Лучший педагог года

Консультация педагогам о формировании музыкальных понятий посредством музыкальных занятий

Величко Елена
Консультация педагогам о формировании музыкальных понятий посредством музыкальных занятий

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ

«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ»

Выполнила: муз. руководитель Величко Е. А.

Представить математику и музыку, стоящими рядом с первого взгляда трудно. Слушая музыку, мы попадаем в мир звуков и открываем в ней совершенство, красоту, гармонию. Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел.

Публикация «Консультация педагогам о формировании музыкальных понятий посредством музыкальных занятий» размещена в разделах

На первый взгляд кажется, что математика и музыка находятся на разных полюсах человеческой культуры, но в истории развития человеческой мысли математика, и музыка предстают как взаимосвязанные.

В начале XX века наш знаменитый соотечественник, философ А. Ф. Лосев: " Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нем выразительно

Элементарные математические представления складываются у детей очень рано. Давайте посмотрим, как мы с вами развиваем математические способности на занятиях музыки в ее разных видах деятельности.

Еще с младшей группы детского сада дети знакомятся со звуками и узнают, что он бывает длинным, коротким, высоким, низким, а это понятие "расстояние". Музыкальный звук имеет определенную продолжительность, то есть длинну своего звучания.

Поэтому музыкальные длительности звучат конкретное количество раз.

ЦЕЛАЯ -1и 2и 3и 4и

ПОЛОВИННАЯ -1и 2и

ЧЕТВЕРТНАЯ – 1и

ВОСЬМАЯ -1

Музыкальное произведение, пьеса – это не беспорядочное звучание звуков, а определенная музыкальная форма. При слушании музыки мы обращаем внимание и на это.

1, 2 или 3х частная (Чайковский «Баба-яга)

Графически трех частная форма выражается геометрическими фигурами

- два квадрата, что означает, что 1 и 3 одинаковы по звучанию, а средняя часть отличается и это уже другая геом. фигура, например круг.

Рондо –в переводе круг (цикличная форма музыки, например «Рондо» Моцарта.

Слушая музыкальные произведения, разные по характеру дети сталкиваются с математической операцией "сравнения".

Знакомя детей с музыкальными терминами " форте " или " пиано" замечаем, что эти знаки схожи с математическими " больше" или " меньше".

В музыкальных играх дошкольники также получают математические знания. Так в играх: " Найди свой листик", " Чей кружок соберется быстрее "закрепляется знания цвета и формы.

в такие игры как "Весёлый круг "или "Мы вместе", а игра " Весёлый счет" используется на закрепление порядкового счета и количества.

Игра: «Неделька»

- Закрепление у детей понятий о рабочих и выходных днях.

Дети танцуют под музыку в рабочие дни недели, в выходные замирают.

Команды: Вторник, Суббота и т. д.

Игра «Назови соседей»

Закрепление счёта в пределах 10, уметь выделять предыдущие и последующие числа

Под музыку передаем шарик. Музыка заканчивается ребёнок называет своих соседей.

Игра: «Весёлые горошки»

-Упражнять в счёте

Под музыку дети бегают вокруг стручков с горошком. С окончанием музыки необходимо взять стручок, посчитать количество горошка и встать рядом с цифрой по количеству горошка в стручке.

Кто первый с заданием справился тот и выиграл.

«Игра с хлопками»

-Упражнять в счёте

-Развивать внимание, чувство ритма

Детей разделить на 2 команды. Выиграют самые внимательные.

Под музыку разного характера дети отхлопывают ритм столько раз, сколько показывает педагог на пальцах.

Игра «Варежки»

- Закрепление понятий о геометрических фигурах.

Детям выдаются варежки по 1 шт. ( На варежках пришиты разного цвета геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.) Необходимо найти пару и сформировать команду под названием «Круг», «Квадрат» и т. д.

Команды образуют фигуры. В центре круга стоит ребёнок – водящий и держит схему построения.

На 1 часть музыки дети просто ходят по кругу, квадрату, прямоугольнику, треугольнику.

На 2 часть музыки дети бегают. Ведущие меняют место положения.

В 3 части музыки дети бегут к своему водящему. Выиграет тот, кто сделал свою фигуру первый.

Задание можно усложнить и у ведущих поменять фигуры на другие.

