Аноним
Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход к детям во время ООД»
▼ Скачать
Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход к детям во время ООД» Составила воспитатель : Иванова Н. А. ]Консультация для воспитателей
«Индивидуальный подход к детям во время ООД»
Публикация «Консультация для воспитателей „Индивидуальный подход к детям во время ООД“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Организованная образовательная деятельность (ООД) - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и образования детей в ДОУ. ООД – соединяет обучающую функцию и совместную деятельность. Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
«Видеть хорошее в человеке всегда трудно. Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог обязан это делать.»
А. С. Макаренко
Как известно, все дети разные, у каждого есть свои интересы, способности, они отличаются друг от друга своеобразием поведения. Как же подобрать ключик к каждому из них, узнать характер и особенности поступков, найти средства воздействия? Ведь от того как педагог сможет найти общий язык со своим воспитанником зависит успешное решение всех педагогических задач, которые стоят перед ним и достигнуть наилучших результатов в воспитании отдельной личности и создании хорошего детского коллектива. Одним из наиважнейших аспектов для успешной педагогической деятельности является индивидуальный подход.
Развитие индивидуальных качеств ребёнка - это обязательное и необходимое условие его всестороннего воспитания. Индивидуальный подход, в первую очередь, укрепляет положительные качества ребёнка и устраняет недостатки. В процессе воспитания и обучения необходимо опираться только на положительные качества ребёнка, своевременное и умелое вмешательство поможет избежать процесса перевоспитания и устранения недостатков в его характере и поведении. А. С. Макаренко писал: «Главные основы воспитания - закладываются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет- это 90% всего воспитательного процесса». А это означает что основы развития черт характера закладываются в дошкольном возрасте.
Работая над развитием личности педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Индивидуальный подход является важной составляющей при разрешении различных вопросов: от игры до организации трудовой и образовательной деятельности, при формировании нравственных качеств и творческих способностей и интересов детей. Немаловажное значение при изучении индивидуальных особенностей имеет знакомство с родителями ребёнка, с его семьёй, знание уклада жизни и взаимоотношений в семье.
Процесс индивидуального подхода невозможен без знаний педагогом психологии ребёнка.
Многие психологи: А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев и др. занимались вопросом индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Психология определяет понятие личности как индивидуальность, т. е. неповторимое сочетание психических и физических особенностей, присущих одному конкретному человеку и отличающих его от других людей. Для становления личности имеет большое значение особенности высшей нервной деятельности: темперамент влияет на активность, работоспособность, уравновешенность поведения, способности приспособления к различным внешним условиям. Так же на формирование личности влияет и характер, поэтому воспитанию характера так же уделяется большое внимание. Характер - совокупность устойчивых отличительных черт личности, он проявляется в поступках, в отношении к себе и другим людям, к труду. Характер формируется в процессе воспитания и обучения, он не является врождённым, его нужно постоянно развивать. Основные условия становления характера - это целенаправленная ежедневная работа и, что очень важно, - единые требования к ребёнку как в саду, так и в семье. Очень важным здесь является воспитание культуры поведения : в быту, в общении со взрослыми, сверстниками, в игре, на занятиях, другими словами воспитание у детей нравственных качеств. Деятельность должна быть обязательно целенаправленной и осознанной, в активной деятельности развиваются качества личности и её характер, поэтому индивидуальный подход невозможен без учёта деятельности ребёнка и без учёта отношения его к окружающему, а так же интересов ребёнка. Принцип индивидуального подхода должен прослеживаться во всей воспитательной и образовательной работе, ведущейся с детьми, педагог, работая с коллективом детей, тем не менее, должен решать задачу педагогического воздействия на каждого ребёнка, учитывая знание его психических особенностей и условий жизни. Очень важным условием эффективной индивидуальной работы является опора на положительные качества в личности, опора на них должна сочетаться с чуткостью, разумной требовательностью и уважением к ребёнку Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в различных сложных ситуациях и проявлениях поведения. Во всех случаях необходимо найти причину, это может быть и состояние здоровья, особенности темперамента, влияние условий окружающей среды. Устранять отклонения в поведении нужно как можно раньше, пока они не превратились в привычку. Поэтому необходим всесторонний глубокий анализ поступков детей. Нужно понять, почему ребёнок поступает именно так, а не иначе, вникнуть в мотив поступка и только тогда можно найти пути воздействия на него, правильно определить метод подхода к нему. Изучение индивидуальных способностей детей требует систематических наблюдений за ребёнком, установления контакта между ним и педагогом. Только установив доверительные отношения с ребёнком, когда он видит интерес взрослого к нему, чувствует что его переживания находят живой искренний отклик, только в таком случае можно понять особенности его психики и установить причину отрицательных черт характера и, воздействуя и искореняя эту причину, изменить поведение и характер в лучшую сторону. Тёплое участие, уважение к ребёнку помогут развить всё хорошее, что заложено в нём от природы.
Вот некоторые составляющие работы, на которые нужно обратить внимание в ходе индивидуальной работы с детьми в течение дня:
-беседы с родителями вовремя утреннего приёма о самочувствии ребёнка, поведении
-предоставление каждому ребёнку возможности заняться интересующим его делом, создание спокойной, радостной обстановки, её поддержание
-при подготовке к завтраку и во время его прохождения обращать внимание на оказание помощи детям не вполне владеющими культурно-гигиеническими навыками, помощь детям с плохим аппетитом, тем, кто кушает медленно
-привлекать детей к работе в уголке природы
-проведение работы с детьми робкими, застенчивыми, пропустившими предыдущие занятия, подготовить их к участию в общем занятии
-в ходе занятий обращать внимание, что бы всем было удобно сидеть, видно и слышно педагога, обязательно учитывать активность и степень усвоения каждым ребёнком материала
-воспитывая навык одеваться на прогулку уделять особое внимание болезненным и ослабленным детям, учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, побуждать помогать друг другу
-на прогулке осуществляются различные цели: преодоление застенчивости ребёнка, вовлечение его в коллектив, развитие наблюдательности, подготовка к участию в занятиях, воспитание трудовых навыков
-следить, что бы при подготовке к о сну дети не были излишне возбуждены
-обращать внимание на отношение детей к трудовой деятельности
-уделить внимание детям, которые проявляют особый интерес к какой-либо деятельности, выделяя её среди других
-разучивание стихов, скороговорок с детьми, страдающими затруднениями в речи
-общаясь вечером с родителями рассказать деятельности ребёнка в течении дня, ответить на их вопросы, дать рекомендации на интересующую их тему
Т. О. принцип индивидуального подхода, на мой взгляд, является основным в педагогическом процессе, он помогает формированию характера, всестороннему развитию личности ребёнка, способствует организации и воспитанию дружного детского коллектива.