Юлия Токарева
Консультация для воспитателей «Работа с гуашью и акварелью»
▼ Скачать +Заказ
Работа с гуашью и акварелью.
Гуашь бывает жидкая и в таблетках. Гуашь в таблетках разводят вводе – при высыхании рисунок достаточно быстро светлеет. Жидкие краски имеют более грубую основу, поэтому желательно не допускать их высыхания. В отличие от акварели, гуашь содержит в своем составе белила, которые делают ее непрозрачной, плотной, непроницаемой – иначе говоря, кроющей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Работа с гуашью и акварелью“» размещена в разделах
- Акварель. Рисование акварельными красками
- Гуашь. Рисование гуашевыми красками
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Работа гуашью не требует длительного времени для получения зримого результата, что важно в условиях дошкольного учреждения. Таким материалом можно работать без опасения выйти за края контура. «Это не «чистописание», а рисунок кистью, здесь живопись, - так говорит о технике работы гуашью педагог – учитель изобразительного искусства Б. М. Неменский, - именно такая работа скорее воспитает и организует руку, сделает пальцы чуткими к малейшим движениям».
Для жидкой гуаши лучше использовать щетинную кисть. У нее есть плоскость, тонкий край, или уголок, ею можно закрашивать плоскость разными приемами и проводить тонкие линии.
Акварель – это водяные прозрачные краски ( помните: вода – единственное для акварели растворяющее средство).
Краска,высохнув, становится значительно бледнее ее натурального тона, поэтому нанося акварель на бумагу, мы намеренно усиливаем цвет.
Для работы в любой технике необходимо освоить следующие изобразительные средства: точку, штрих, мазок, линию, тон и цвет.
Мазок. Форма его зависит от формы волоса кисти, густоты и способа нанесения краски. Концом круглой кисти можно сделать мазок – точку, мазок – штрих и мазок – линию, применяемые при обводке контуров и прорисовке деталей. Вся масса волоса кисти дает широкий мазок – полоску необходимый для окраски больших фигур. Плоская кисть подходит для изображения прямоугольных форм. Прикладыванием (примакиванием) кисти к бумаге получают мазок – отпечаток, повторяющий форму волоса кисти. Прямолинейное движение кисти образует прямые линии и полосы, криволинейное – кривые линии, полосы и мазки сложной формы с росчерком. Раздельными и слитными мазками можно передать цвет любого предмета.
Тон. Поверхность каждого предмета обладает своим тоном, или видимой светлотой. Его передают штриховкой, тушевкой и окраской.
Окраска осуществляется заливкой, отмывкой и «сухой кистью». Заливка применяется для нанесения ровного тона или нескольких тонов, плавно переходящих друг в друга. Отмывка используется для окраски поверхностей, имеющих неровную светлоту. «Сухая кисть» используется для окраски изображений предметов, поверхность которых обладает светлой, неровной, шероховатой, ворсистой фактурой. Для этого необходима густая краска, которую наносят на бумагу сухой кистью скользящими движениями или тычком.
Цвет. Все цвета спектрального круга называются хроматическими. Они обладают тремя свойствами : цветовым тоном, насыщенностью и светлостью.
Цветовой тон – это оттенок, характеризующий цвет (красный, оранжевый, желтый и т. д., главный признак отличающий хроматические цвета. Насыщенность – это степень выраженности цветового тона. Насыщенными называют цвета цветового круга, малонасыщенными – осветленные или затемненные цвета. Светлота – это признак, определяющий цвет как светлый или темный. В цветовом круге наибольшей светлотой обладает желтый цвет, а наименьшей фиолетовый.
Кроме хроматических цветов есть цвета ахроматические – черный, белый, серый. Они обладают одним свойством – светлотой. Основными цветами считаются желтый, синий, красный. Другие цвета получают при смешении основных и называют производными или сложными. У детей посредством постоянных тренировок можно и нужно развивать навык целенаправленного создания образа. Именно это формирует способность искать, видеть художественный образ в произведениях профессиональных художников, воспринимать через форму содержание.
Мы определили три основных направления в обучении детей дошкольного возраста рисованию в «жидких техниках» :
1. Знакомство с особенностями изобразительных материалов и разными техниками работы;
2. Формирование необходимых умений и навыков в процессе обучения;
3. Применение в самостоятельной деятельности различных методов и приемов рисования, которыми дети овладели на занятиях.
Принимая известную в дошкольной педагогике классификацию методов и приемов, мы определили как доминантные следующие:
- диалогичность;
- вхождение в образ.
Метод «диалогичности»
Помните: педагог и ребенок – собеседники. Приучая ребенка внутреннюю речь приводить во внешнюю, понятную собеседнику, педагог должен подвести его к свободным ассоциативным формам мышления и выражения и в изобразительном языке, и в сложной речи. Именно поэтому нетерпимы монолог, сообщение знаний. Наивные словесные образы детей, ассоциации – бесценный материал для педагога, который должен поддержать зарождающийся у детей интерес к сравнениям. Самостоятельному мышлению, активизировать их потребность и способность «вглядываться».
Эффективны также использование в беседах тем, отражающих личный 9 эмоциональный, визуальный, бытовой) опыт детей, а также актуализация этого опыта для осознания темы занятия (прием «эмоционального вживания»). Так, при рисовании пейзажа дети могут лечь на ковер, представить, что отдыхают на цветочной поляне, наблюдают замедленно плывущие облака, а яркое ослепительное солнце заставляет их жмуриться… А теперь они – птицы, поднявшиеся в небо. И с высоты рассматривают цветные пятна на нарядной поверхности Земли.
И мы начинаем рисовать широкие полосы на листе.
- у кого больше неба?
- Кто смотрит снизу?
- Перед кем красивым ковром раскинулась Земля?
При знакомстве с теплыми и холодными цветами также обыгрываются разные ситуации. Прохладным утром мы любуемся голубым небом, нам приятно умываться в синей речке. Греться бежим к печке, где потрескивает огонь.
Работу с новыми материалами можно нечать так: «мир устроен так, что всему надо учиться, даже волшебству. Поэтому одних инструментов мало, нужно еще уметь «колдовать» ими». И начинается «колдовство».
«Колдовать» дети учатся основным инструментом – кистью, беличьей, колонковой и щетинной. Каждая дает богатые изобразительные возможности (проводить тонкие и широкие линии, наносить мазки разные по характеру, покрывать поверхность).
Основными живописными материалами, используемыми в ДОО, как мы уже сказали, являются акварель и гуашь. Знакомство с ними происходит на протяжении нескольких занятий.
Одинаковое ли количество воды нам понадобиться? Экспериментируем.
- Гуашь можно набрать на кисть и без воды.
- а акварель? (нельзя)
- Вывод: вода в гуаши нужна лишь для того, чтобы краска была чуть жиже и чтобы смыть ее с кисти.
Акварель Гуашь
Живет в маленьких коробочках. Краски находятся
Рядом друг с другом, крышками не прикрыты (не бояться высохнуть).
Коробка – это дом, а в нем квартиры – это баночки с крышками.
Краски боятся потерять влагу и высохнуть. Правило: после работы краски обязательно закрывать.
На какое слово похоже слово «Акварель»? (Аквариум, акваланг.) Название этой краски
Образовано от слова «аква» - вода. Чем будем разводить? Давайте проверим. Тоже разводится водой. Этим они и похожи.
Гуашь - краска густая. Обмакни, и кисточка нарядится в яркую одежду. Краски издалека видны, они словно отзываются на наш голос:
- Я – желтая!
А я - красная!
А акварели без воды не обойтись. Когда набираем ее на кисть, цвет не виден: он прячется в мокрых ворсинках кисти. Краска яркая, легкая, звучащая, любит воду. Да и пачкает она воду в банке меньше. А гуашь «замарашка», нужно чаще менять воду при работе с ней.
Итак, акварель – водянистая краска. Чтобы работать с ней, необходимо большое количество воды. Вода прозрачная, значит, и слой краски, наносимый на лист, должен быть прозрачен. Это еще один признак акварели.
Для закрепления понятия «прозрачность краски» проводится занятие «Воздушные шары Феи».
Дети рисуют акварелью, разведенной в небольшом количестве воды.