности и агрессивном поведении. Негативных последствий применения методики на исследуемой выборке детей не выявлено.

Приобщая детей к художественному творчеству, психолог должен способствовать накоплению эмоциональных впечатлений, формировать индивидуальные интересы, склонности, способности. Важнейшим условием творческого эстетического отношения можно считать умение ощущать гармонию цветов, красок, форм, контуров, а так же замечать необычное, наиболее выразительное, характерное. В основе процесса обучения изобразительной деятельности должен лежать исследовательский принцип приобретения знаний. Только когда ученик самостоятельно находит решение проблемы и делает правильный вывод, тогда можно говорить об их прочном усвоении. Для детей важен процесс обсуждения будущей работы, предваряющий практическую деятельность. Он является отправным толчком рождения художественного образа в детском творчестве. В работе с детьми необходимо идти от этого образа, от эмоционального насыщения каждой темы. Это становится побудителем, вызывающим желание передать свои впечатления и переживания в художественной форме. При этом существенное значение приобретают разнообразные жизненные впечатления: прогулка в лес, посещение театра, музея, праздники, жизнь и отношения в коллективе. Плодотворно влияет на развитие творчества, создание определённой установки, настроения использование на занятиях музыки.

В ходе совместной деятельности психолога и ребенка осуществляется, развитие познавательных процессов, происходит формирование эмоционально - волевых качеств личности.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Увлекательные загадки для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Цель: расширение детского кругозора. Задачи: -развивать внимание, мышление, воображение, словарный запас детей, обогащать речь; -учить.

Игры с коллективными ответами для детей дошкольного и младшего школьного возрастаИгры с коллективными ответами для детей дошкольного и младшего школьного возраста ИГРА "ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО"Я люблю прямоту, я сама прямая. Сделать ровную черту всем я помогаю. Что-нибудь без меня начертить сумей-ка, Угадайте-ка,.

Игры-считалки для детей дошкольного и младшего школьного возрастаИгры-считалки для детей дошкольного и младшего школьного возраста ОДИНПоиграть решили дети, Встали в круг все, кроме Пети. Он один не захотел И, надувшись, в угол сел. Но прошла одна минутка - Разревелся.

Картотека «Весёлые игры для детворы» для детей дошкольного и младшего школьного возрастаКартотека «Весёлые игры для детворы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста .

Картотека зимних и новогодних загадок для детей дошкольного и младшего школьного возрастаКартотека зимних и новогодних загадок для детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. Летом одевается, зимой раздевается (лиственный лес) 2. Живёт - лежит, умрёт - бежит (снег) 3. Две палашки бегут в лесок, загнув носок.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Рассказ «Зимние забавы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста.Рассказ «Зимние забавы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Шёл декабрь – первый зимний месяц. На дворе по-зимнему было бело, в этот год снег шёл очень часто. Его было много. Он так и искрился, сверкал.

Весёлые тесты для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ответамиВесёлые тесты для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ответами Описание: данный материал можно использовать воспитателям, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования для проведения.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Опубликовано: 27 января 2022 в 16:34
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД