Дина Куликова
Консультация «Музыка на занятиях по развитию речи»
▼ Скачать
Музыкальное искусство на занятиях по развитию речи дошкольников – для чего и зачем это нужно? Давайте попытаемся разобраться в этом вместе.
Публикация «Консультация „Музыка на занятиях по развитию речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство и речь имеют общее начало – звук. А сам звук всегда являлся и является выражением какого-то смысла, какой-то идеи.
Развитие речи в детском саду осуществляется в ходе целого ряда занятий. Как и с какой целью педагог может использовать музыку на различных занятиях по развитию речи?
На занятиях по социализации, говоря об эмоциональном состоянии человека, о настроении, характере людей, воспитатель может подобрать для прослушивания вместе с детьми множество музыкальных произведений (в младшем и среднем возрасте – «Весело-грустно» Л. Бетховена, «Ласковая просьба» Г. Свиридова, «Плакса», «Злюка», «Резвушка» Д. Кабалевского и др; в старшем возрасте – «Тревожная минута» С. Майкапара, «Первая утрата» Р. Шумана и др.) Эти музыкальные произведения могут стать содержанием беседы о внутреннем состоянии ребенка и взрослого, его эмоциональных переживаниях. Совместное слушание музыки и сопоставление ее с собственным настроением будут содействовать улучшению эмоционального самочувствия ребенка, развитию диалогической речи, обогащению словарного запаса, привычки разговаривать о своем внутреннем мире, своих чувствах. Содержание музыкального произведения – это безграничное содержание беседы, побуждающее детей к сочинительству, речевому, литературному творчеству.
При чтении дошкольникам художественной литературы воспитатель также может подобрать музыку, соответствующую тому или иному литературному произведению. Музыка, как и литература, стремится показать детям реальный мир в ярких выразительных образах. Музыка способствует образному, эмоциональному настрою ребенка, что, в свою очередь, способствует расширению словарного запаса, развитию душевных качеств – сопереживанию, сочувствию героям. Характеризуя музыкальное произведение, ребенок использует большое количество качественных прилагательных, каким-то невообразимым образом подбирая их.
Теперь перейдем к занятиям по экологии. Есть много музыкальных произведений, тесно связанных с миром природы («Времена года» П. И. Чайковского, «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Шествие кузнечиков», «Дождь и радуга» С. Прокофьева и т. п.). Музыка о природе выразительна и изобразительна. Она развивает фантазию и воображение, способствует образной речи детей, умению находить характеристики музыкального образа того или иного персонажа, опираясь на различение средств выразительности (темп, ритм, тембр). Используя музыку на занятиях по экологии, воспитатель может эффективно решать поставленные задачи.
Музыка на различных занятиях по развитию речи может стать своего рода ключом, который «откроет детские уста». Для того, чтобы подобный процесс осуществился, педагогу необходимо хорошо представлять особенности восприятия детьми музыки и чётко понимать коммуникативную задачу, которая ставится на занятии по развитию речи. Важно помнить, что механизм, побуждающий детей к высказыванию и обогащению речи, тесно связан с развитием фантазии, творчества.
Попытаемся обозначить некоторые принципы, понимание которых позволит воспитателю интересно и эффективно использовать музыку на занятиях по развитию речи дошкольников.
1. Отбирать музыкальный репертуар в соответствии с критериями:
• эмоциональная четкость, яркость и выразительность музыкального образа и повествования;
• инструментальные произведения;
• наличие солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, рожок и т. п., подчеркивающего выразительность мелодии;
• наличие многократной повторяемости мелодии (в этом случае у ребёнка появляется возможность более точно определить эмоциональное состояние образа);
• длительность звучания музыкального произведения : от 1 до 5 минут в младшем и среднем дошкольном возрасте и до 7 – 10 минут в старшем;
• художественность и выразительность исполнения музыкального произведения профессиональным исполнителем;
• качественность аудиозаписи музыкального произведения.
2. Важным условием становится подготовленность ребёнка к восприятию конкретного музыкального образа, наличие опыта взаимодействия с предметом, представления о природном явлении, опыт переживания определённого эмоционального состояния.
3. В процессе занятия обязательно стремиться к соблюдению алгоритма (пошаговой организации данной деятельности, а именно:
Привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него.
Повторное слушание с последующим элементарным музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности.
Закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребёнка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нём.
Создание условий для выражения ребёнком результатов восприятия музыки в речевой деятельности. Возможно, объединить несколько видов деятельности (например, говорим и рисуем, говорим и двигаемся, говорим и сочиняем).
Целесообразно организовать такую работу с детьми не менее двух раз в неделю в течение всего учебного года.