Музыкальная игра-танец "НАПРАВЛЕНИЕ"

ЦЕЛЬ: формировать у детей представления о векторных понятиях : "направление движения"

Дети свободно располагаются в зале и двигаются в соответствии с проговариваемым текстом:

Мы пойдем сначала вправо - раз, два, три.

А потом пойдем налево - раз, два, три,

А потом пойдем назад - раз, два, три.

А потом пойдем вперед - раз, два, три.

А сейчас пойдем по кругу - раз, два, три.

Мы шагаем друг за другом - раз, два, три.

Повернемся мы друг к другу - раз, два, три.

Зашагаем к центру круга - раз, два, три.

А теперь мы все обратно потихонечку пойдем.

Мы движению любое направление найдем.

Музыкальная игра-танец «Вперёд 4 шага

Вперёд 4 шага, назад 4 шага

Крутится, вертится шар голубой.

Ручками похлопали, ножками потопали,

Плечиком подрыгали, а потом попрыгали.

А чтобы выбрать ведущего в игре нужна считалочка. Все считалки – это поэтические произведения, вследствие чего в каждой из них заложена собственная ритмическая структура, которая способствует запоминанию числительных и их последовательности.

Раннее усвоение детьми считалок указывает на возникновение у ребенка потребности в формировании элементарных математических представлений как вида интеллектуальных впечатлений, не просто доступных ребенку, но уже необходимых ему.

Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка.

"Вышел месяц"

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

Выплывает белый месяц

Кто до месяца дойдет,

Тот водить пойдет.

Попевки

«Белочка»

Тренирует детей в счёте в пределах 7 в прямом и обратном порядке.

Есть занимательные математические песни, которые формируют интерес к занятиям.

Закладка Гном ПОНЕДЕЛЬНИК, просто бездельник,

Жил беззаботно- пел да играл.

Он иногда уходил в старый ельник

И бестолковых ворон разгонял.

ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь

Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.

Брат его Вторник, маленький дворник

Листья в лесу метлой подметал.

Но ветер поднялся и гном испугался,

Бросил метёлку и в дом убежал.

Музыкальная разминка «Счет» Музыка Л. Палий

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – В ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре - руки шире

Пять – руками помахать,

Ну и дальше продолжать!

Шесть – пониже нам присесть,

Семь – плечами потрясти,

Ну а 8 потянись,

Скажем 9 - покружись.

Скажем 9 - покружись,

Ну а 10 поклонись!

Разминка «Мы ногами топ –топ- топ» и др.

Таким образом, навык счета, являющийся не только одним из основных умений, обучение которым предусмотрено математической подготовкой дошкольников, но и одним из показателей наличия логики в сознании человека как одного из стержневых элементов умственного развития, усваивается и закрепляется посредством музыкального материала. Старшие дошкольников знакомятся с ориентировкой в пространстве, играя.

Использование на музыкальных занятиях музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Так "Лесенка" знакомит с пространственными величинами «верх», «вниз»,

"Ритмические полоски" с величиной и цветом.

"Сложи песенку" с цветом и геометрическими фигурами.

Перед разучиванием песен, используются распевки на развитие голоса такие как "Это мяч, круглый мяч" понятие формы и цвета, "Три синички" понятие количественного счета.

Многие песни тоже помогают осваивать математику.

"Три таксиста", "Тридцать три коровы", "Дважды два четыре", в которой можно запомнить часть таблицы умножения.

Часто, знакомясь с песней, мы с детьми подсчитываем количество в ней куплетов и припевов.

Таким образом, навык счета, обучение которому предусматривается математической подготовкой дошкольников, является одним из стержневых элементов умственного развития и показателем наличия логики в сознании развивающегося человека.

Пальчиковая гимнастика также закладывает у дошкольников математические знания.

«Бьют часы» «Топ, топ, топ» Е. Поддубной.

Логоритмические упражнения - направлены на совершенствование речи ребенка, активизацию его двигательных навыков, умение ориентироваться в пространстве, понимание смысла предлагаемых заданий (дыхательно – голосовая зарядка с движением (Стрельникова, упражнения на расслабление, пропевание гласных звуков с движением) – все это приучает детей к оздоровительному режиму.

Например: Научились мы считать и теперь нас не унять,

Мы считаем все подряд, три стола и восемь парт. И др.

Музыкально –ритмические движения и разучивание танцев идет под счет, дети учатся ориентироваться в пространстве: вперед, назад, влево, вправо; по диагонали; врассыпную; в круг, парами, тройками и т. д.

Например: «Летка –Енька»

На раз- два – прыжки вперед

На раз- два три – прыжки на месте

Для развития математических способностей предлагается использовать с дошкольниками малые формы фольклора.

Устное народное творчество, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т. д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.

Удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек на занятии. Это не только придаст национальный колорит занятию, но и сами игрушки несут в себе развивающий компонент. Их можно использовать для закрепления умения сравнивать предметы по величине и форме, формировать умение отсчитывать предметы по образцу.

Например:

Игра с матрешками.

- Посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Кукла Матрешка)

- Сколько всего матрешек? (4) Развивать навыки счета предметов от 1 до 5.

- Все матрешки одинаковые? Навык определения размера (больше, меньше)

- Матрешки решили танцевать.

Большая матрешка приглашает детей потанцевать и раздает платочки разного цвета. После танца дети должны собраться в кружок по цвету платочка. – Определение цвета.

Игра на музыкальных инструментах

С помощью шумовых тренируем счет, а использование звуковысотных позволяет развивать мелкую моторику, а это в свою очередь развивает логическое и математическое мышление.

Визуальное запоминание музыкальных инструментов происходит через запоминание его геометрической формы :

Балалайка- треугольник

Мандолина –овал

Бубен, ложки –круг и т. д.

ВЫВОД:

Музыкальные и математические операции родственны содержательно и психологически. Занимаясь с музыкой человек развивает и тренирует свои математические способности.

Занятия музыкой помогают детям развить воображение и с помощью музыки выражать свои мысли и чувства. Они также развивают память ребенка, так как, повторяя одну и ту же мелодию, ребенок автоматически тренирует память, так необходимую и при изучении в дальнейшем математики.

Изучение музыки может помочь детям изучать математику, а познавание математики может облегчить ребенку изучение музыкальных законов.

Великий математик Лейбниц говорил: «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая».

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водойСоциальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водой Хочу продолжить разговор о «Социальной адаптации детей к условиям детского сада через эмоциональное общение». Создавать условия для бодрого,.

Цикл музыкальных занятий для детей 4–5 лет «Музыка лета» Хотя сейчас не пахнет в воздухе даже весной, а я предлагаю окунуться в летнюю радость! Ведь лето - это напоенный ароматами трав воздух,волнующее.

Фотоотчет о «Дне музыкальных игр и музыкальных игрушек» в ДОУФотоотчет о «Дне музыкальных игр и музыкальных игрушек» в ДОУ *** 18 ноября 2020 г. в нашем детском саду прошли музыкальные досуги, посвященные "Дню музыкальных игрушек и музыкальных игр’’. К малышам.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.

Кукла-ёлочка — помощница в организации и проведении музыкальных занятий. Мастер-класс. ВидеоКукла-ёлочка — помощница в организации и проведении музыкальных занятий. Мастер-класс. Видео Кукла - ёлочка, помощница в организации и проведении музыкальных занятий. Мастеркласс. К новогоднему утреннику подготовка долгая. Порой.

Планирование музыкальных занятий в первой младшей группе на июнь, 1–2 неделя Планирование музыкальных занятий в первой младшей группе на июнь, 1-2 неделяИюнь, 1-я неделя Тема: Неделя России Цель: Знакомство с русской.

Планирование музыкальных занятий в первой младшей группе на июнь 3–4 неделя .

Планы музыкальных занятий во второй младшей группе на июньПланы музыкальных занятий во второй младшей группе на июнь Планы музыкальных занятий во второй младшей группе на июнь 2-я младшая группа Июнь 1-я неделя Тема: Край, в котором ты живёшь Цель: Воспитание.

Стихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAMСтихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAM Здравствуйте, уважаемые коллеги. На музыкальных занятиях я знакомлю детей с музыкальными инструментами. Для этого я сочинила небольшие стихи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация педагогам о формировании музыкальных понятий посредством музыкальных занятий
Опубликовано: 10 марта 2022 в 07:49
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД