Папки-передвижки

Консультация «Этика экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Вера Коробцова
Консультация «Этика экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Консультация

Этика экологического воспитания

детей дошкольного возраста.

Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес,

Степь, горы. А человеку нужна родина.

И охранять природу-значит охранять родину.

М. Пришвин

Публикация «Консультация „Этика экологического воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

О необходимости беречь, охранять, природу сказано много слов. Ребёнку обстоятельно объясняют, почему нельзя ломать ветви деревьев или оставлять мусор на лесной полянке. Но, оказывается, не только знания, но и любовь рождает желание защищать природу. Маленькому человеку надо помочь осознать своё место в природе, дать почувствовать себя добрым великаном в Зелёной Стране.

Главная цель экологического образования-развитие экологической культуры как важной части общей культуры человека, определяющей её духовную жизнь и поступки. Это особый вид культуры, который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по экологии, уважительным, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.

Для того чтобы привить дошкольникам этот особый вид культуры, необходимо уделять внимание изменению образа мышления ребёнка, его сознанию, искать принципиально новые решения. Ведь экологическая культура-это целостная система, состоящая из взаимосвязанных элементов: системы знаний, убеждений, практических навыков, определяющих уровень практической деятельности, культур экологически оправданного поведения, культуры чувств.

Детям дошкольного возраста изначально присуще стремление преодолеть границы индивидуального опыта, почувствовать внутреннее родство с миром как целым, принять на себя «вечные» проблемы этого мира и попытаться их по-своему осмыслить.

Освоение этико-экологической культуры как процесс приобщения ребёнка к проблемам, тайнам, загадкам, как внешнего мира, так и своего собственно внутреннего. Однако достижение этико-экологической компетенции-лишь условия развития творческих способностей ребёнка.

Этим «условием», в частности, определяется наш подход к отбору программного содержания, которое не дублирует традиционные программы.

Понятие «этико-экологическое воспитание» -это не просто синтез, в который входят нравственное воспитание и ознакомление детей с окружающей действительностью. Для нас это специфическая сфера воспитательно-образовательного взаимодействия детей и взрослых, в рамках которого у ребёнка складывается глобальный и целостный образ мира, представление о месте человечества и человека в мире, о самом себе как полноправном члене общечеловеческой семьи и гражданине мира.

Всё это необходимо доносить до детей дошкольного возраста в соответствии с их возрастными возможностями. Так в младшей и средней группе ставиться цель развивать эмоционально- смысловые компоненты этико-экологического сознания; формировать первичные представления о целостности и динамичности мира, о творческих функциях человека в нём.

Старшая группа. Здесь уже следует развивать умение выделять, осмысливать и творчески интерпретировать экологические связи типа «человек-природа», «человек-общество», «человек-его внутренний мир»; формировать воображение и образное мышление в процессе осмысления «вечных», универсальных проблем, инверсионное мышление.

Подготовительная к школе группа. Задачи значительно углубляются. Педагог должен развивать у детей умение соотносить факты из различных областей действительности с существенными характеристиками основных экологических отношений человека; развивать способность видеть проблемы там, где они есть, систематизировать их по степени значимости-рассматривать более частные с точки зрения более общих; адекватно формулировать вопросы; воспитывать познавательную инициативу и самостоятельность как предпосылки учебной деятельности.

Итак, для построения содержания этико-экологического воспитания крайне важно понимание того, что предметом экологии выступает очеловеченный мир. Мир как обитель разума. Ядро этого мира-целостное этико-экологическое сознание целостности человека (специфическая сфера воспитательно-образовательного взаимодействия детей и взрослых) в детском саду. Вот почему так актуален вопрос создания общеобразовательной среды. Небольшая оранжерея-это уже возможность побывать в мире растений, ощутить единство со всеми живым, преодолеть оторванность от природной среды.

Постигать красоту окружающего мира, формировать культуру природолюбия, а значит, решать задачи экологического образования помогает и музыкальное искусство. Музыка должна сопровождать ребёнка в любой его деятельности. Её приятное ненавязчивое звучание, действуя на подсознание, формирует внутренний мир, вызывает добрые чувства. Через восприятие музыкальных образов, соответствующих зрительной информации, педагог воспитывает такое же отношение и к образу реальной природы.

От педагога зависит, как будет воспринимать и оценивать окружающее ребёнок, познавать и постигать красоту и гармонию природы. Это он учит сравнивать и оценивать наблюдаемые явления с позиции эстетических и нравственных; от его подхода зависит характер эстетических переживаний ребёнка, отношение ко всему, что он видит. Комплексный подход позволит ему отображать один и тот же образ с помощью различных видов искусства-песен, стихов, в рисунке, лепке, танце.

Но вот о чё м нам следует помнить: осознанно-правильное отношение к окружающему миру возможно при условии, когда содержание пережито ребёнком, когда ребёнок, скажем так, «включён» эмоционально. Только так, воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы работы главный из которых-непосредственный контакт с природой, можно воспитать гармоническую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Этика экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 1 мая 2024 в 16:46
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД