Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Обучение детей рассказыванию»

Лариса Гунько
Консультация для воспитателей «Обучение детей рассказыванию»

Консультация «Обучение детей рассказыванию»

Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь.

Эта задача входит как составное в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

Публикация «Консультация для воспитателей „Обучение детей рассказыванию“» размещена в разделах

Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления. Прежде всего надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного содержания, способствовать точному мышлению, возникновению творческой способности.

Обучая ребёнка рассказыванию, я помогаю ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко и словопроизношения.

С детьми 3 -4 лет на занятиях по развитию речи нет специального раздела обучения рассказыванию. Особое внимание уделяла формированию навыков разговорной речи: дети слушали воспитателя, высказывались. Отвечая на мои вопросы, ребёнок описывал предмет, игрушку, картинку, занятие проводилось в игровой форме.

В средней, старшей и подготовительной группах на занятиях тоже использовала различные предметы и игрушки, картинки. Но в этом возрасте дети уже начинают овладевать основными видами монологической речи. С ними проводила специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы – по рассказыванию на темы из личного опыта. В подготовительной группе новым для детей видом обучения использовала занятия по творческому рассказыванию на предложенный мной сюжет.

Рассказы ребё нка могут быть разнообразны по содержанию: об игрушках, играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с друзьями, о природе и так далее.

В процессе подготовки к занятиям по развитию речи, я старалась отбирать такой материал для рассказывания, на основе которого углубляются нравственные представления и чувства ребёнка, его эмоциональные и эстетические переживания.

В процессе обучения дети овладевают умением составлять рассказы различных видов :

- рассказы на реалистические темы, которые требуют от ребёнка жизненно – достоверного, точного изложения фактов на темы из личного опыта;

- творческие, которые создаются при активной работе воображения;

- описательные, в которых ребёнок выделяет существенные признаки, качества предметов, существующие между ними связи и отношения.

Например, тема: «Собираем урожай»,

цель: обучение правильному построений предложений с однородными членами (определениями).

Или тема: «Зимние забавы»,

Цель: учить составлять подробные описания, активизировать словарь, за счёт слов, обозначающих одежду, цвета.

Составление разного вида рассказов – наиболее трудный для детей род речевой деятельности, поэтому я постепенно переходила от постановки простых заданий к более сложным, но посильным.

Постепенно приобретая опыт составления рассказов на темы реалистического характера, дети могут обращаться и к сказочным сюжетам. С живым интересом дети пробуют придумывать сказку с присущими ей жанрово – композиционными особенностями, сказочным зачином, повторами и так далее. Так совершенствуется словесное творчество.

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы – схемы.

Я разработала мнемотаблицы – схемы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, птицах, животных, насекомых, овощах и фруктах. Эти схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки предметов, обогащают словарный запас детей.

Для детей среднего дошкольного возраста использую цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка – зелёная, ягодка – красная. Позже – усложняла или изображала персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создавала в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Параллельно с этой работой использую речевые игры, настольно – печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, логическое и образное мышление, внимание, зрительное восприятие.

Для индивидуальной работы с детьми использую компьютерную программу «Учимся говорить правильно», серию компьютерных презентаций «Школа весёлого колобка» для составления описательных рассказов.

Обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но трудоёмкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий. Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Публикации по теме:

Наглядно-дидактическое пособие для занятий с дошкольниками по развитию речи «Времена года»Наглядно-дидактическое пособие для занятий с дошкольниками по развитию речи «Времена года» то пособие рекомендуется для занятий по развитию речи с детьми среднего и старшего дошкольного возраста! Такие занятия будут способствовать.

План работы школы передового опыта «Обучение детей ПДД» Цель работы ШПО: Создать в коллективе педагогов, посещающих ШПО, атмосферу значимости проблемы: «Обучение детей правилам дорожного движения».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Обучение детей рассказыванию»
Опубликовано: 7 декабря 2014 в 21:18
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД