МААМ-картинки

Консультация для педагогов и воспитателей «Методы воспитания и их характеристика»

Федосова Елена
Консультация для педагогов и воспитателей «Методы воспитания и их характеристика»
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Вопросы воспитания регулируются на государственном уровне путем разработки и принятия нормативно-правовой базы. По значимости понятие «воспитание» стоит наравне с понятием «образование» и неразрывно с ним связано. Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания существуют свои особенности.

Публикация «Консультация для педагогов и воспитателей „Методы воспитания и их характеристика“» размещена в разделах

Вопрос воспитания подрастающего поколения актуально встает перед каждым родителем, воспитателем, педагогом. Взрослые ежедневно оказываются перед выбором методов воспитания. Родители, педагоги стараются определить для себя, какой метод воспитания использовать в той или иной ситуации по отношению к детям. Одни и те же воспитательные задачи могут быть решены разными способами и эффективность решения воспитательной задачи зависит от многих факторов. Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.

Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.

Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.

В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают :

«добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);

«истину» как руководство при оценке действий и поступков;

«красоту» во всех формах ее проявления и созидания.

Мера воспитанности человека определяется следующими критериями: широтой и высотой восхождения человека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств.

О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.

По мнению Бордовской Н. В. и Реан А. А. [1, с. 38], наиболее общая классификация видов воспитания, включает в себя:

• умственное (интеллектуальное) - направлено на развитие интеллектуальных способностей личности, интереса к познанию окружающего мира и себя, формирование культуры учебного труда.

• нравственное - воспитание, основой которого являются этические требования современного общества и соответственное формирование у личности морально-нравственных норм, ценностей, нравственного поведения.

• физическое - воспитание, направленное на физическое развитие человека, тренировку двигательных навыков, повышение иммунитета и работоспособности человека, а также силы воли и характера.

• трудовое - воспитание, предполагающее социально-трудовую адаптацию человека к жизни в обществе, развитие трудовых качеств личности (добросовестности, трудолюбия, ответственности, формирования положительного отношения к труду и миру профессий, создания условий для профессионального самоопределения личности.

В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяются также: гражданское, политическое, поликультурное, эстетическое, этическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.

По институциональному признаку выделяют: семейное, школьное, внешкольное,

конфессиональное (религиозное, воспитание по месту жительства, воспитание в детских, юношеских организациях (например, в туристических клубах – туристское воспитание, воспитание в специальных образовательных учреждениях.

По стилю отношений между воспитателем и воспитанником различают

авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание;

Однозначного определения методов воспитания не существует.

Методы воспитания — это пути (способы) достижения заданной цели воспитания. [6, с. 269]

По мнению Подласова И. П., «в настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности — интегративной характеристики, предусматривающей единство целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания (Г. И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания : формирования сознания личности; организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; стимулирования поведения и деятельности. [6, с. 275]

В качестве основы для определения методов воспитания ориентируются на позиции воспитателя в выборе способов воспитательного взаимодействия.

Можно выделить ряд взаимодействий, устанавливающихся между воспитателем и воспитанником [1, с. 45].

По мнению Бордовской Н. В. и Реан А. А. [1, с. 46], методы воспитания проявляют свое содержание через:

• непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);

• создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

• общественное мнение референтной группы, например, коллектива (школьного, студенческого, профессионального, личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку — отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);

• совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;

• процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения;

• погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.

Вышеозначенные классификации методов воспитания, подобно любым другим, весьма условны. Воспитательная задача должна решаться посредством комплекса методов, приемов и средств.

Бордовская Н. В. и Реан А. А. приводят примеры методов воспитания и определяют их отличительные особенности. [1, с. 47-48] По мнению Бордовской Н. В. и Реан А. А.,

Педагогическое требование как метод воспитания может :

• выражать нормы поведения человека, которые необходимы для обогащения социального опыта;

• выступать как конкретная задача;

• иметь стимулирующую или «сковывающую» функцию в виде указаний в начале и конце работы, о переходе к новым действиям, об оказании помощи, о прекращении действий;

• помочь воспитаннику уяснить смысл, полезность или необходимость действия, поступка.

Формы предъявления требования к человеку подразделяются на прямые (в виде приказа, указания в деловом, решительном тоне, имеющие инструктивный характер) и косвенные (осуществляемые посредством совета, просьбы, намека с целью вызвать у воспитанника соответствующее переживание, интерес, мотив действия или поступка).

Приучение как метод воспитания предполагает культивирование у воспитанника способности к организованным действиям и разумному поведению как условию становления основ нравственности и устойчивых форм поведения.

Приучение предполагает демонстрацию воспитателем образца или процесса правильного выполнения действий. Воспитанник должен научиться идеально копировать и систематически поддерживать обретенное умение или навык.

Приучение достигается через систему упражнений. Возможности метода состоят в следующем : он помогает усваивать важные умения и действия как устойчивые основы поведения человека. Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все стороны жизни учение, труд, отдых, игру, спорт.

Пример как метод воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Как правило — это самостоятельная личность, образу жизни,

манере поведения и поступкам которой стремятся следовать другие. В процессе воспитания ребенка сила как положительного, так и отрицательного примеров одинаково действенна.

Примеры используют в качестве средств формирования определенного способа поведения воспитанника, для того чтобы ориентировать его на позитивный идеал и развить эмоциональное неприятие к асоциальным действиям и поступкам.

Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирование к новым.

Наказание как метод воспитания ориентирован на сдерживание негативных действий человека и «сковывающее» (тормозящее) влияние в подобных ситуациях.

Виды поощрений могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.

Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, моральное исключение из общественной повседневной жизни, сердитый взгляд воспитателя, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка.

Пешкова Е. В. [5, с. 13] расширяет виды наказания следующими: лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, неодобрение, выговор, отсроченное наказание, наложение дополнительных обязанностей.

По Пешковой Е. В. [5, с. 10-13] методы воспитания делятся на четыре группы:

Методы убеждений (убеждения, рассказ, беседа, пример, внушение, требования);

Методы упражнений (приучений) – (приучение, доверие, создание воспитывающих ситуаций, контроль, переключение);

Методы стимулирования деятельности (постановка перспективы, поощрение, соревнование, метод «взрыва», наказание);

Методы самовоспитания (личные обязательства, самоотчет, самоанализ, самоконтроль, самооценка)

В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания на основе направленности Г. И. Щукиной. Выделяют 3 группы методов воспитания : Методы формирования сознания личности: убеждение, рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример; Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения: упражнения, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитательные ситуации. Методы стимулирования поведения деятельности: соревнования, поощрение, наказание.

Эффективность методов воспитания

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов. Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей и задач. Эффективность решения воспитательной задачи зависит от многих факторов, но в первую очередь от:

• логики совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств;

• индивидуально-личностных особенностей воспитанника и воспитателя;

• условий и обстоятельств, в которых осуществлялся воспитательный акт.

Также необходимо учитывать, что методы и средства воспитания применяются во взаимосвязи. К методам, как внешним механизмам реализации педагогической цели, также приобщаются педагогом внутренние и дополнительные механизмы-стимулы. Речь идет, например, об использовании стремления ребенка к творческому самопроявлению и самоутверждению, а также самолюбия, честолюбия, желания добиться успеха и получить удовольствие. К этим внутренним стимулам примыкают, соединяются с ними такие внешние механизмы-стимулы педагогического воздействия, как поощрение, требование и др. [4, с. 19]

В одних и тех же условиях методы воспитания могут существенно отличаться — это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на эффективность методов воспитания и результат воспитательного процесса.

Для оценки результатов воспитательного процесса Брутова М. А. предлагает использовать понятие «личностный рост», отражающее позитивную направленность развития личности и диагностику динамики личностного роста. [2, с. 183-217]

Без знания методов воспитания, последовательности их применения нельзя совершенствовать педагогическое мастерство и правильно воспитывать.

В то же время, никакая система методов не может быть рекомендована раз и навсегда. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от условий их жизни и быта меняются не только отдельные методы воспитания, но и вся система в целом. Формирование любого нравственного качества предполагает воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся. Для этого необходимо применять сочетание различных методов воспитания.

Необходимо грамотно использовать различные методы, приемы и средства воспитания, стимулировать в воспитуемом способность активно реагировать на воспитательное воздействие. Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения. Они также используются с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения или характера взаимоотношений с людьми.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии»Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация для родителей и педагогов «Методы определения ведущей руки» Консультация для родителей и педагогов:"Методы определения ведущей руки" Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные.

Консультация для воспитателей «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Консультация для воспитателей: «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Двигательный режим включает в себя.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: - наблюдение и.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду»Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду» Изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов и воспитателей «Методы воспитания и их характеристика»
Опубликовано: 9 мая 2021 в 14:09
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов и воспитателей «Методы воспитания и их характеристика»» (включая файлы) размещена пользователем Федосова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД