Папки-передвижки

Консультация для воспитателей и родителей «Конструирование в младшей группе»

Анастасия Брёхова
Консультация для воспитателей и родителей «Конструирование в младшей группе»

Конструирование в младшей группе : как заинтересовать малышей

Конструктивная деятельность очень важна для гармоничного развития дошкольника. Она совершенствует мелкую моторику — движения рук становятся быстрыми и ловкими. Создание построек и поделок формирует у ребёнка самостоятельность, стремление к достижению цели, креативность, воспитывает эстетические чувства. В процессе конструирования малыш получает важный опыт исследовательского поведения. Во второй младшей группе эта деятельность по-прежнему тесно связана с игрой: на построенный стульчик ребёнок сажает куклу, сложенная из бумаги бабочка порхает вместе с ним по комнате. Однако сам процесс создания построек и поделок уже более сложен, предполагает предварительное обдумывание и большее разнообразие материала.

Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „Конструирование в младшей группе“» размещена в разделах

Методические аспекты конструирования в младшей группе

Конструирование — довольно сложный вид деятельности для дошкольников, в котором можно найти связь с конструктивно-технической и художественной деятельностью взрослых. Здесь предварительно намечается план, выбирается подходящий материал и техника работы, а результат деятельности имеет целью практическое применение, для ребёнка — это игра.

В 3–4 года дети уже становятся более самостоятельными, активными умственно и физически. Благодаря этому значительно обогащаются представления малышей о предметах и явлениях окружающего мира, что необходимо для занятий конструированием.

Задачи обучения конструированию, актуальные для в младшей группы

• Продолжать учить различать и называть основные строительные элементы (кубики и кирпичики, пластины и цилиндры).

• Формировать умение сочетать в постройках детали разных цветов.

• Учить располагать строительный материал (кирпичики и пластины) вертикально разными способами: в один ряд, по периметру четырёхугольника, по кругу.

• Побуждать создавать конструкции из разных деталей : столбики чередовать с кубиками, украшать столбики ворот трёхгранными призмами.

Учить изменять постройки разными способами: заменой деталей или же их надстраиванием в длину или высоту (у поезда добавить вагончики, башню сделать более высокой).

• Подводить малышей к анализу созданных построек.

• Побуждать дошкольников создавать постройки по замыслу (самостоятельный выбор темы, отбор материала, учиться их обыгрывать, объединять в сюжетную игру (дорожка и домики — это улица, столик, стульчик и диван — кукольная мебель).

• Вырабатывать у детей привычку аккуратно складывать элементы в коробочку после окончания занятия или игры.

• Учить малышей преобразовывать бумажные заготовки в объё мные формы различными способами: сгибанием, разрыванием, сминанием, скручиванием.

Виды конструирования в младшей группе

При работе с воспитанниками второй младшей группы используются 2 вида конструирования :

• Техническое (или модельное)конструирование из строительных материалов ( деталей различной геометрической формы: кубики, кирпичики, бруски, пластины, цилиндры, арки) и конструктора «Лего». Таким способом ребята моделируют простейшие реальные объекты, стараясь добиваться структурного и функционального сходства (дом с крышей, ворота с плоским перекрытием или аркой, диван со спинкой и подлокотниками и т. д.). По мере накапливания опыта конструкции усложняются путём добавления новых элементов. Детали наборов представляют собой правильные геометрические тела, что позволяет с наименьшими трудностями получить постройку с пропорциональным и симметричным расположением частей.

• Художественное — это конструирование из бумаги и природного материала (в младшей группе это создание на участке построек из снега и песка). Такая деятельность уже не предполагает точных геометрических форм, поделки могут лишь отдалённо напоминать реальные предметы и объекты. Однако более ценна их эстетическая ценность: ребёнку предоставляется больше возможности для импровизации и украшения. Такие поделки не всегда имеют функциональное предназначение: к примеру, с бумажным сердечком не всегда можно поиграть, зато его можно подарить маме или повесить дома на стену, чтобы малыш мог любоваться своим творением. Создавая образ в художественном конструировании, дошкольники выражают своё отношение к нему, легко нарушая пропорции, цвет и форму (так, тело и голова птички или животного — это просто 2 круга разного размера).

Конструирование из природного материала в младшей группе практикуется не на занятиях, а во время прогулки. Из песка малыши лепят дорожки, горки, мосты, используя формочки и ведёрки, готовят куличики и пирожки. Зимой из снега получаются замечательные горки, снеговики, фигуры животных, крепости. Таким образом, конструирование органично вписывается в игровой процесс. Здесь же дети незаметно знакомятся со свойствами материалов: понимают, что песок бывает сыпучий и сырой, но постройки делать можно только лишь из последнего. Снег также не всегда пригоден для лепки: когда на улице слишком холодно, он рассыпается в руках, а для создания построек подходит только липкий.

Какие материалы уместно использовать в младшей группе

Чтобы занятие прошло успешно, воспитатель должен тщательно продумывать, какой материал нужно использовать. Для модельного конструирования лучше всего подойдут индивидуальные строительные наборы, включающие в себя детали различных форм и размеров (детали могут быть как деревянными, так и пластмассовыми). Ведь малышам четвёртого года жизни удобнее создавать постройки поодиночке.

Любой материал, с которым дети работают, должен привлекать их своим внешним видом.

Для лего-конструирования подбираются наборы с крупными деталями и простыми соединениями. Можно использовать специальные тематические комплекты (например, LEGO Duplo, включающий в себя арки, полукруглые формы, клювики, фигурки животных и пр.).

Что касается бумажного конструирования, то воспитатель использует на занятиях бумагу разного цвета и качества (тонкую и картон, матовую и глянцевую) и клей. Также для дополнения поделки детям предоставляется дополнительный материал: цветные карандаши, пластилин, поролон, зубочистки, вата, пряжа и пр.

Природный материал — самый простой в использовании, поскольку он не требует материальных затрат, а находится прямо под ногами детей. С другой стороны, сооружение построек зависит от погодных условий и сезона.

Размеры поделок, предварительное изготовление деталей

Постройки из строительного материала обычно соотносятся с какой-либо игрушкой (например, ворота или гараж для машинки, мебель для куклы, загон для игрушечной лошадки). В соответствии с этим и определяется размер конструкции.

Художественные поделки из бумаги обычно не бывают большими. Пусть птичка, сердечко или солнышко не превышает по размеру детскую ладошку. Что касается построек из природных материалов — снега и песка, то они могут быть достаточно объёмными. Малыши очень любят большие снежные постройки, которые можно обхватить руками. Также им нравится сравнивать по размеру песочные куличики, пусть они даже будут сделаны с помощью большого детского ведра.

Что касается подготовки материала к занятию, то у детей должно быть в наличии большее количество деталей, чем это необходимо. Например, при постройке ворот пусть малыши поразмышляют, сами выберут нужные элементы из множества.

Очень удобно, когда материал предоставляется каждому ребё нку в отдельном контейнере или коробке: это организует дошкольника, приучает его к порядку и аккуратности.

Конструирование из бумаги требует предварительного изготовления исходных деталей. В младшей группе этим полностью занимается воспитатель. Он вырезает заготовки разной формы, если нужно — делает сгибы и надрезы. Задача же маленьких конструкторов — сложить и склеить элементы. Если поделки предполагают украшение аппликативными деталями, то их также предоставляет педагог.

Вспомогательные техники при создании поделки (элементы рисования, аппликация)

Воспитатель может предложить детям украсить готовую поделку архитектурными элементами. Это не повлияет на её функциональное назначение, но сделает более ценной эстетически. Например, заборчик из цилиндров можно украсить конусами.

Бумажное конструирование тесно связано с такими видами деятельности, как рисование, аппликация и лепка. Аппликативные детали придадут поделке выразительность. Например, ёлочку можно украсить разноцветными пластилиновыми шариками и гирляндами, а бабочке таким же способом сделать пятнышки. Животным и птицам, сделанным из бумаги, можно нарисовать глазки, усики, пятнышки карандашом или фломастером (носик же хорошо смотрится из пластилина).

Что касается построек из снега на участке, то детям очень нравится их раскрашивать (конечно, это делается вместе с воспитателем). Для этих целей лучше всего использовать гуашь.

Индивидуальный подход на занятии

Во второй младшей группе дошкольники ещё очень различаются по своим способностям. Ведь кто-то из них посещал ясельную группу, а кто-то только недавно пришёл в детский сад. И педагог обязательно должен учитывать этот момент при организации конструктивной деятельности. Некоторым малышам нужно уделять особое внимание, направлять их (например, ещё раз продемонстрировать последовательность действий при сооружении мостика, ворот, забора и пр.).

Детям же, которые быстро справляются с заданием, нужно усложнять его или давать дополнительное (например, построить ещё одни ворота для более высокой машины или соорудить более широкий диванчик, чтобы на нём разместились не 2, а 3 куклы, украсить заборчик из цилиндров конусами). Это же касается и бумажной поделки: быстро успевающие дошкольники могут украсить её аппликативными деталями или сделать ещё одну, но другого размера или цвета.

Приёмы работы на занятии по конструированию

Обучая воспитанников младшей группы конструированию, педагог использует различные методы и приёмы.

Воспитатель демонстрирует детям последовательность создания конструкции. В этом возрасте уже можно начинать использовать простейшие схемы, подробно объясняя их дошкольниками.

Педагог закрепляет навыки, приобретённые в ясельной группе, и одновременно вырабатывает новые, более сложные. Так, ребята уже умеют располагать кирпичики и пластины горизонтально (в один ряд — дорога) и вертикально (на некотором расстоянии или плотно друг к другу — забор для домика, вольер для животных). Но теперь задание усложняется: детям предлагается подумать, как сделать так, чтобы по дороге проехала большая машина (уложить детали в 2 или 3 ряда либо разместить их поперёк, рядом друг с другом).

При работе с малышами 3–4 лет большое внимание уделяется предварительному обследованию образца, выделению его составных частей. Так, домик складывается из стен и крыши, а ворота — из цилиндров (кирпичиков) и перекрытия.

Педагог не должен давать дошкольникам готовых решений, а подталкивать их к самостоятельному разрешению конструктивной задачи. Например, большая машина не может проехать в эти ворота, нужно подумать, как же их перестроить. Или загон для коров высокий и большой, а телята меньше их по размеру. Какой же загон построить для них?

Чтобы вызвать у дошкольников интерес к постройкам, воспитатель показывает, как с ними можно играть, предоставляет ребятам подходящие игрушки, помогает придать игре новое содержание, направить её сюжет.

Чтобы конструктивная деятельность ещё больше увлекала детей, в занятие следует включать стихотворения, песенки, сказки, физкульминутки соответствующей тематики. Например, когда ребята строят широкую дорогу для грузовиков, которые повезут фрукты и овощи, можно спеть им куплет из песни «Урожайная» (музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной) :

• Едем, едем мы домой

На машине грузовой.

Ворота отворяй,

Едет с поля урожай.

Ой, да, отворяй,

Едет с поля урожай!

При конструировании башни можно рассказать коротенькую сказочную историю про принцессу, которую злой колдун заточил в высокой башне.

При создании поделок из бумаги вначале воспитатель просто знакомит малышей с этим материалом: даёт пощупать его, ощутить гладкость или шершавость. Следующий этап — выработка у дошкольников элементарных приё мов работы с бумагой: оказывается, её можно мять, складывать, скручивать, отрывать большие и маленькие кусочки. Конечно же, малышам будут интересны такие манипуляции, тем более что они сопровождаются характерными звуками.

Для многих художественных поделок воспитатель может использовать универсальный шаблон — большой и маленький круг (один вырезается из другого). Большой, сложенный пополам, — это тело животного или птицы. К нему приклеивается маленький круг — голова. Далее конструкция дополняется деталями — рисуются пятна или полоски, приклеиваются глазки, усики, крылышки. В итоге получается тигр, собака, кошка, слоник, птичка и т. д.

Также можно использовать метод создания поделок из бумажных полосок разной толщины и длины. Таким способом получается солнышко, осьминог, сердечко, хвостик у птички и пр.

При создании построек из снега педагог направляет действия дошкольников — обучает их приёмам работы лопатой. Так, чтобы сделать горку, сугроб сначала утрамбовывается, а затем формируется спуск: нужно несколько раз провести лопаткой от вершины горки к её подножию.

Как мотивировать малышей к конструктивной деятельности

Ключевая задача педагога, работающего с малышами 3–4 лет, — вызвать у них желание к созданию построек и поделок. Для этого наиболее приемлемой будет игровая мотивация, поскольку роль игрушки в данном возрасте ещё очень велика. Увлечённый желанием помочь или порадовать игрового персонажа ребёнок примет проблемную ситуацию, которую придумает педагог, и будет действовать в ней. Приведё м конкретные примеры:

• В группу приходит письмо от плюшевого мишки. Он пишет ребятам, что ему и другим игрушкам очень нравится их группа и им бы хотелось поселиться в ней. Но для этого дети должны построить для новых обитателей домики из строительного материала.

• Грузовой машине нужно съездить за урожаем для кукол, но для этого нужно проложить широкую дорогу из кирпичиков. Или же куклы Маша и Катя живут в домиках и очень любят купаться. Они очень хотели бы, чтобы их дома и речку соединяли удобные дорожки, но не знают, как это сделать.

• Игрушечные животные (фигурки) мечтают прокатиться на паровозе — малыши с удовольствием построят для них длинный поезд из вагончиков-кубиков.

• Чтобы коровы и телята не ушли далеко в лес и не потерялись, нужно сделать им загоны.

• Чтобы зайчик в лесу не намок под дождём, нужно построить ему домик.

• В гости к ребятам приходит сказочный Колобок. Он и на окошке лежал, и по лесу бежал, а вот на башенке никогда не сидел. Нужно предоставить ему такую возможность — построить высокую башню из кубиков или из конструктора «Лего».

Процесс создания постройки станет для малышей ещё интереснее, если она будет нести для них практическое значение: после занятия они смогут поиграть с машинками и гаражами, которые они сделали из кубиков или «Лего», для куколок можно будет устроить чаепитие на новых стульчиках, на горке покатать игрушечных животных.

Мотивировать к созданию поделки воспитанников младшей группы можно предложением сделать подарок маме. Можно смастерить ей из бумаги красивую книжку, склеить сердечко, солнышко или цветочек.

Дети любят делать приятное взрослым, чувствовать себя нужными и самостоятельными. Педагог говорит им, что очень хочет посмотреть, как разноцветные осенние листья красиво падают на землю. И дети с радостью примутся за работу — разорвут цветную бумагу на кусочки, чтобы получился красочный листопад. Или воспитательница с огорчением сообщает ребятам, что у неё сломался зонтик, и просит их смастерить ей новый из бумаги.

Занятие по конструированию во второй младшей группе

Занятие по конструированию в ДОУ имеет определё нную структуру:

1. Вводный этап — игровое начало занятия (3–5 минут).

2. Основной этап — непосредственная деятельность по конструированию с пояснениями педагога и самостоятельной работой дошкольников (до 10 минут).

3. Заключительный этап — выставка готовых работ, подведение итогов (до 5 минут).

Это важно. НОД по конструированию во второй младшей группе не превышает 15 минут.

Анализ занятия по конструированию

Обучая детей конструированию, педагог особое внимание должен уделять анализу занятия. При этом оценивается не только конкретный результат работы (красивая и аккуратная постройка или поделка, но и сам процесс конструирования : как внимательно ребята рассматривали образец, подбирали материалы, последовательно ли выполняли действия, использовали ли вспомогательные техники.

Воспитатель общается и со всем детским коллективом, и с каждым малышом в отдельности, чтобы убедиться, что новый материал хорошо усвоен.

Необходимо, чтобы педагог не просто сам проводил анализ, а побуждал к этому и воспитанников. Так, рассматривая построенные мосты, малыши пробуют сами определить, устойчивы ли опоры у конкретных построек (они должны быть крупными и невысокими, правильно ли выбрана деталь для перекрытия (иначе мост развалится). Затем акцент переносится на цветовое оформление сооружения: выделяются наиболее интересные варианты — контрастные мосты или, напротив, однотонные.

Другой пример — постройка домика для игрушки. Воспитатель может обратиться к игровому персонажу, например матрёшке, с вопросами: нравится ли ей жить в таком домике, из каких деталей он построен, какого цвета стены и крыша.

Кроме того, нужно отметить тех ребят, кто справился с заданием не только правильно, но и быстро: без труда подобрал детали, ставил их в необходимой последовательности, не делал ненужных беспорядочных движений.

Если кто-то из малышей плохо справился с работой, то воспитатель не должен его ругать, а похвалить за старание. Нужно поддержать ребёнка, сказав, что в следующий раз он обязательно покажет отличный результат (при этом педагог проводит с ним индивидуальную работу в свободное время).

Конструирование как тема по самообразованию воспитателя в младшей группы

Конструирование — широкая и многогранная тема, которая представляет большой потенциал для самообразования педагога. Воспитатель, работающий во второй младшей группе, может углублённо работать над следующими темами.

• «Связь модельного конструирования с сюжетно-ролевой игрой». В раннем возрасте создание поделок практически неотделимо от игровых манипуляций с игрушками, и педагог может трансформировать это в конкретные увлекательные сюжеты.

«Лего-конструирование в рамках ФГОС». Это актуальное направление, когда так популярны «умные игры», способствующие развитию ребёнка. Яркий и полифункциональный материал «Лего» представляет собой огромные возможности для экспериментально-исследовательской деятельности младшего дошкольника.

«Приобщение малышей 3–4 лет к технике оригами». Малыши четвёртого года жизни уже могут делать простейшие поделки, главным образом животных, с которыми потом можно поиграть или забрать домой.

• «Развитие мелкой моторики воспитанников второй младшей группы через конструирование». Конструирование предполагает мелкую, кропотливую работу рук, что, в свою очередь, оказывает важное влияние на развитие речи.

• «Развитие творческих способностей ребёнка через художественное конструирование». Главный акцент здесь ставится не на практическом применении поделки, а на её эстетической составляющей.

Каждый вид конструирования во второй младшей группе имеет свои особенности, но все они важны для развития малыша. Создавая постройку из строительного материала, песка, снега или поделку из бумаги, ребёнок отражает знания об устройстве окружающего мира, получает конкретный материальный продукт, предназначаемый в основном для практического применения — игры. Задача педагога — поддерживать детский интерес к этому полезному виду деятельности, подбирая увлекательные темы и создавая положительную мотивацию.

Публикации по теме:

Консультация для родителей дошкольников «Конструирование в жизни ребёнка»Консультация для родителей дошкольников «Конструирование в жизни ребёнка» Конструирование-это пожалуй самый любимый вид увлекательной и полезной деятельности дошкольников. Занимаясь конструированием дети ориентируются.

Консультация для родителей и воспитателей «Игра»Консультация для родителей и воспитателей «Игра» Консультация для родителей и воспитателей на тему: Сюжетно-ролевая игра в старшей группе детского сада Игра остаётся основным видом деятельности.

Консультация для родителей и воспитателей «Адвент-календарь дома и в ДОО»Консультация для родителей и воспитателей «Адвент-календарь дома и в ДОО» Новый год - пожалуй, самый волшебный праздник. Ведь как не один другой праздник он пропитан ожиданием чуда, детскими восторгами, затаенными.

Консультация для родителей и воспитателей «Чем полезен бизиборд?»Консультация для родителей и воспитателей «Чем полезен бизиборд?» Консультация для родителей и воспитателей «Чем полезен бизиборд?» Совсем недавно в группу мы приобрели бизиборд, и он сразу же стал.

Консультация для родителей и воспитателей: «Что вы могли не знать о снеговике»Консультация для родителей и воспитателей: «Что вы могли не знать о снеговике» Морковкой нос, в руке метла, боится солнца и тепла. С приходом зимы всё становится похожим на чудесную сказку, и в каждом дворе, словно.

Консультация для родителей и воспитателей «Отпуск — только для отдыха»Консультация для родителей и воспитателей «Отпуск — только для отдыха» Пора отпусков в самом разгаре. Большую ошибку совершают те, кто тратит отпуск на ремонт квартиры, выпускные и вступительные экзамены.

Консультация для родителей «Конструирование из деталей настольного конструктора как средство развития мелкой моторики» Любое конструирование безусловно является эффективным средством развития мелкой моторики рук. Также оно способствует развитию и совершенствованию.

Консультация для родителей «Конструирование в детском саду»Консультация для родителей «Конструирование в детском саду» Уважаемые родители! Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных.

Консультация для воспитателей и родителей «Детский дворовой фольклор»Консультация для воспитателей и родителей «Детский дворовой фольклор» Не бывает детства без игр, и не бывает детства без считалок, закличек, дразнилок, мирилок. Дома во дворе, на детских площадках, и даже.

Консультация для воспитателей «Подготовка детей к праздникам в младшей группе» Подготовка к празднику в детском саду всегда зависит от многих факторов. Самым важным фактором является тесное сотрудничество музыкального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей и родителей «Конструирование в младшей группе»
Опубликовано: 24 августа 2020 в 10:01
+51Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД